Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Категория времени не понятна ребенку изначально. Время – очень сложный объект познания. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе личного опыта. Освоение ребенком понятия «время» идет медленно и трудно.
Представление о времени считается необходимым при характеристике предметов и явлений находящейся вокруг ребенка реальности, исследуемых народом на протяжении жизни. Обращению с временным ресурсом следует обучать в течение всего школьного периода, в особенно в начальных классах, так как непосредственно в это время дети – младшие школьники открывают для себя картину мира.
У человека нет специального временного анализатора. Восприятие времени осуществляется разными анализаторами внешней и внутренней среды организма, образуя сложный системный механизм. Нарушение или дефицитарность функционирования одного из них влечет сбой работы всей системы восприятия.
Сформированность временных представлений – не самоцель, а одна из составляющих формирования базового школьного компонента, поскольку умение ориентироваться во времени – важнейшая предпосылка становления всех видов детской деятельности.
Недостаточная сформированность временных представлений у детей сказывается на развитии представлений об окружающем мире и полноценной связной речи, а в дальнейшем – на развитии навыков чтения и письма, формировании математических представлений.
Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. Это отражается в устной речи при построении высказывания и на письме при написании изложений и сочинений в виде аграмматизмов.
Система времени имеет сложную четко выстроенную структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимосоставляющих элементов. Исследования показывают, что имеется прямая связь трудностей в овладении системой времени и формировании математических представлений. И наоборот, в процессе освоения представлений о временной системе ребенок начинает лучше ориентироваться в числовой системе, системе единиц измерения.
Несформированность временных представлений, помимо прямого влияния на становление учебных навыков, отражается на повседневной жизни. Умения регулировать и планировать деятельность во времени создают основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность и пунктуальность.
Важность этой проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников определяет актуальность данной работы.
Объект исследования – процесс овладения детьми временными представлениями.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и изучить проблему формирования представлений о времени у учащихся начальных классов.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
• раскрыть понятие времени в философской, психологической и педагогической литературе;
• изучить проблемы;
• рассмотреть опыт работы учителей и систему заданий для формирования временных представлений у младших школьников.
Методы исследования: обобщение и систематизация теоретических аспектов исследования, анализ педагогического опыта.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования временных представлений у учащихся начальной школы
1.1. Понятие времени в философской, психологической и педагогической литературе
Время является достаточно сложным объект познания. Оно относится к философской категории и рассматривается как форма существования материи, которая отражает непрерывное развитие природы, общества, человеческого сознания. Все события окружающей действительности мира происходят во времени. Оно дисциплинирует жизнь и деятельность человека, люди подчинены его ходу, хотя порой это и остается не замеченным .
Ориентирование во времени жизненно необходимо ребенку как будущему члену социума. Умение ориентироваться во времени позволяет ребенку успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающую среду, и, таким образом, осуществлять подготовку к школе. Уровень развития временных представлений у детей можно отнести к одному из значимых показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Многие положительные качества получают свое развитие посредством планирования ребенком своей деятельности во времени, к примеру, целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности ребенок учится регулировать темп, ритм своих действий, с учетом фактора времени.
Слово «время» имеет свое происхождение от древнерусского слова «веремя», что значит «вращение». Время обладает рядом особенностей, необходимых для их учета в ходе педагогической работы:
1) для него характерна текучесть: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может восприниматься сразу: «одномоментно», а только в своем последовательном течении;
2) время является необратимым: нельзя возвратить тот момент, который уже прошел. Прошедшее, настоящее и будущее нельзя поменять местами;
3) время нельзя непосредственно созерцать: его нельзя ни увидеть, ни услышать. Оно не обладает наглядными формами;
4) со временем нельзя осуществлять какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем, время можно только прожить;
5) словесные обозначения времени являются условными, относительными, нестабильными и обладают переходным характером (утро переходит в день, а день, соответственно – в вечер).
Определение времени классифицирует по общепринятой системе мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Каждая из этих единиц обладает определенным числовым выражением. Отправной точкой, от которой начинается отсчет времени, является настоящее, которое разделяющее время на прошлое и будущее.
В восприятии времени ведущая роль принадлежит кинестетическому и слуховому анализаторам. В различении времени большую роль имеют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы, и многие другие явления. Важнейшие системы организма человека также функционируют циклично.
Таким образом, сам жизненный процесс, который осуществляется в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом можно считать основой для переживания времени.
В восприятии времени можно выделить следующее: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. На восприятие времени существенное влияние оказывают различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние индивидуума, его возраст, личностные особенности. Вспоминая прошлое, мы можем оценивать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова Э.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе системообразующего понятия величины: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.И. Александровна. – Омск, 2004. – 28 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980
3. Архипкина В. Н. Урок математики во 2 классе по теме "Неделя – единица измерения времени» // Занковские педагогические чтения. 2009-2010. Опыт. Достижения. Перспективы : материалы Пятых Всерос. Занковских чтений. – Самара, 2010. – С.215-221.
4. Асмолов, А. Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности [Текст] /А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. – 1978. –№1. – С. 70-80
5. Ахундов, М. Д. Антропогенез, патопсихология и эволюция представлений о пространстве и времени [Текст] /М. Д. Ахундов// Биология и современное научное познание. – М., 1975. Часть 2. – С. 70-81
6. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 6-7. – С. 32-36
7. Гриншкун В.В. Обучение информатике как основа для формирования временных и пространственных представлений у младших школьников / В.В. Гриншкун, А.В. Демкина // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. – 2014. – № 3. – С. 31-38 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21970406
8. Евтыхова Н.М. К вопросу о формировании временных представлений у младших школьников // Приоритетные направления развития образования и науки : сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. – Чебоксары, 2017. – Т.1. – С. 114-120 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/463470/discussion_platform
9. Коганов А.В. Математический аспект изучения категории времени / А.В. Коганов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/koganov_matematich.pdf
10. Кононенко, И. В. Знакомство детей со временем [Текст] // Дошкольное воспитание/ И. В. Кононенко. – 1981. – №7. – С. 11-13
11. Крамаренко А.О. Формирование у школьников младших классов представлений о времени и его измерении / А.О. Крамаренко, О.Ф. Дырив // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2013. – С.103-111 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxvi/32273
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977
13. Люблинская , А. А. Детская психология [Текст] : Учебное пособие / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971
14. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2008.
16. Павлов, И. П. Избранные труды [Текст] / Под ред. проф. М. А. Усиевича. – М.: Учпедгиз, 1954.
17. Почтарева С. И. Урок математики в 3-м классе по теме "Единицы времени" (по программе "Гармония" Н.Б. Истоминой) [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок» : сайт. – Б. м., [2008-2009]. – URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/537813/
18. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – с. 8-9
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999
20. Сергеева С. В. Развитие временных представлений учащихся младшего школьного возраста // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2016. – № 4 (10). – С. 217-224 ; То же [Электронный ресурс] .- URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/114840/discussion_platfom
21. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] // Избранные произведения / Под ред. В. М. Коганова. – М.: Учпедгиз, 1952.
22. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т. – Т. 5. / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
23. Фребель Ф. Воспитание человека// Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1956
24. Чекин А. Л. Обучение младших школьников математике по учебно-методическому комплекту «Перспективная школа» : монография / А.Л. Чекин. – М. : Прометей. МГПУ, 2011. – 172 с. ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20242877
25. Шаповалова Е.А. Методические приемы формирования временных представлений у младших школьников / Е.А. Шаповалова, Г.А. Сороквашина // Науч. форум: педагогика и психология : сб. ст. по материалам X междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Москва, 7-16 августа 2017 г.). – М., 2017. – С. 39-42.
26. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., –М.; Воронеж.: Ин-т практической психологии; НПО «МОДЭК», 1997.