Фрагмент для ознакомления
2
В современной литературе присутствует достаточно большое количество определений мышления. Мышление – это психический процесс отражения реальности, высшая форма творческой активности человека.
Емкое и короткое определение мышления как процесса восприятия было дано Н.Н. Поддьяковым «мышление есть разумная способность структурировать и синтезировать методом концептуального обобщения. В обычнейшей форме мышление сообщает субъекту, что есть находящаяся там вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие» [19].
Мышление выделяет понятие о вещах и информирует, что представляет из себя эта вещь. Предметы и явления реальности владеют такими качествами и отношениями, которые можно, узнать, именно посредством ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и движение тел в видимом пространстве), и такими качествами, и отношениями, которые можно узнать только опосредованным приемом или же при помощи мышления. Мышление – это вид умственной работы, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и взаимоотношений между ними [].
Таким образом, мышление можно охарактеризовать как способ познания окружающего мира посредством поисков новой информации, которая позволяет открывать новые понятия, явления окружающего мира. Приобретение новых познаний происходит в процессе использования таких свойств мышления как анализ и синтез. Данные процессы осуществляют действия, которые позволяют человеку познать сущность предметов или действия, классифицировать эти предметы, выделить существенные связи между ними. Отсутствие становления развития данных свойств мышления, приводит к низкому уровню развития мышления, которое, в свою очередь, приводит к трудностям восприятия окружающего мира, а это приводит, в свою очередь, к трудностям во всех сферах жизни и деятельности человека.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не имеет возможности узнать прямо, непосредственно, он познает косвенно: одни характеристики через другие. Мышление практически постоянно опирается на полученный эмоциональный опыт - чувства, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические познания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание единого и немаловажного в объектах реальности, вполне возможно, потому что все характеристики данных объектов соединены друг с другом. Общее присутствует и проявляется в отдельности, непосредственно [14].
Современными специалистами по психологии справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека эмоциональные представления играют второстепенную роль. В случае если мы зададимся вопросом о том, как проходит наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в ее внутреннюю структуру, тогда мы без усилий убедимся, что преобладающее значение в ней имеют не эмоциональные образы, а понимание разного рода пропорций, зависимостей, обусловленностей, причинных и следственных связей, предрасположений, направленностей.
Согласно мнению В.С. Мухиной мышление – это опосредствованное, обобщенное отражение реальности человеком в ее значительных взаимосвязях и отношениях. Выявление связей, взаимоотношений, а аналогично ключевых качеств и сущности явлений и объектов реальности осуществляется посредством мыслительных операций [15].
О.А. Лаврушина определяет мышление как трудный по структуре процесс, развиваясь, оно воспринимает всевозможные формы: наглядно-действенное, более обычная форма мышления, формирующаяся в практической работе, наглядно-образная и словесно-логическое [11].
Существуют три вида мышления, тесно соединенные друг с другом. У множества людей в схожей мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, что человек решает, на первый проект выступает тогда один, то другой, вид мышления.
Подробнее остановимся на наглядно-образном мышлении. Наглядно-образное мышление связано с представлением о ситуациях и изменений в них. С помощью данного типа мышления более точно воссоздается все многообразие разных фактических черт предмета. В образе быть может отмечено в одно и то же время видение предмета с нескольких точек зрения.
Согласно мнению З.П. Маляева наглядно-образное мышление – это мыслительный процесс, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей реальности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, люди привязаны к реальности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти [13].
По словам Н.Н. Поддъякова «наглядно-образное мышление – сложное образование, выступающее как определенная система взаимосвязанных разнородных составляющих, являющиеся ведущими среди разных видов детских представлений и умение оперировать ими [19].
Л.О. Путляева в собственном словаре предлагает следующие определение: «наглядно-образное мышление – совокупность приемов и процессов образного решения задач, допускающих визуальное представление ситуации и оперирование видами основополагающих ее предметов, без выполнения настоящих практических действий с ними. Существенной спецификой этого вида мышления считается установление непривычных сочетаний предметов и их параметров. В данном собственном качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением» [21].
Проанализировав все перечисленные выше определения, мы остановились на определении Л.О. Путляева, т.к. на наш взгляд оно считается более полным и верным. Из этого определения вполне можно выделить особенности наглядно – образного мышления:
– это процесс совокупности приемов и процессов образного решения задач;
– дает возможность более полно воссоздавать все многообразие данных предметов, имеет целенаправленный характер;
– оперирует видами предметов без практических действий с ними [21].
Таким образом, мышление считается высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно позволяет узнавать такие предметы и действия, что не имеет возможности быть конкретно восприняты эмоциональным познанием. Благодаря мышлению человек может пробраться в микромир и макромир, узнать законы, на основе которых встают и существуют все предметы и явления на земле. Познание законов при помощи мышления, вполне возможно, потому что оно отображает предметы и явления во взаимосвязях и отношениях. Отличительной спецификой мышления, в отличие от других познавательных процессов, считается то, что оно отображает обобщенно и опосредствованно все, что делается в находящемся вокруг мире и в самом человеке.
Наглядно-образное мышление – это совокупность приемов и процессов образного решения задач, допускающих визуальное представление ситуации и оперирование видами составляющих ее предметов, без выполнения настоящих практических действий с ними.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова А.К. Особенности диалога дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Психология обучения. – 2013. – № 1. – С. 13-19.
2. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность (экспериментально теоретическое исследование) // Культурно историческая психология. – 2006. – № 1-3. – С.25-27.
3. Бухарова И.С. Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников // Воспитатель дошкол. образоват. учреждения. – 2012. – № 10. – С. 87-93.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2004. – 214 с.
5. Габова М.А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 151 с.
6. Габышева С.П. Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Междунар. студенческий науч. вестн. – 2018. – № 4/7. – С. 1055-1057.
7. Дубина Л. Развитие логического и наглядно-образного мышления у детей старшего возраста посредством дидактических игр // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С.26-36.
8. Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – C. 47–55.
9. Колодина Н. Готовимся к школе: развитие мышления детей дошкольного возраста : рекомендации родителям // Дошкол. педагогика. – 2010. – № 8. – С. 46-49.
10. Кривкина Р. Т. Развитие логического мышления у дошкольников посредством использования дидактических игр // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-2. – С. 49-51.
11. Лаврущева О.А. Пути и средства развития мышления старших дошкольников // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XIV ежегод. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Иркутск, 23-24 апр. 2015 г. / редкол.: И. А. Конопак. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. – С. 152-156.
12. Малева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 1. – С. 27–33.
13. Малеева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников. // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2009 – №1. – С. 165-168.
14. Мустафин Т. Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации : дис. ... канд. психол. наук / Мустафин Тимур Равилевич ; [Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. – Казань, 2016. – 175 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-Пресс, 2009. – 352 с.
16. Озерова Н. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 6. – С. 63-65.
17. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников: дис. … канд. психол. наук / Павлова Т.В. – Ростов н/Д., 2012. – 216 с.
18. Пименова Ю.Н. Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр // Вестн. науч. конференций. – 2015. – № 1-3. – С. 104-106.
19. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та., 2008. – 211 с.
20. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – Спб.: Речь, 2012. – 271 с.
21. Путляева Л.О Развитии мышления // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – С. 35-38.
23. Скрапстынь Т. В. Возможности развития мышления дошкольников посредством компьютерных игр // Сборники конф. НИЦ Социосфера. – 2012. – № 22. – С. 40-43.
24. Скрапстынь Т. В. Возможности развития мышления дошкольников посредством компьютерных игр // Сборники конф. НИЦ Социосфера. – 2012. – № 22. – С. 40-43
25. Сыпченко М. В. Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : опыт работы. – ст. Кавказская, 2016. – 67 с.