Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что образование - одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для усвоения обучающимися достаточно сложного материала необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине, то есть с учетом целей обучения преподаватель с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания дисциплины - совокупности приемов и методов практической деятельности, приводящих к заранее запланированному результату.
Г.И.Щукина считает, что эффективный и интересный урок для учащихся может быть создан за счет следующих условий: личности учителя, содержания учебных материалов, методов и приемов обучения. Если не всегда первые два пункта находятся во власти учителя, то последний - это область его творческой деятельности.
В настоящее время от преподавателей требуется сознательное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, проблемно-ориентированных методов обучения и т. д.,
Основная цель курсовой работы заключается в изучении приемов и методов мотивации, обучающихся системы СПО на занятиях по дисциплинам профессионального цикла.
Для написания работы ставятся следующие задачи:
1. Изучить понятие мотивации;
2. Определить мотивы учебной деятельности;
3. Установить психологические особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте;
4. Разработать приемы стимулирования и мотивации учебной деятельности обучающихся.
1 ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ И МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Методика профессионального обучения как область педагогических знаний, учебный предмет и нормативный способ деятельности педагога
Методика - раздел педагогической теории, инструментальная система знаний в педагогике об организации учебного процесса и способах достижения результатов обучения. Предметом исследования методологии как научного направления являются факторы повышения эффективности учебного процесса.
Результаты исследований в этой области являются ответами на вопросы «зачем» учить, «чему» учить, «как» учить и «что применять» в процессе обучения для достижения наилучших результатов при минимальных затратах. Эта наука претворяет педагогическую теорию (идеи, концепции, законы, принципы) в практику (правила, процедуры, приемы, методы, средства, методы) [1].
Методика как научное направление в педагогике - это частная дидактика (педагогическая наука). Методика профессионального образования (МПО) как учебная дисциплина готовит учителя к работе в системе среднего профессионального образования (СПО).
Целью методики профессиональной подготовки как учебной дисциплины является формирование знаний, навыков, компетенций (ЗУН) студентов, методов профессиональной деятельности преподавателя в области анализа и проектирования. инструменты и механизмы взаимозависимой деятельности преподавателя и обучающихся (определение целей, актуализация содержания, разработка и использование современных средств, методов, приемов и технологий обучения, формы организации обучения, так далее.).
Методика - совокупность упорядоченных знаний о принципах, целях, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам, гарантирующая решение поставленных задач.
Мотивация является важнейшим компонентом структуры учебной деятельности, а для человека развитая внутренняя мотивация является главным критерием обучения. Он состоит в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значение ее непосредственного результата для личности» (Б.И. Додонов). [1].
Существует пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень - это высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учеников есть познавательный мотив, желание максимально эффективно соответствовать всем требованиям. Учащиеся четко следуют всем рекомендациям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
2. Второй уровень - хорошая учебная мотивация. (Студенты успешно учатся). Это средний уровень мотивации.
3. Третий уровень - положительное отношение к школе, но таких детей школа привлекает внешкольными занятиями. (Такие ученики достаточно хорошо чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится чувствовать себя учениками, общаться с одноклассниками. Познавательные мотивы у таких учеников менее развиты, и учебный процесс их мало привлекает).
4. Четвертый уровень - низкая мотивация к обучению. (Эти дети не хотят ходить в школу, предпочитают пропускать занятия. В классе они часто занимаются странными делами. У них серьезные трудности с учебной деятельностью).
5. Пятый уровень - негативное отношение к школе. (У таких детей серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками во взаимоотношениях с учителем).
1.2. Психологические особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте
Согласно многим периодизациям психического развития личности подростковый возраст определяется продолжительностью жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - период от детства до юности. Это один из кризисных периодов, связанных с быстрым развитием всех основных компонентов личности и физиологическими изменениями, вызванными половым созреванием.
Контингент учащейся молодежи - учащиеся средней школы. Обучение и развитие в средней школе существенно отличается от обучения в начальной школе. К тому же эпоха «кризиса» придает специфику.
Внешне социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от детской. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и зависят от родителей или государства. Различия отражаются во внутреннем содержании. По-разному расставлены акценты: семья, школа, коллеги приобретают новые значения и смыслы [2].
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым нет разницы. Он заявляет о равноправии в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Им не нравится то, как они относятся к себе в детстве, они хотят полного равенства со взрослыми, настоящего уважения. Другие отношения унижают и оскорбляют их. Конечно, подросток еще далек от реальной взрослой жизни - физически, психологически и социально, но он борется за это и отстаивает равные права со взрослым. Новая позиция проявляется в разных сферах деятельности и хорошо заметна во внешнем облике, в манерах.
«Чувство взрослости» - считает Д.Б. Эльконин центральным новообразованием этого времени. Стремление подростка к взрослой жизни и независимости часто сталкивается с нежеланием, нежеланием или даже неспособностью взрослых понять и принять это. Желание выглядеть как взрослый возрастает, когда это не находит отклика у других. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст (11-13 лет). В старшем подростковом возрасте взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. Среди учителей подростки начинают ценить не только личные качества, но и профессионализм, разумную строгость.
Подростковый возраст часто характеризуется отчуждением от взрослых и ростом авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы понять себя, нужно сравнить себя с себе подобными.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Авсеев. - М.: Просвещение, 2005
2. Н.А. Березовин. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин, А.Л. Сманцер. - Минск: Народная асвета, 1987
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Питер, 2000
6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - Москва, 1988
7. Левитес Д.Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении / Д.Г. Левитес. - Воронеж, 1998
8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. // Вопросы психологии -2000 - №6.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1999
10. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - Москва: Педагогика, 1984
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, №2
13. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
14. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения
15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - М.: Просвещение, 2001
16. Смирнов С.Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии. - М.: Просвещение, 2005
17. Талызина Н.Ф. Пути формирования учебной мотивации / Н.Ф. Талызина. - Москва: Педагогическая психология, 1999
18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. T. 1. Москва: Мир, 1986
19. Шамова Т.Ч., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом. - М.: Просвещение, 2002
20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979