Фрагмент для ознакомления
2
Девиантное поведение подростка - это расстройство поведения, связанное с действиями или серией действий, которые не соответствуют общепринятым нормам поведения в обществе или правонарушениям .
Причинами девиантного поведения обычно являются социально неблагополучные семьи, неполные семьи, неправильное воспитание или недостаток внимания. На самом деле причин гораздо больше, и ученые пришли к выводу, что причиной девиантного поведения может быть генетическая предрасположенность. Это во многом подтверждается развитием девиантного поведения у детей, принятых в благополучные семьи для усыновления. В то же время, даже если ребенок был взят в семью в раннем возрасте, и он не знал своих биологических родителей, проявлений социальных правонарушений и неадекватного поведения (бродяжничество, воровство, ранний алкоголизм и др.) происходить. Все это говорит о том, что образ жизни матери во время беременности влияет на психическое развитие ребенка в будущем.
Девиантное поведение у подростков может проявляться по-разному и в разном возрасте. Обычно первые проявления начинаются с перехода в подростковый возраст (10-12 лет), но могут быть и более ранние проявления. Девиантное поведение подростков проявляется такими отклонениями, как воровство, бродяжничество, хамство, алкоголизм и наркомания, токсикомания, мелкое хулиганство, агрессия или, наоборот, замкнутость, депрессия, самоуничижение и др. Все эти проявления делятся на несколько больших групп.
Первая группа - социально агрессивные девиации, к которым относятся действия, направленные против личности (грубость, непристойность, ругань, драки, оскорбления, изнасилования и др.). Часто подростки с таким типом отклонений в поведении собираются в группы "по интересам", пропускают занятия, часто становятся алкоголиками и под воздействием алкоголя совершают противоправные аморальные действия, которые осуждаются обществом.
Другая группа является противоположностью предыдущего, социально пассивного типа. Девиантное поведение подростков этой группы заключается в отказе от активной социальной роли в обществе, замкнутости, пассивности в учебе и работе. Часто эти ребята имеют пристрастие к наркотикам и токсикомании, потому что с помощью этих методов они хотят попасть в мир иллюзий, где не нужно работать и напрягаться. Большую часть времени эти подростки находятся в депрессии и имеют большую предрасположенность к самоуничижению и самоубийству. За короткий промежуток времени наркомания приводит к деградации личности, воровству (выносу из дома всего ценного) и проституции. Эти отклонения являются следствием неблагоприятной психосоциальной ситуации в семье и окружении ребенка, нарушения процессов социализации, что приводит к детско-подростковой дезадаптации, проявляющимся девиантным поведением .
Профилактика девиантного поведения подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, окружающим и здоровому образу жизни. Необходимо уделять большое внимание подросткам в этот период времени, общаться с ними, обсуждать их проблемы и стараться решать их вместе. Необходимой мерой профилактики является скорейшее изъятие ребенка из асоциальных семей (алкоголиков, наркоманов, бездомных и др.). Коррекция девиантного поведения подростков должна осуществляться как родителями, так и профессиональными психологами. Коррекция может быть индивидуальной или групповой. В работе с трудными подростками используется множество методов: метод разрушения негативного типа характера, метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, метод стимулирования позитивного поведения и др.
Норма или девиантное поведение - это поведение людей, отличающееся от большинства принятых в обществе норм. Но что подразумевается под социальными нормами? Как правило, они формируются в ходе исторического развития общества, формируя границы дозволенного. Их роль заключается в регулировании жизни общества, поскольку они диктуют нормы поведения. Но девиантное поведение не всегда осуждается. Иногда он хмурился. Как правило, многие известные музыканты, художники и артисты употребляют наркотики и алкогольные напитки, но им прощают их талант. Поэтому многие молодежные субкультуры можно рассматривать как отклонения от нормы.
Наркомания, как форма девиантного поведения, чаще всего наблюдается у молодых людей. Употребление любых наркотических средств неизбежно приводит к физическому истощению, обычно это приводит к преступлениям. Чаще всего наркоманы - это люди, которые имеют что-то неудовлетворительное в своей жизни, находятся в низших социальных слоях. Ядовитые вещества дают им временный покой и иллюзию нормальной жизни. Эта форма девиантного поведения опасна для окружающих. Другой тип девиантного поведения - алкоголизм и пьянство. Они также представляют опасность для общества: сегодня чуть менее половины детей уже попробовали алкогольные напитки.
Девиантное поведение - это неспособность контролировать свои действия, управлять своим психическим состоянием . В частности, эти признаки проявляются под воздействием алкоголя или наркотиков. Такие люди сразу же выделяются из общества непослушанием и вольнодумством. Непослушание - одна из главных черт этого человека. Девиантное поведение подтверждает это, человек не вписывается ни в какие рамки и даже не способен адаптироваться к окружающему обществу. Его поведение может быть даже опасным.
Понятие девиантного поведения трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле это люди, которые отличаются от общепринятых норм поведения, но не представляют опасности для общества. А в широком смысле человеческое поведение угрожает другим и влечет за собой уголовную ответственность. Такие люди совершают преступные деяния, и в психологии поведение таких людей называется делинквентным.
Формы девиантного поведения: алкоголизм; наркомания; самоубийство; преступность; гомосексуализм; проституция; психические расстройства. Среди них мы рассматриваем ярко выраженные негативные формы: наркоманию, преступность, алкоголизм, суицид. Ф. Патаки определяет особенности, характерные для людей, имеющих девиантное поведение. Это: агрессия; конфликты в семье и обществе; нежелание учиться; низкий уровень интеллекта; ассоциативное поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адам И.Р. Из опыта работы специальных школ / И.Р. Адам // Советская педагогика. – 2017. - № 3. – С. 10-16.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2015. – 430 с.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 2014. – 250 с.
4. Барышникава Н.А. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» / Н.А. Барышникава // Директор школы. – 2016. - № 7. – С. 22-26.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2013. – 221 с.
6. Белкин А.С. «Трудные» подростки / А.С. Белкин// Воспитание школьников. – 2015. – № 1. – С. 38-41.
7. Белкин А.С. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми / А.С. Белкин // Советская педагогика. – 2015. – № 7. – С. 34-38.
8. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков / Ю.И. Бытко, А.С. Ладно // СоцИс. – 2018 – №4. – С.23-28.
9. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Ю.В. Васильков // Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2013. – С. 91-121.
10. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева. – Томск, 2012. – 310 с.
11. Егоров А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А. Ю.Егоров, С. А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2016. – 398 с.
12. Злоказов К. В. Исследование деструктивного поведения личности / Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». – Екатеринбург, 2012. – 264 с.
13. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
14. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Малышева // ОБЖ. – 2016. - №2. – С.52-53.
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич // Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 2015 – 416 с.
16. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей «трудного» подростка / О. Минаева // Домашнее воспитание. – 2018. - №1. – С.78-79.
17. Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике / В.В. Морозов // Внешкольник. – 2016. - №10-11. – С.11-13.
18. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. – 2017. – № 9. – С. 106–109.
19. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2018. – 401 с.
20. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. – 241 с.
21. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. – 351 с.