Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка.
Воображение связано со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. (П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, К.И. Вересотская, Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, Л.В. Занков, Е.И. Игнатьев, А.И. Липкина, А.А. Люблинская и др.).
Воображение формируется в деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения. Воображение выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л. С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Э. В. Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.
На современном этапе проблема формирования воображения детей с умственной отсталостью продолжает оставаться актуальной в специальной методике обучения. В специальной психологии и олигофренопедагогике имеются отдельные работы, характеризующие воображение умственно отсталых детей (О.В. Боровик, И. Будницкая, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, В.С. Мухина, М.М. Нудельман, Н.Н. Палагина, Ж.И. Шиф и др.). По данным экспериментальных работ, воображение умственно отсталых детей имеет серьезное недоразвитие из-за органических и функциональных нарушений. Так, нарушены все виды воображения. Эти дети зачастую не могут использовать образы памяти, восприятия. Создаваемые образы воображения страдают отсутствием целостности, им свойственны неточность, схематичность и фрагментарность, примитивность и стереотипность.
В тоже время специалистами подчёркивается, что развитие воображения детей с умственной патологией протекает по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным интеллектом. Однако наблюдается ряд специфических особенностей, зависящих от причин и характера нарушения, которые необходимо учитывать при построении обучения, направленного на развитие воображения (Л. С. Выготский и др.).
Детей всегда привлекает рисование необычным способом. Освоение способа рисования «от пятна», в методике рисования является одним из наиболее актуальных способов в развитии у детей воображения.
В художественных словарях понятие «пятно» трактуется как одно из основных изобразительных средств наряду с точкой линией, штрихом и объемом. Пятно характеризуется двухмерностью (плоскостностью), тональностью и фактурой. Пятно наносится различными материалами (карандашами, углем, сангиной, мелками, акварельными, гуашевыми, масляными красками и другими материалами). (Власов В.Г., 1993)
В условиях работы с пятном может осуществляться наиболее успешное изучение отдельных компонентов и целостной способности воображения у умственно отсталых школьников. В связи с этим целью нашего исследования является изучение работы с пятном как средства формирования воображения у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования явилась воображение школьников с умственной отсталостью.
Предметом исследования выступили особенности образов воображения, созданные школьниками с умственной отсталостью 3 класса при работе с цветовыми пятнами в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке).
Гипотеза исследования состояла в том, что воображение школьников с умственной отсталостью при работе с цветовыми пятнами зависит от их способности увидеть в пятнах реальную действительность.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей воображения школьников с умственной отсталостью.
2. Разработка содержания и методики проведения экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей воображения при работе с цветовыми пятнами.
3. Предложить примерный вариант методических рекомендаций по развитию воображения школьников с умственной отсталостью при работе с цветными пятнами.
Научная новизна исследования заключается в разработке содержания экспериментального исследования состояния воображения умственно отсталых школьников при работе с цветовыми разнохарактерными пятнами. Практическая значимость исследования Разработаны методические рекомендации к работе по развитию воображения умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства, которые могут быть использованы учителями, психологами, дефектологами, воспитателями коррекционно-образовательных учреждений.
Организация исследования: Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ особенностей изобразительной деятельности и воображения детей с интеллектуальным недоразвитием. На втором этапе проводилось разработка программы экспериментального этапа исследования. Третий этап включал в себя оформление выпускной квалификационной работы.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития воображения школьников с умственной отсталостью
1.1. Воображение как показатель развития детей
Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание чего-то, чего еще не было.
По мнению Р.С. Немова воображение – это способность представить себе отсутствующий или действительно несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение связано со всеми аспектами жизни человека с памятью, восприятием, мыслью.
Типы воображения различаются по степени активности и осведомленности человека по созданию для него новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.
Пассивное воображение делится на намеренное и непреднамеренное.
Сознательное пассивное воображение - это грезы, то есть фантазийные образы, сознательно вызванные, но не связанные с желанием воплотить их в реальность.
Непроизвольное пассивное воображение – в полусонном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидении), при патологических нарушениях сознания (галлюцинации) и т.д. Она возникает, когда активность сознания, второй сигнальной системы, ослабевает, когда человек временно бездействует.
Активное воображение, в свою очередь, делится на творческое и развлекательное.
Воображение, основанное на создании изображений, соответствующих описанию, называется воссозданием.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые материализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности.
Произвольное воображение делится на развлекательное и творческое. Первый вид характерен тем, что здесь воображение формируется на основе некоторого описания, рассказа, рисунка, схемы, символа. Творческое воображение – это создание совершенно нового оригинального образа, которого не было до сих пор.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые материализуются в исходных продуктах деятельности.
Нейрофизиологическая основа воображения – формирование временных нейронных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.
Воображение рождается не от рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, улучшения всех психических функций. В современной психологии большое количество исследований посвящено развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом исследования были возрастные периоды развития и виды деятельности, в которых оно развивалось. В развитии воображения различают следующие этапы:
Первый этап (от 0 до 3 лет): воображение существует в рамках других психических процессов, в которых закладываются основы. Изображения нечеткие, неуместные по содержанию. Анализ беспорядочный, а синтез - это ассимиляция. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования зрительно заданного
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.:Владос пресс,2002.- 374с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 160 с.
3. Белая Л.И. Метод Роршаха и его использование при изучении больных эпилепсией.- М.,1978.
4. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.
5. Боровик О.В. Развитие воображения .М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 1972.
7. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.672с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2007. 276с.
11. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974 – 234 с.
12. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя, – М.: Просвещение, 1993. – 175 с.
13. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208с.
14. Горшенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология – №6 – 1980 – С. 45 – 51.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.
16. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 245 с.
17. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.
18. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 234с.
19. Иллюстративный художественный словарь.- СПб.: АО «Икар», 1993.227 с.
20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ, – М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
21. Кузин В.С. Психология. Учебник – М.: Высшая школа, 1974.
22. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал .2001. №5.с.57
23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение – 1981 – 143 с.
24. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издат. центр «Академия», 1998.
25. Маклаков А.Г. Общая психология . М.: Знание, 2005. 592с.
26. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969. – 234 с.
27. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.
28. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
29. Нестерова Т.В. Отражение величинного контраста в изобразительной деятельности умственно отсталых и нормально развивающихся младших школьников // Дефектология – №6 – 1991 – С. 46 – 51.
30. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
32. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1962. – 265 с.
33. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида: 1–9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – сб. 1. – 223 с.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия,, 2002. 251с.
35. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50с.
36. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. 304с.
37. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 1972.
38. Рау. М.Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рао, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева, - М.: Просвещение, 2016 – 200 с. ссылка https://catalog.prosv.ru/assistance/40-0529-02.pdf
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528 с.
40. Сакулина. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – 2-е изд. – М., 1985. – 186 с.
41. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.
42. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.416с.
43. Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя дефектолога М.: Владос, 2008.
44. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. 423с.
45. Шерагина Л.И. Логика воображения.М.: Союз,2001. 285с.