Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема адаптации студентов на первоначальном этапе обучения в институте считается одной из основных для нынешней высшей школы.
Актуальность проблемы адаптации учащихся к учебно-профессиональной деятельности определена тем, что в период обучения в институте закладываются основные принципы профессионализма, создается подготовленность и необходимость к постоянному самообразованию в изменяющихся ситуациях. В этой связи в особенности немаловажно, для того чтобы учащиеся вузов стремительно включали в ход освоения познаниями и методами их изучения, с первоначальных стадий преподавания понимали, то что итоги учебно-высококлассной работы станут истинным имуществом персоны.
Социально-психологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности и общественной сферы, ориентированный на результат конкретной степени соотношения итогов работы индивидуума условиям социума.
Успешность в обучении может быть не только и не столько признаком единой одаренности либо большой трудоспособности, однако и признаком адаптированности. Многие первокурсники ощущают проблемы, сопряженные с неимением способности к самостоятельной работе, никак не могут конспектировать лекционные материалы, заниматься с учебниками, первоисточниками, исследовать данные большого размера, отчетливо и понятно формулировать размышления
Таким образом, начало обучения требует от учащихся мобилизации сил для адаптации к переменившимся обстоятельствам, не редко приводя к истощению психобиологических запасов организма.
Наступающая декомпенсация психобиологического запаса в некоторых случаях приводит к развитию пограничных психологических (невротических), психосоматических и поведенческих расстройств, спровоцированных информационно-стрессовыми и социальными обстоятельствами.
Более пятидесяти процентов абсолютно всех исследованных учащихся вузов ощущает увеличенный уровень психоэмоционального напряжения на первоначальных стадиях обучения. Высокая беспокойность, подавленность, враждебность считаются максимально не подходящими условиями риска формирования хронического психологического дискомфорта, а кроме того участвуют в генезе различных психосоматических расстройств. Согласно сведениям разных исследований, угроза появления данных болезней в студенческой популяции приходится на молодые курсы (1-ый и 2-ой).
Объектом работы являются студенты Вуза.
Предметом работы являются адаптационные проблемы учащихся.
Цель: изучение профилактики нарушений психолого-социальной адаптации у студентов ВУЗа.
Задачами исследования являются:
-раскрыть понятие и сущность социально-психологической адаптации личности;
-выявить проблемы психолого-социальной адаптации студентов ВУЗа
-провести изучение процесса социально - психологической адаптации в группах студентов ВУЗа;
-рассмотреть мероприятия профилактики социально-психологической дезадаптации.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические положения могут послужить для дальнейшей разработки проблемы социальной адаптации студентов ВУЗа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Теоретические аспекты изучения психолого-социальной адаптации
1.1 Понятие и сущность социально-психологической адаптации личности
Социально-психологическая адаптация состоит в изучении человеком социально-эмоциональных особенностей организации, вхождения в сформировавшуюся в ней концепцию отношений, положительном содействии с членами организации.
Социально-психологическая адаптация может быть усложнена в связи с обманутыми ожиданиями стремительного успеха, с недооценкой проблем, трудностями в общении. Процесс социально-эмоциональной адаптации проходит по абсолютно всем 4 направлениям людской деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все без исключения данные тенденции адаптации формируют целую активную концепцию, в которой любое из них пропорционально смешивается с другими.
С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и насыщенностью. При данном существенная доля адаптационных способностей никак не применяется, создавая вспомогательный фонд, который воодушевится для адаптации в сверхэкстремальных ситуациях. Но в сверхэкстремальных условиях не все личности идиентично перестраивают собственную приспособительную стратегию. Одни, более постоянные, за счет пластичности и запасов удерживают бывший единый (обычный) уровень адаптации, прочие - уменьшают данный уровень, однако в отсутствии его значительной деформации по абсолютно всем 4 направлениям работы. Справедливо социально-психологическая дезадаптация выражается в поведении, индивидуально - в широкой политре психоэмоциональных сдвигов.
Социально-психологическая дезадаптация в динамике проходит 2 фазы: предиспозиционную и суицидальную. 1-ая не служит единой детерминантой суицидального поведения. Главное значение для перехода данной фазы в суицидальную располагает конфликт, который захватывает основное состояние в структуре суицидального действия.
Понятие социализации в большей степени содержит подход к социальному эксперименту, формированию и становлению личности под влиянием сообщества, вузов и разведчиков социализации. В ходе социализации создаются психологические механизмы взаимодействия личности с окружением, исполняющиеся в ходе адаптации.
Таким образом, в процессе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, заключающий, переваривающий устои, нормы, значимости, созданные окружением; социализация гарантирует стандартное функционирование индивидуума в мире. В процессе социализации исполняются формирование, развитие и формирование личности, в то же время социализация личности считается важным обстоятельством адаптации индивидуума в мире. Социальная адаптация считается одним из ключевых элементов социализации, одним из линий наиболее абсолютной социализации[12].
В процессе социально-психологической адаптации исполняется не только лишь приспособление индивидуума к новейшим социальным условиям, однако и осуществление его нужд, заинтересованностей и устремлений; человек вступает в новое общественное общество, делается его правомочным членом, самоутверждается и формирует собственную неповторимость. В следствии социально-психологической адаптации сформируются общественные качества общения, действия и работы, установленные в обществе, вследствие которым человек осуществит собственные желания, необходимости, круг интересов и способен самоопределиться[8].
Таким способом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида с окружением. В процессе социальной приспособления человек предполагает, как активный человек, который адаптируется к сфере в согласовании с своими делами, интересами, устремлениями и активно самоопределяется.
1.2 Проблемы психолого-социальной адаптации студентов ВУЗа
При поступлении учащегося в высшее учебное заведение, совершаются существенные перемены в условиях его существования. Организованный за 11 лет обычный порядок тренировочного процесса существенно изменяется и появляется потребность смиряться с случившимися преобразованиями и приспособляться к ним. К каким же обстоятельствам надо приспособиться первокурсникам?
Во-1-х, новый путь до места учебы. В случае если школа находится неподалеку от места проживания обучающегося и до неё можно добраться пешим ходом, в таком случае до университета, как правило, надо преодолевать наиболее сложный путь. Данный путь может содержать в себе поездки на автобусах, метро, электричках и вновь автобусах, а еще и пешим ходом прогуляться придется. К тому же, время, затрачиваемое на преодолевание маршрута до университета, существенно отличается от времени затрачиваемого на прогулку до школы. А так как уже после завершения пар понадобиться вновь воспроизводить весь преодоленный путь, только лишь в обратном порядке. И так каждый раз. Помимо этого, не исключить и добавочных финансовых расходов на проездные.
Во-вторых, график и длительность сила. За 11 лет ученик приспособился к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, затем идет определенное число уроков и в 2-ой середине дня он волен. А попав в высшее учебное заведение, учащийся вуза встречается с необычной для него расстановкой пар. Так как учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей либо 4, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Обычные уроки по 40 мин. также остаются в минувшем. В замену им прибывают пары по полтора часа (1,25минут). А данное в 2 раза дольше, нежели обыкновенный ученический урок. И к такого рода замене обычного уклада учебного дня также трудно свыкнуться.
Но труднее в целом приходиться иногородним учащимся, которым не только лишь надо приспособиться к абсолютно всем обычным переменам в
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анненкова В.В. Профилактика дезадаптации студентов первого года обучения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения: 07.09.2017)
2.Баландицева Т.В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: Дис. .канд. пед. наук / Т.В. Баландицева. Йошкар-ола, 2013, — 181 с.
3.Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2012. — 320 с.
4.Бузмакова Т.И. Формирование готовности к производственной адаптации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе обучения :Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2009. — 171 с.
5.Гаранян Н. Г. Личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств // М.: МПГУ, 2011.
6. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Войцех В. Ф., Семикин Г. И., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2012, 22 С.
7.Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и об- разование. 2012№ 5. C. 71–81.
8.Жданова Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения у студентов // Педагогические и психологические науки: современные тенденции: Материалы международной заочной научно-практической 82. конференции (27 августа 2012 г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоци- ация консультантов», 2012. С. 76.
9. Зайцева И.Н. Состояние проблемы профессиональной адаптации студентов техникума в педагогической литературе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http\\ jwww.rusnauka.ru.
10. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология // СПб.: Питер, 2011С. 218–240.
11. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // [Электронный ресурс] Психологическая наука и образование. 2011. № 1. http://psyedu.ru/(дата обращения: 04.09.2017).
12. Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2015. — 107 с
13. Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. 2008. [Электронный ресурс]: Электронный каталог Российских диссертаций disserr.com 2006. http://www. disserr.com/contents/278696.html (дата обращения: 03.09.2017).
14. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21, № 1.
15. Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. C. 29–43.
16. Северный А. А., Anufriev A. K. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации / А. А. Северный, А. К. Ануфриев. М., 1987. 13 с.
17. Серых А. Б., Морозов Ю. Е., Будиловский Г. Н. Эмоциональная дезадаптация и психосоматическое здоровье юношей и девушек // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Педагогические и психологические науки. 2011. № 4. С. 60–68. [Электронный ресурс] http://journals.kantiana.ru/vestnik/