Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что высокий уровень агрессивности способен превратить человека в довольно конфликтного члена социума, неспособного нормально и адекватно взаимодействовать с другими людьми. Как правило, это рождает частые конфликты и агрессивность как устойчивую черту личности, а также значительное снижение адаптивных возможностей человека.
Проблема агрессивности личности, во всем многообразии ее форм, является одной из самых значительных проблем в современной психологии. Постоянный стресс повседневной жизни, информационная усталость, большое количество насилия в средствах массовой информации – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности.
Многочисленные исследования показывают, что число проявления агрессивности прослеживается в подростковом возрасте. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Подростки реагируют бурными протестами на требования родителей, желают быть независимыми. Агрессивность в среде подростков распространяется не только на мальчиков, но и на девочек. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер, причем многие исследователи отмечают в них участие девушек и девочек.
Отличия в агрессивном поведении состоят из гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Как считают ученые, что чувства и эмоции у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с гендерными ролями каждый выражает их по-разному.
Объект исследования – агрессивность юношей и девушек.
Предмет исследования – гендерные особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – рассмотреть гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности.
Задачи:
- определить проблему агрессивности подростков в исследованиях психологов: определение, типология, причины.
- исследовать феноменологию гендерных особенностей личности.
- выявить особенности проявления агрессивности и ее гендерные различия .
- проанализировать гендерные особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте.
Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали проблемы становление личности подростка (В. С. Мухина, А.А. Реан, А. В. Мудрик); психологии гендера (Н.И. Абубекирова, Т.В. Бендас); проблемы исследования агрессии (А. Басс, Л. Берковиц, А. Бандуры, К. Лоренц, Ю. Г. Можгинский, И. А. Фурманов).
Решение поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов и методик исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой проблеме, теоретическое обобщение результатов исследования;
2. Эмпирические методы:
1) «Полоролевой опросник» (С. Бем).
2) Опросник А. Басса, А. Дарки.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей проявления агрессивности
1.1. Проблема агрессивности подростков в исследованиях психологов: определение, типология, причины
Слово «агрессия» имеет латинские корни и в переводе означает «нападать». Это слово является общеупотребительным в европейских языках, однако в разные периоды имело неодинаковый смысл. До XIX века агрессивным называлось любое проявление активности с выраженным положительным либо отрицательным оттенком. Это приводило к большой путанице в толковании этого слова, что вызвало необходимость в сужении его значения. В результате агрессией стали называть враждебное поведение по отношению к окружающим людям. Но, несмотря на это, термин «агрессия» до сих пор употребляется в очень широком смысле.
Понимание агрессии в психологической литературе также весьма противоречиво. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести некоторые известные дефиниции этого понятия.
И. А. Фурманов предлагает определять агрессию как акты недружелюбия, захвата, доминирования, нападения, т.е. под это понятие попадают только такие действия, которые могут причинить ущерб другому субъекту или объекту. В его понимании агрессия является поведенческой реакцией, главной отличительной особенностью которой является применение сил с целью причинить вред личности или обществу в целом. [21, c 27]
В. И. Долгова характеризует агрессию как реакцию, итогом которой является получение другим организмом болевых ощущений. [7, c 121]
Л. М. Семенюк полагает, что агрессией следует считать не только физическое действие, но и угрозы его совершить и тем самым причинить ущерб окружающим. [19, c 80]
По мнению Г. Паренса, агрессией следует называть недоброе, враждебное, неприязненное, приносящее вред поведение. [16, c 144]
Наконец, А.И. Бондарчук определяет агрессию как специфически человеческую форму поведения, проявляющуюся в показе физического превосходства перед другими, которым субъект стремится нанести вред. [5, c 60]
Следует особо подчеркнуть, что агрессия в этом определении рассматривается, прежде всего, как некий вариант поведения, шаблон, и идет четкое отграничение его от таких сходных понятий, как эмоция, диспозиция или мотив. И авторы дают четкое объяснение своему выбору.
В бытовом представлении агрессия часто связывается с отрицательными эмоциями, прежде всего, со злостью, гневом, раздражением; с мотивами, особенно с желанием оскорбить кого-то или сделать кому-то больно и неприятно; с диспозициями, прежде всего, предрассудками, касающимися расовой, этнической или гендерной принадлежности других людей.
Несомненно, эти переменные крайне важны в формировании агрессивного поведения, но само их наличие не обязательно приводит к агрессии. Например, агрессия может разворачиваться как в чрезвычайном эмоциональном возбуждении, так и в состоянии полнейшего хладнокровия; человек может причинить ущерб окружающим намеренно и случайно.
Важно также подчеркнуть, что, рассматривая агрессию как врожденный, неотъемлемый аспект борьбы за выживание в мире, исследователи, в частности, К. Лоренц, подчеркивают, что человек в состоянии управлять своими агрессивными импульсами, что крайне важно для мирного сосуществования людей в обществе. Возможно, это благодаря целенаправленному воспитанию и обучению. Этот аспект проблемы агрессивного поведения был предметом пристального изучения со стороны российских психологов, которые в своих работах особое внимание уделяли стихийным и целенаправленным способам социализации агрессии.
Так, Ю.Б. Можгинский четко указывает в своих работах на формирующее воздействие социальной ситуации развития на становление у детей социально приемлемых форм выражения агрессии. [12, c 32]
С другой стороны, А. Бандура отмечает, что при наличии у индивида аномалий физиологического и психического развития высока вероятность закрепления и проявления природных механизмов агрессивного реагирования. [3, c 51]
По мнению Е.В. Ольшанской, агрессия может проявляться по-разному в поведении человека: это могут быть прямые физические воздействия, словесные перепалки, угрозы, косвенные проявления типа насмешек, иронии, скрытая агрессия в виде манипуляции и пр. Но следует отметить, что, как бы ни проявлялась агрессия, явно или скрытно, на словах или в действиях, большая их часть воспринимается окружающими как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. [15, c 90]
Если же, несмотря на социальное неодобрение, индивид продолжает проявлять и использовать социально неодобряемые формы поведения, это можно считать, как полагает М. Раттер, ситуациями социальной дезадаптации. [18, c 208]
Феномен агрессии, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее становлению и развитию, условия ее проявления подвергались глубокому анализу во многих теоретических концепциях как зарубежных, так и российских исследователей.
Теория влечения (психоаналитический подход), разработанная в трудах З. Фрейда. Он объяснял природу агрессии с позиции своей теории влечений: сексуального (либидо) и влечения к смерти. Энергия либидо проявляется в тенденции сохранения и воспроизведение жизни. Энергия влечения к смерти характеризуется тенденцией к деструктивному разрушению и исчезновению жизни. Согласно его позиции, поведение людей можно объяснить и описать через сложное взаимодействие этих инстинктивных влечений, которое носит остроконфликтный характер, что приводит к возникновению постоянного внутриличностного напряжения. [8]
Переживание этого постоянного напряжения очень тяжело для личности, и она начинает от него защищаться тем, что направляет энергию влечения к смерти
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографические источники
1. Агапов П.В. Социальная агрессия: традиции исследования проблемы: (от К. Лоренца к Э. Фромму) / П.В. Агапов // Личность. Культура. Общество. – 2018. – Т. 10, вып. 5/6. – С. 418–425.
2. Антология гендерной теории: [Сб. пер.] / Европейский гуманит. ун-т. Центр гендерных исследований; Сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой; пер. И. Караичевой и др. – Мн.: Пропилеи, 2015. – 384 с.
3. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура. - М., 2014. - 512 с.
4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Издательство Наука, 2015 г. – 312 с.
5. Бондарчук, А.И. Психология девиантного поведения [Текст]/ А.И. Бондарчук: курс лекций. - К.: МАУП, 2014. - 88 с.
6. Грошев И.В. Психология половых различий / И.В. Грошев. – Тамбов, 2011. – 624 с.
7. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121–125.
8. Ениколопов С.В. Понятие агрессии в современной психологии / С.В. Ениколопов // Прикладная психология. – 2016. – 1. – С. 60–64.
9. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 220 c.
10. Крючкова, А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01; А.Б. Крючкова. – М., 2010. – 18 с.
11. Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. и аспирантов психолог. фак., а также слушателей курсов психолог. дисциплин на гуманит. фак вузов РФ / Дэвид Майерс; пер. с англ. С. Меленевской и др. – 2-е изд., испр. – СПб. и др.: Питер, 2010. – 684 с.
12. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань» 2014. – 328с.
13. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / В.И. Моросанова, М.Д. Гаралева // Вопросы психологии. – 2019. – №3. – С. 45–55.
14. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2016. - 432 c.
15. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 135 c.
16. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: ИНФРА-М 2012. – 344с.
17. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: М.: Харвест: АСТ, 2014. – 655 с.
18. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской; предисл. А. В. Баженовой и А. Я. Варга [Текст]/ М. Раттер. - М.: Прогресс, 2017. - 424 с.
19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: ИНФРА-М 2015. – 245с.
20. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов. - М.: Academia, 2018. - 208 c.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – Мн.: Пресс 2016. – 274с.
22. Чалдини, Р. Социальная психология / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2016. - 848 c.