Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи [1].
При помощи речи человек может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи и незнании родного языка человек становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь была связной и человек обладал достаточным словарным запасом [3].
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи речевого навыка. Именно этот навык максимально реализуется в ходе обучения русскому языку.
Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур. Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике [9].
Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо [2].
Для того, чтобы научиться правильно и хорошо говорить, важно знать основные лексические, грамматические, синтаксические нормы [13]. Система школьного образования предусматривает обучение правильному применению различных слов, оборотов, грамматических конструкций. Одной из сложных для изучения тем является изучение вариантности русского языка. Наибольшие трудности вызывает изучение особенностей применения различных вариантов орфограмм в рамках темы «Спряжение глаголов» [16].
Проблема исследования. Как показывает практика, в процессе обучения школьников употреблению спрягаемых глагольных форм с учётом вариантов орфограмм, наибольшие трудности вызывают варианты орфограмм "-тся и ться"в глаголах, "е-и в безударных личных окончаниях глаголов", Безударные гласные в отглагольных суффиксах "-ова-(-ева-), - ыва-(-ива-)" [14]. Трудности обусловлены как сложностью самого материала, который довольно сложен для восприятия школьниками, так и отсутствием эффективной и четко продуманной методики преподавания данной темы.
Степень разработанности тематики. Разработанность и изученность тематики находятся на низком уровне. Недостаточно изучены методики преподавания темы «Спряжения глаголов». Как при изучении, так и при организации педагогического процесса, возникает ряд ошибок и трудностей, которые требуют тщательного анализа и дальнейшего совершенствования методики преподавания с учетом полученного опыта. В методике преподавания русского языка способы обучения школьников применению различных вариантов орфограмм глаголов разработаны недостаточно. В настоящее время в реальном педагогическом процессе не полностью реализуются методы и приемы работы, которые позволили бы вызвать у школьников интерес, и осознать потребность в изучении спряжений глаголов.
Цель исследования – на основе анализа особенностей изучения спрягаемых глагольных форм с учётом различных вариантов орфограмм на уроках русского языка в школе, разработать методику и дидактические материалы, которые позволят усовершенствовать процесс обучения и лучше усвоить тему.
Объект исследования – особенности изучения спрягаемых глагольных форм с учетом различных вариантов орфограмм.
Предмет исследования – методика изучения спрягаемых глагольных форм с учетом различных вариантов орфограмм в старшей школе.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально разработанная методика преподавания темы «Спрягаемые глагольные формы с учетом различных вариантов орфограмм», будет способствовать более эффективному освоению темы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "вариантность" в методике русского языка.
2. Рассмотреть варианты орфограмм "-тся и ться" в глаголах, "е-и в безударных личных окончаниях глаголов", безударные гласные в отглагольных суффиксах "-ова-(-ева-), - ыва-(-ива-)".
3. Провести анализ дидактического материала в школьных учебниках на предмет выявления вариантов орфограмм.
4. Разработать дидактический материал для изучения спрягаемых глагольных форм с учётом вариантов орфограмм.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Из практических методов нами использовался метод обобщения методологического опыта, составление методических разработок, анализ дидактического материала.
Теоретическая и методологическая основы исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления в изучении темы «Спрягаемые глагольные формы с учетом различных вариантов орфограмм». Изучены особенности применения орфограмм "-тся и ться"в глаголах, "е-и в безударных личных окончаниях глаголов", безударные гласные в отглагольных суффиксах "-ова-(-ева-), - ыва-(-ива-)". Рассмотрена специфика преподавания данной темы, проанализированы применяющиеся дидактические материалы. Разработаны дидактические материалы для изучения данной темы.
Практическая значимость исследования. Заключается в возможности использования разработанных материалов для организации изучения темы «Спрягаемые глагольные формы с учетом различных вариантов орфограмм». Материалы могут быть полезны учителям (преподавателям русского языка), репетиторам, родителям. Материалы могут использоваться школьниками при изучении темы, для подготовки к ЕГЭ, Олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРЯГАЕМЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ С УЧЕТОМ ВАРИАНТОВ ОРФОГРАММ
1.1. Понятие «вариантность» в методике русского языка
В настоящее время остро стоит проблема вариантности и динамики языковых норм. Это одна из основных ортологических проблем лингвистики и русского языка. Понятие «вариантность» находится в тесной связи с понятием нормы. При установлении связи между понятиями нормы и вариантности, важно подчеркнуть, что в современной лингвистике понятие нормы не закреплено на уровне словаря и исходит из понятия вариантности. Именно на этих двух понятиях строится динамическая теория нормативности. То есть, под нормой понимают связанность понятий норма и вариантность [19].
Это позволяет говорить о динамике нормы. Однако вариантность является характеристикой нормы большинства современных литературных языков. В соответствии с динамической теории языковая норма изменчива. В качестве основного признака литературного языка выступает вариантность языковых средств. В данном случае имеется в виду то, что для каждого способа языкового выражения существует взаимодействие способа выражения. Каждый из них допускает различные выборы орфограммы в зависимости от ситуации, цели коммуникации. При этом нормативные реализации имеют определенную устойчивость.
Языковые нормы принято различать и классифицировать. Прежде всего, их разделяют на императивные, которые являются обязательными, и диспозитивные, которые рассматриваются, как и инвариативные, или дополнительные. В качестве общего источника вариантности в русском языке можно выделить такие явления, как параллелизм некоторых языковых форм. То есть под языковой вариантностью следует понимать такую способность языка, при котором одно и тоже значение слова или выражения может передаваться при помощи различных форм. Так возникают языковые варианты, которые представляют собой формальные разновидности одной и той же языковой единицы. При этом значение и написание этих единиц не являются торжественными. Зачастую наблюдается частичное несовпадение, которое выражается, прежде всего, на уровне звукового состава.
В качестве вариантов языковых норм чаще всего выделяют две языковые формы одного и того же слова [23]. В некоторых случаях может наблюдаться и большее количество вариантов. Вариантность представляет собой отдельное языковое явление, широко изучаемое лингвистами. При помощи данного явления можно продемонстрировать языковую избыточность. Такое явление как языковая избыточность крайне необходимо языку, поскольку обеспечивает его богатство, разнообразие, возможность выбора различных форм выражения мысли. По сути, вариантность выступает в качестве следствия языковой эволюции. Кроме того, вариантность является своеобразной почвой для дальнейшего развития
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
2. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2016. - 408 c.
3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2017. - 648 c.
4. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2016. – 76 с.
5. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2017. - 256 c.
6. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2016. - 96 c.
7. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2019. – 210 с.
8. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.
9. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
10. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
11. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
12. Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2017. - 160 c.
13. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
14. Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.
15. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
16. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой : Пособие для учащихся 5-7-х кл. / [Н. Н. Алгазина и др.]; Под ред. Н. Н. Алгазиной. - М. : Просвещение, 1996. – 174 с.
17. Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
18. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320 с.
19. Загоруйка, А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 2015. – 219 с.
20. Кубрякова, С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 2016. – 327 с.
21. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
22. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение, 2019. - 192с
23. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 2015. – 178 с.