Фрагмент для ознакомления
2
Выяснилось, что есть достаточно обоснованный подход к развитию мелкой моторики. Важность развития мелкой моторики подтверждена работой многих исследователей, психологов, педагогов: В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова, Э. Степаненкова, М.М. Безруких и Е.Н. Потапова.
В толковом словаре русского языка Г.Я. Солганика и в толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово мелкий определяется как небольшой, незначительный по размеру.
В современном толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой под словом мелкий понимается небольшой по величине, объему, размерам.
В толковом словаре живого великорусского языка под редакцией В. Даля слово мелкий определяется как некрупный, дробный, малый, небольшой.
В литературе существует много определений понятия моторика. Рассмотрим некоторые из них. Слово моторика (от лат. Motor приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов или частей. В.И. Селиверстов говорит, что в понятии моторика авторы вкладывает неодинаковое содержание. Большинство из них подразумевают моторные качества человека (скорость, сила, ловкость), измеряя их по результатам прыжков, бега, метаний. Наиболее лучшим является определение А. Гамбергера, которое определяет двигательные навыки в результате умений и навыков, законченную возрастную структуру двигательной ценности особого вида (выражение лица, врожденные телесные особенности, жесты) [33].
В словаре по коррекционной педагогике и социальной психологии дано определение понятия моторика - совокупность двигательных реакции. В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово моторика определяется как двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.
В словаре-справочнике под редакцией В.П. Дудъева под моторикой понимается двигательная активность организма, отдельных его органов или частей; совокупность двигательных возможностей (реакции, умений, навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д., включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения.
В энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Душкова, А.В. Королева, Б.А. Смирнова понятие моторика - вся сфера двигательных функций организма, объединяющая биохимические, физиологические, психологические аспекты.
Мелкая моторика - это своего рода движения, в которых участвуют мелкие мышцы и требуют специального развития. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки. Мелкая моторика рук взаимодействует с более высокими свойствами сознания: внимание, зрительная и двигательная память, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, речь, воображение [25].
Таким образом, понятие моторика будем определять, как сферу двигательной функции (т.е. функции двигательного аппарата) организма, которые объединяют психологические, физиологические и биохимические аспекты.
1.2 Значение мелкой моторики и способы её развития у детей дошкольного возраста
Проблема развития мелкой моторики изучалась издавна. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
В повседневной жизни человеку требуется каждую минуту совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: рисование, манипулирование с мелкими предметами, застегивание и расстёгивание пуговиц, письмо и т.д. Поэтому качество жизни ребенка напрямую зависит от е развития [25].
М.М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых областей осуществляется под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, от и речевое развитие задерживается, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее...» писал В.В. Сухомлинский [31].
Российскими современными учеными описаны отдельные приемы работы по развитию двигательных навыков у детей с задержкой в развитии речи: Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой и Т.Б. Филичевой. При двигательной алалии Н.И. Кузьминой, Т.Б. Рождественской. Рекомендации по формированию двигательных навыков у детей с церебральным параличом описаны Р.Д. Бабенковой, М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюковой.
Т.А. Ткаченко приходит к выводу, что включение упражнений на развитие двигательной техники пальцев в физкультминутке позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно влияет на коррекцию детской речи.
Ученые, психологи и педагоги считают мелкую моторику одним из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Основой умственного развития в дошкольном возрасте считается моторное развитие, поскольку умственные способности начинают формироваться рано и тесно связаны с расширением деятельности, включая общие двигательные и ручные.
В применении к моторным навыкам рук и пальцев часто используется термин ловкость. К области моторики рук относятся самые разные движения: от примитивных жестов (захват объектов) до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», - 2010. - 46 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн - М.: - 2010. - 349 с.
3. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) / М.Г. Борисенко. - СПб.: «Паритет», - 2010. - 144 с.
4. Быкова, М.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста: практические разработки / М.П.Быкова // Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, - 2009. - 112 с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая - М.: Астрель, - 2002. – 46 с.
6. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова - М.: ТЦ Сфера, - 2008. - 64 с.
7. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие / Б.С. Волков - М.: Педагогическое общество России, - 2003. - 208 с.
8. Жукова, О.Н. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О.Н Жукова // Дошкольное воспитание. - Москва, - 2011. - №11. - 2-15с.
9. Железнова, Е.С. Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет / Е.С. Железнова.24.10.2014 / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/p13_02.- 27.11.2020
10. Железнова, Е.С. Суть и значение методики Железновой «Музыка с мамой» / Е.С. Железнова. 04.10.2014 / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/metodika-zheleznovoj.html- 27.11.2020
11. Земцова, О.Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие / О.Н. Земцова - М.: Махаон, - 2007.-112 с.
12. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова - М.: Педагогика, - 2010. - 143 с.
13. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры / О.И Крупенчук - СПб.: Издательский дом «Литера»,- 2010. - 32 с.
14. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.Н. Кольцова - СПб.: - 2008. - 192с.
15. Князева, М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом / М.М Князева // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М.: - 2010.- 141-166с.
16. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2008. – С.104
17. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина // Ребёнок в детском саду. - Москва, - 2003. - № 5,- 24-28с.
18. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Л.И. Моурлот. Самара.: СГПУ, - 2007. - 122 с.
19. Мoисeeвa Л.O пoдгoтoвкe руки к письму / Л.О Моисеева // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2012. - № 12. - 33-44с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина: Учебник. - М.: Академия, - 2009.- 452 с.
21. Нартова, И.Н. Развиваем мелкую моторику / И.Н Нартова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - 83с.
22. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р.Р Нугаева // Молодой ученый. - 2013. - №7. - 401-404с.
23. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй / Е.В.Новикова - М.: Гнoм и Д, - 2010. - 40 с.
24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, - 2005. - 1200 с.
25. Плутaeвa E.П. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт / Е.П. Плутаева // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - 28-35с.
26. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - М.: Издательство: Феникс, - 2015.- 39с.
27. Прищепа, С.Н. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С.Н. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - 60-64с.
28. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации / О.П.Рожков., И.П.Дворова - М.: Мозаика-Синтез, - 2012. - 226 с.
29. Соколова, Г.С. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков / Г.С.Соколова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №6. - 34-36с.
30. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками / Ю.А. Соколова. - М.: Просвещение, - 2004. - 20 с.
31.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П.Савина. - М.: Родничок, - 2012. - 185 с.
32. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И.Е.Светлова - М.: Детство-пресс, - 2012. - 71 с.
33. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов / В.М. Смирнов - М.: Медицина, - 2009. - 453 с.