Фрагмент для ознакомления
2
Психологическое значение игры в дидактике было доказано еще в прошлом столетии К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др.
Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, Г.А. Кулагин, В.В. Петрусинский, В.Ф. Смирнов и др.
Блестящий исследователь игры Б.Д. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроеци-рована на отражении мира взрослых. Называя игру «арифметикой соци-альных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, воз-никающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых/
Игра существует столько, сколько существует общество. Жизнь лю-бого человека сопровождается игрой. Сегодня игра – это не только само-стоятельный вид деятельности, но и ее универсальный инструмент практи-чески во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управле-нии, науке и в сфере образования.
Что касается игры в процессе обучения (в том числе обучения язы-ку), то в ней действует принцип равенства. Она посильна практически каж-дому ученику, вне зависимости наличия у него достаточно прочных зна-ний в языке. Более того, в игре может произойти такое, что самый слабый в языковой подготовке ученик может стать первым: иногда находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем способность ориентироваться в предмете.
Страх сделать ошибку, препятствующий свободному употреблению в речи лексики и грамматики чужого языка, значительно снижается в ходе игры, поскольку в ней отсутствует ощущение непреодолимости заданий.
Играя, учащийся неосознанно усваивает языковой материал, что вызывает у него чувство удовлетворения, и он уже может говорить наравне со всеми.
Игры, лежащие в основе игровых методов обучения, выступают средством обучения, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью. В играх учащиеся достигают це-лей различных уровней.
1) Цель получить удовлетворение от самого процесса игры: здесь отражается готовность учащегося к любой активности, приносящей поло-жительные эмоции.
2) Функциональная цель: соблюдение правил, разыгрывание сюже-тов, ролей.
3) Педагогическая цель, решение игровых задач: усвоение новой лексики иностранного языка, использование ее в речи.
Решение игровых задач способствует достижению педагогической цели, которую часто не осознают. Участие в лингвистической игре обеспе-чивает внимание учащихся к конкретным задачам, поставленным в игре, а результатом их деятельности становится усвоение новой лексики, взаимо-действие с собеседниками на иностранном языке.
Игровая деятельность формирует психические процессы ребенка:
- переход от наглядно-действенного к образному мышлению;
- способность к абстрагированию и обобщению;
- произвольное запоминание.
Игровое обучение не может быть единственным образовательным методом в работе с детьми. Оно не вырабатывает способность учиться, но развивает познавательную деятельность школьников. А.М. Новиков спра-ведливо замечает, что учащимся интересна только та информация, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Та-кую информацию они легко запоминают. Учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы, поскольку познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обуче-нии.
Основными упражнениями для развития диалогического умения го-ворения выступают упражнения, которые развивают способность быстро-го и разнообразного реагирования на реплику собеседника, а также спо-собность поддержания беседы. Принято считать, что без подобного типа упражнений невозможно обеспечение такого усвоения речевых единиц, при котором восприятие одного из составных частей диалогического един-ства немедленно вызывало бы в памяти другую часть данного единства. Кроме того, упражнения данного типа способствуют развитию умения са-мостоятельно решать, какая часть диалогического единства из имеющегося запаса будет подходящей именно для данного случая.
Главной задачей подобных упражнений является обучение меха-низму порождения диалога. Однако в них отсутствует ситуативность, и в связи с этим эти упражнения не могут быть полноценными для обучения говорению. Поэтому на уроке иностранного языка необходимо постоянно использовать условно-речевые упражнения при обучении механизму по-рождения диалога.
Диалогические единства составляют лингвистическую основу диа-логического умения говорения, так как на их основе строятся условно-речевые упражнения. Поэтому учащихся начальных классов необходимо обучать кратким репликам, клише, а также быстроте реакции на высказы-вание собеседника.
Речевыми упражнениями могут являться упражнения, при выпол-нении которых используются различные опоры. Наиболее эффективным видом опор является функциональные опоры. Это опоры, содержащие в себе названия различных речевых функций, располагающиеся для каждо-го собеседника в определенной последовательности.
Существуют различные виды функциональных опор. Ниже приве-ден список некоторых из них.
1) всем собеседникам дана одна общая задача: «Докажите, что в зоопарк стоит сходить»;
2) всем собеседникам даны разные задачи: I - «Объясни, почему ты считаешь, что в зоопарк идти не стоит»; II - «Убеди своего собеседника в том, чтобы он сходил в зоопарк».
3) задача дана лишь одному из собеседником, оставшиеся собе-седники находят ее самостоятельно;
4) задача дана не жестко, как в указанных выше примерах, а даны только отдельные задачи;
5) собеседники самостоятельно выбирают стратегию общения. Например, в упражнении: «Как вы относитесь к походу в зоопарк...?» за-дача может быть дана, а может и отсутствовать;
6) собеседники не знакомы с задачами общения друг друга.
Данные каркасы диалогов являются функциональными моделями диалога.
Речевые задачи (функции), которые включают в себя опоры, помо-гают собеседникам строить свои высказывания. Конечно, на первых уро-ках обучения диалогической речи следует давать под речевыми функция-ми какие-либо клише или отдельные слова.
Функциональные модели диалога могут быть представлены как на карточках, так и на экране или доске. Сами задачи рекомендуется писать на английском языке.
Когда функциональные опоры используются на уроке в первый раз, нужно проделать следующую работу:
1) прочитать диалог;
2) определить, какую задачу выполняет каждая реплика;
3) составить схему диалога согласно задачам;
4) воспроизвести по модели диалог;
5) изменить ситуацию, чтобы показать учащимся, как меняется модель поведения говорящего;
6) составить диалог по измененной модели.
Такой комплекс упражнений необходимо применить на уроке не-сколько раз, чтобы ученики поняли то, чему необходимо научиться.
Система упражнений для обучения диалогической речи включает в
себя:
1) подготовительные упражнения, которые составляют матери-ально - операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);
Например, учащимся дается текст, который необходимо прочитать, а затем переделать его так, чтобы получился рассказ о себе.
My name is Helen. I am 10. I live in London, England.
I go to school 5. It is big and nice. I am in the 4th form.
В данном упражнении учащиеся будут проделывать трансформа-ции на лексическом уровне (меняя имя, возраст, класс, город и т.д.). Дан-ная лексика в дальнейшем послужит базой для диалога.
2) условно - коммуникативные упражнения, которые связаны с решением конкретной коммуникативной задачи. В ходе данных упражне-ний ученики развивают умения реплицирования (произнесение стимули-рующую и реагирующую реплики), соотнесения действий друг с другом (утверждение
- переспрос, вопрос - ответ), т. е. поддержания двусторонней ак-тивности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2019. - 448 с.
2. Ананишнев, В.М. Моделирование в сфере образования / В.М. Ана-нишнев // Системная психология и социологий. - 2019. - № 2. - 20 с.
3. Ариян М.А. Обучение иностранным языкам и умственное развитие школьника // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 9. - С. 8-13.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак-тивности / Н. А Бернштейн. - М.: Просвещение, 2019. - 256 с.
5. Биболетова М.З. и др. Примерные программы среднего общего об-разования. Иностранные языки / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева. - М.: Просвещение, 2019. - 113 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. - М.: Академия, 2018. - 336 с.
7. Гез Н.И. Система упражнений и последовательность развития рече-вых умений и навыков // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 29-40.
8. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. - М.: Просвещение, 2017. - 312 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 480 с.
10. Игнатова И.Б. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранных студентов грамматическим основам РКИ // IX Международ-ная научная конференция «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ». - Одес-са, 2017. С. 18.
11. Камаева Т.П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимо-действия с обучающимися при обучении иностранному языку» // Ино-странные языки в школе. - М., 2018. - №6. - С. 21-26.
12. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных язы-ков: современное состояние и перспективы // Экспериментальная учебная авторская программа. - М. МНПИ: 2019. - 34 с.
13. Колкер Я.М., Устинов Е.С., Енамеева Т.М. Практическая методика обучения иностранным языкам. - М., 2017. - 326 с.
14. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения иностранному языку: учебн. пособие. - М.: Высшая школа, 2017. - 144 с.
15. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления мето-дики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад. - М.: Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. - 12 с.
16. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа, 2018.352 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018. - 688 с.
18. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М.: Просве-щение, 2019. - 500 с.
19. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. В.А. Сласте-нина, И.А. Колесниковой. - М., 2017. - 274 с.
20. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Вопросы порождения речи и обучения языку, 2018. - 206 с.
21. Английский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных орга-низаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Под ред. В.П. Ку-зовлева, Н.М. Лапа, И.П. Костиной, Е.В. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 2013.
22. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2004. - 234 с.
23. Апетян М. К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Молодой уче-ный. - 2014. - №14. - С. 258-260.
24. Биболетова М.З. «Enjoy English. 3 класс». - М.: Титул, 2018. - 142 с.
25. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на началь-ной и средней ступени обучения // ИЯ-ИЯШ. - 1996.
26. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Детская психология, 1984. - Т.4. - 415 с.
27. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным язы-кам. Лингводидактика и методика. - М.: «Академия», 2005. - 389 с.
28. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. - Киев, 1916. - 242 с.
29. Деркач А.А. Педагогика: Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. - М.: Просвещение, 1991.
30. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на ан-глийском языке. - М., Вако, 2007
31. Игровой метод в обучении иностранному языку: Пособие для учителя. - СПБ.: КАРО, Четыре четверти, 2006.
32. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Счастливый английский.ру. Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд. в двух частях. - Обнинск: Ти-тул, 2012.
33. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагоги-ческих училищ. - М.: Просвещение, 1990.
34. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены/ Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 263с.
35. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - ТГУ. 61 с.
36. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавате-ля ИЯ: Справочное пособие. - Мн., 1996.
37. Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмо-вок и песен на английском языке: Практическое пособие - М: АРКТИ, 2006. - 80с.
38. Новиков А.М. Методология игровой деятельности// Школьные технологии. - 2009. - №6. - С.77.
39. Омарова С. К., Звижинский В. П., Суртубаев Д. Б. English language mobile learning // Теория и практика образования в совре-менном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 328-330.
40. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - № 4, 1999.