Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что представления о себе являются основой самооценки младших школьников, их отношения к себе.
Качественное изменение и перестройка содержания представлений о себе тесным образом связаны с узловыми моментами развития личности, рубежами возрастного развития. Одним из таких периодов является возраст 7-9 лет.
Поиск жизненного смысла, обретение собственной идентичности, своего осознанного, а не навязанного «Я» - сложная задача для младшего школьника. В этом возрасте ребенок только начинает задумываться над вопросами, кто он такой в этом мире, кто его семья, каким он является по сравнению с другими сверстниками, найти что-то особенное в себе, свою индивидуальность, то, чего нет в других, и часто не знает, как на них ответить.
Именно в младшем школьном возрасте происходит становление и формирование тех глубинных структур, которые затем осуществляют регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований. От них во многом зависит дальнейшее психологическое развитие личности, возможности его личностного и социального самоопределения, самоотношения и самовосприятия, осуществление ведущей деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Среди отечественных исследователей представления о себе можно назвать работы С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Г. Спиркина, И. С. Кона, В. С. Мухиной, В. В. Столина и др.
В зарубежной психологии этой проблемой занимались представители разных направлений: интроспективного А. Пфендер, Т. Липпс, психоаналитического направления в теории личности 3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон.
Объект исследования - развитие представления о себе младших школьников.
Предмет исследования - психологическое содержание представлений о себе детей в младшем школьном возрасте.
Цель курсовой работы – теоретически проанализировать особенности представления о себе у младших школьников.
Задачи:
- определить сущность понятия «представления о себе» в психолого-педагогической науке.
- исследовать психологические особенности личности ребенка младшего школьного возраста.
- выявить особенности представления о себе в младшем школьном возрасте.
Методы исследования - теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы представления о себе в младшем школьном возрасте
1.1. Сущность понятия «представления о себе» в психолого-педагогической науке
В отечественной психологии проблема «представления о себе» в изучении личности считается одной из сложных. С ней связывают исследование личности как «Я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца.
Одним из главных положений психологии личности является Я.
Под этим понятием понимается содержательно – динамический подход самосознания как переживания непрерывной идентичности и целостности человека [30]. Я – компонент личности, содержащий различные представления о себе, представления о своих качествах в настоящем и в будущем, отношение к себе, отношение к разным сторонам своей личности. Один из аспектов Я личности – идентичность, вместо состояния осознания индивидуальной идентичности, преемственности и единства, формирующиеся на базе соотнесения себя с ценностями, существующими в обществе.
В отечественной психологии термин «идентичность» стали использовать относительно недавно, оно не было предметом практического и теоретического изучения. В последние годы понятие «идентичность» появляется в отечественной литературе. Начиная с работ Э. Эриксона понятие «идентичность» в зарубежной литературе получило большую популярность и на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей категориального аппарата [31].
Идентичность - это понятие, выражающее неповторимость и уникальность личности, единство реального поведения с убеждениями и стремлениями человека. Д. Майерс отмечает, что ощущение самих себя лежит в основе нашего мира [15].
В гуманистической теории личности Э. Фромм выделяет необходимость в идентичности, как одну из экзистенциальных необходимостей человека. Понимание непохожести на других, идентичности с самим собой дает возможность личности достичь позитивной свободы. Это состояние, когда индивид ощущает свою цельность с другими людьми и обществом, но зависит от внешнего мира. Индивид способен заботиться о других и любить их, быть активным и творческим [22].
Интерес к изучению глубинных психологических структур и процессов личности привел к возникновению в психолого-педагогических исследованиях понятия «Образ Я». Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано.
Изучением понятия «представления о себе» в разные периоды занимались множество ученых, принадлежавших к различным, порой противоречащих друг другу, направлениям научной мысли. Но вопрос об определении содержания термина «представления о себе» остается дискуссионным и в настоящее время.
Осуществляя анализ имеющихся исследовательских работ, посвященных «представлению о себе» Т.Г. Волкова намечает три обобщенных направления. Первое направление изучение проблемы формирования «представления о себе» базируется на анализе субъектных свойств человека, внутренних источников активности, структуре самосознания. Второе направление анализа предполагает определение теоретико-методологического основания исследований формирования «представления о себе», от отправной теории зависит определение содержания понятия «Образ Я» и акцент на изучении того или иного аспекта. Третье направление – определение методологической стратегии исследований [6].
Основоположником изучения «представления о себе» принято считать У. Джемса, который ввел термины «чистое Я» (познающее) и «эмпирическое Я» (познаваемое) как образующие самосознания личности [9].
По Р. Бернсу представления человека о себе как Я - концепция, включает убеждение, оценки и склонности поведения. Я - концепция главный фактор создания психики и поведения человека, потому что она является определяющей интерпретацией опыта и является источником перспектив индивида. Я – концепция рассматривается как личностный набор установок, направленных на самого себя. Она описывает интерпретацию опыта и является источником ожиданий индивида.
Р. Бернс описывает следующие варианты глобальной Я - концепции: реальное Я (представление человека о том, какой он на самом деле), идеальное Я (представление человека о том, каким он хотел бы быть), зеркальное Я (представление человека о том, как его воспринимают другие).
Каждый вариант Я-концепции включает четыре подхода содержания самосознания: физическое Я, социальное Я, интеллектуальное Я, эмоциональное Я. Я - концепция может быть положительной и отрицательной, это зависит от самооценки личности. Полноту человеческой жизни обеспечивает адекватная Я - концепция. По мнению Р. Бернса, понятие «идентичность» в своей основе синонимично Я - концепции [3].
В соответствии с уровнями активности человека как организма, социального индивида или личности в Я - концепции выделяют:
1) физическое Я - образ (схема тела), который определяется необходимостью в физическом благополучии организма;
2) различные основы общественной идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанный с необходимостью индивида в принадлежности к обществу;
3) дифференцирующий образ Я, который характеризует представлением о себе по сравнению с другими людьми, предоставляет человеку чувство собственной самобытности и обеспечивает необходимость в самоопределении и самореализации [18].
В.С. Агапов указывает, что рассмотрение «представления о себе» в рамках проблемы самосознания следует делать посредством анализа более общего понятия «Я-концепции», не смешивая два этих термина [1]. Самооценка, «Образ Я», самоотношение – это компоненты «Я-концепции», разделить которые можно только абстрактно. «Я-концепция» – продукт сознания, самосознания и бессознательного, «Образ Я» – целостное, но не полное представление. Изменения «образов Я» и частных самооценок не изменяют «Я-концепцию», составляющую ядро личности.
Представители структурно-динамического направления А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, изучая «представление о себе», соотносят самосознания и «Образ Я» как устойчивую и динамичную характеристики. Ученые отмечают, что ««представление о себе» складывается под влиянием оценочного отношения собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с другими людьми и социальными нормами [11].
В работах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна выделяются два компонента образа «Я». Знание о себе выступают в качестве когнитивного компонента, отношение к себе – суть аффективного компонента. Когнитивный и аффективный компоненты могут вступать в противоречивые отношения между собой [7].
В исследованиях Ф. Патаки, Е.Т. Соколовой «представление о себе» рассматривается как интегративное установочное образование, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент «Образа Я» представляет собой образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности. Отношение к самому себе – суть аффективного компонента «Образа Я». Реальная реализация мотивов, целей в поведении человека составляют содержание поведенческого компонента [20].
Исследователи П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова представляют образ «Я» в виде образования, структура которого представлена также тремя компонентами: когнитивным, аффективным, функционально-поведенческим. Функционально-поведенческий компонент связан с волевой сферой человека [28].
И.С. Кон описывает «представление о себе» как активное, творческое, интегративное начало, позволяющее человеку осознавать себя и регулировать свое поведение. Автор подчеркивает двойственность «Я»: активное «Я» как субъект мышления (эго) и «Я» как объект восприятия («Образ Я»). «Образ Я» определяется И.С. Коном не только как отражение в форме представлений или понятий, но и как социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [25].
И.С. Кон выделяет четыре уровня формирования «представления о себе». Во-первых, неосознанные установки, представленные в переживаниях; во-вторых, осознание и оценка отдельных своих качеств в их целостности; в-третьих, интеграция в общую систему ценностей человека; и, в-четвертых, осознание своих жизненных целей и средств для их достижения [13].
Е.И. Исаев, И.С. Кон, В.И. Слободчиков и другие описывают характеристики «представления о себе»: когнитивная сложность и дифференцированность; выраженность и состав «Образа Я»; внутренняя согласованность; устойчивость во времени; отношение к себе [23].
В.В. Столин выделяет три уровня «представления о себе». Первый уровень представлен физическим «Образ Я» (схема тела). Второй уровень связан с социальной идентичностью, основанной на потребности индивида принадлежать к общности. Третий уровень – это дифференцирующий «Образ Я», характеризующий знания о себе в сравнении с другими людьми, придающий индивиду ощущение собственной уникальности и обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации [25].
По мнению В.В. Столина «Образ Я» формируется на основе активности человека и представляет собой знания или представления человека о себе. Автор считает, что содержание «Образа Я» составляют: знания об общих чертах и характеристиках человека, которые объединяют его с другими; знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми [25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов В.С., Сидоренко Д.П., Шенцева Н.Н. Эмпирический анализ структуры социального «Я» школьников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 42–50.
2. Ахметзянова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. – Казань, 2016 –91 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2015. 422 с.
4. Богатырева Т.Л. Развитие «Я-концепции» у младших подростков в тренинговых занятиях: автореф. дисс. … канд. псих. наук. СПб., 2008. 224 с.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии, – 2018. № 7 С. 15– 27.
6. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 1–4.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2015. 1136 с.
8. Вяткин Б.А., Дофман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Том 19, № 2. С. 145–160.
9. Джемс У.Д. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М., 2011. 368 с.
10. Ермолова, Т. В., Временной аспект образа себя у старших дошкольников / Т. В. Ермолова, И. С. Колмогорцева // Вопросы психологии. – 2015, – №6. – 45-59 с.
11. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2017. 319 с.
12. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. 2-е изд. Стер. М.: Генезис, 2017. 38 с.
13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 340 с. 26.
14. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М. : Знание, 2016. – 64 с.
15. Майерс, Д. Д. Социальная психология / Д. Д. Майерс. – СПБ. : Прайм-Еврознак, 2012. – 512 с.
16. Маслова, Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников / Н. А. Маслова // Журнал «Начальная школа». – 2018. № 3. - С. 27-30.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. М.: Academia, 2015. 656 с.
18. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлова Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М. : «Академия», 2012. — 272 с
19. Осандчук, О. Н. Методы саморегуляции в образовательном процессе [Текст] / О. Н. Осандчук. – Омск, 2016. – 103 с.
20. Патаки Ф. Некоторые когнитивные процессы Образа Я // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред.: Д. Ковач, Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2013. С. 45–51.
21. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. – М. : Прогресс, 2015. – 325 с.
22. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 106 с.
23. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: ПСТГУ, 2013. 420 с.
24. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. М.: Академия, 2017. 368 с.
25. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 2013. 288 с.
26. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 33–43.
27. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М., Наука, 2017. – 144 с.
28. Чуманина Р.Д., Лапшина А.С. Развитие самооценки младших подростков во внеурочной деятельности // Евсевьевские чтения. под науч. ред. Ю.В. Варданян. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. С. 152–156.
29. Щур, В. Г. Психология личности: теория и эксперимент / В. Г. Щур. -М. : Москва,2012. – 220 с.
30. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2015. 144 с.
31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожан, В.И. Ривош. М.: Прогресс, 2016. 344 с.