Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках дошкольного образовательного учреждения, малыш расширяет свое представление о родине, куда включаются друзья, двор, детский сад, город, страна. И музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения имеет возможность сформировать эти знания детей в еще более четкое понимание, формируя в их сознании нравственное и гуманное отношение к окружающему миру.
Еще с давних времен люди стремились выразить свои мысли и чувства, отношение к окружающему миру через музыку. Фольклор до сегодняшних дней сохраняет свое значение, используется во всех областях науки. Также фольклор всецело проникает в сферу детского воспитания и образования.
Фольклор – это фундамент, на котором базируется восприятие народной принадлежности ребенка. А задача любого народа – это продлить себя в своих детях. Поэтому именно воспитание культуры родного края помогает ребенку научиться любить свои корни, уважать Родину.
Для того чтобы развивать в ребенке любовь к дому, родине, своему краю педагогу необходимо иметь под рукой богатую палитру национального музыкального репертуара и различных атрибутов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей. Народные песни, пляски, хороводы, национальные игры, орнаменты, игрушки, стихи и сказки на родном языке – это небольшой перечень национальных богатств, который есть у каждого народа и который должен входить в копилку детского сада.
Воспитывая в ребенке интерес к своей национальной культуре, к ее разнообразию, к ее богатству, музыкальный руководитель и воспитатель сеет зерно любви к Родине, закладывает фундамент патриотизма, как социального чувства. Ведь именно через богатое разнообразие этнокультурного наследия дети познают любовь и положительное отношение к своей Родине и целостно познают значение этого слова.
Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В фольклоре есть прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Однако, возникает ряд противоречий:
− между богатейшим содержанием русского музыкального фольклора и недостаточной его востребованностью в образовательном процессе;
− между наличием научно обоснованных методик освоения фольклорных традиций и неумением педагога их применять.
Анализ актуальности исследования позволили сформулировать тему работы: «Изучение и обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором».
Цель исследования: изучить и обобщить опыт педагогов по ознакомлению дошкольников с музыкальным фольклором.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть сущность работы по ознакомлению детей с музыкальным фольклором;
• Проанализировать педагогический опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором;
• Провести исследование уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению педагогического опыта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором;
• Разработать проект работы по обобщению педагогического опыта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором.
Объект исследования: процесс работы педагогов дошкольной образовательной организации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором.
Предмет исследования: формы работы педагогов ДОО по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором.
База исследования: МАОУ СОШ с.Красный Ключ Нуримановского района РБ (Группы дошкольного образования, где работает 12 педагогов (9 воспитателей, 1 муз.руководитель, 1 логопед, 1 старший воспитатель).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором
1.1. Особенности музыкального фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальным фольклором является составляющей образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Данная область предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства в целом и музыкального фольклора в частности [72].
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [63,с.19].
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей [37].
«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет , что любой человек, живущий в России, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности, но он должен, прежде всего, быть гражданином и патриотом России [70].
Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан (2002) одной из важнейших задач выдвигает формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой Башкортостана и формирование самосознания личности [38].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков ) подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [39].
Рассмотрим данное понятие музыкальный фольклор.
Фольклор – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России. Это бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных. Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребёнке через музыкальный фольклор[47].
Фольклор (англ.folk-lore – «народная мудрость» ) – устное словесное и музыкальное народное творчество [85].
Изначально этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жильё, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия "фольклор". Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала XX в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество [45].
Фольклор изначально словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.
На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.
Платоном было замечено особое воз¬действие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал «мистическое искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие [74].
Вслед за Платоном анализом философской сущности народного творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства [74].
В последние годы все более осознается важность устной культуры для че¬ловека, «поскольку у него сохраняется потребность синкретического, по пре¬имуществу внерационального в своей целостности осознания действительно¬сти» [33].
Фольклор всегда естественно входил в народную педагогику. С его помощью в доступной форме осуществлялась передача новым поколениям, сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире, причем в самых доступных формах, именно через эти художественно - эстетические формы складывалось художественно- образное мышление детей. Закрепление педагогического опыта в обычаях, обрядах, связанных с рождением, первыми шагами ребёнка с его приобщением к интересам семьи и общества, явно выраженную педагогическую направленность именно песни, игры, сказки- мира, в котором живет и формируется ребёнок. Создавая игры, забавы для детей, взрослые готовили их к познанию окружающего мира в процессе игры [16].
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа.
В.П.Аникин рассматривал фольклор как «традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни» [3].
Б.Н. Путилов считал что, «фольклор и литература являются по существу одним и тем же поэтическим творчеством, осуществляемым лишь различным творческим методом» [58].
По мнению В.П.Аникина ,характерным свойством фольклора является его синкретизм, который проявляется как «состояние спаянности разнородных компонентов, слитности, многофункциональности целого, един¬ство предмета изучения» [3].