Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как показывают исследования психологов, осуществление э воспитания детей необходимо начинать с раннего возраста. В связи с этим внеурочная деятельность в начальной школе также должна стать частью педагогического процесса. Осуществление воспитания предполагает создание педагогом определённой среды.
Внеурочная деятельность в рамках дисциплины «окружающий мир» также имеет большое значение для формирования экологической культуры. Экологические игры, занимательные задания, экскурсии не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают конструктивное отношение родителей и детей. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с хорошими творческими способностями и развитым интеллектом, формирование которых начинается с раннего возраста.
Цель работы: определить особенности организации внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов (на примере окружающего мира)
Объект исследования: внеурочная деятельность
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
2. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности младших школьников
3. Разработать комплекс виртуальных экскурсий для учащихся 1 – 4 классов
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших школьников
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития
Говоря об особенностях учебной деятельности младших школьников, необходимо учитывать их особенности в соответствии с возрастной периодизацией. Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19, с. 39].
Игровая деятельность в этом периоде входит в свой расцвет. Сюжетно-ролевые игры становятся основой коммуникативного развития и социализации, а также базой для развития лидерских качеств [17].
К этому времени также активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8, с. 94].
В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с родителями, воспитателями, друзьями и др. собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его развития его коммуникативных и лидерских качеств. От уровня его сформированности во многом зависит успешность в школьном обучении, вхождение ребёнка в новый коллектив [11, с. 94]. Взрослые являются абсолютным авторитетом для детей младшего школьного возраста. Ребёнок учитывает замечания взрослого, что является благоприятным фактором для нравственного воспитания. Сам младший школьник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания[12, с. 38].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования веб-квест технологий в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 135-138.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
6. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
7. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
8. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
9. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016, - С. - 128-133.
10. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
11. Емелина, Е. Ю. Современные методы диагностики познавательного интереса // Научное сообщество студентов. Сборник материалов XVII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 55-58.
12. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
15. Емелина, Е. Ю. Современные методы диагностики познавательного интереса // Научное сообщество студентов. Сборник материалов XVII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 55-58.
16. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
17. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
18. Курбатова, М. Н. Применение наглядных методов обучения // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 76-77.
19. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
20. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
21. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся // GlobalScienceandInnovations 2018. Materials of the International Scientific Conference. Евразийскийцентринновационногоразвития DARA. 2018. С. 377-381.
22. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
23. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 144. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 189. – С.3 – 30
25. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
26. Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Проектно-исследовательская работа в начальных классах // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С.100-103