Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дистанционное обучение – это технология, базирующаяся на принципах открытого обучения, широко использует компьютерные обучающие программы различного назначения и современные телекоммуникации с целью доставки учебного материала и общения непосредственно по месту пребывания учащихся.
Мир не стоит на месте. И мы должны не отставать. А наоборот - вместе с ним уверенно шагать по пути прогресса, в полной мере используя весь потенциал передовых информационных технологий современности. Особенно это актуально для образования - отрасли, которая по самой своей сути должна олицетворять все прогрессивное, современное и наиболее актуальное. Например, брать на вооружение практики дистанционного обучения. В чем главный плюс информационных и коммуникативных технологий? Для них не существует границ и пределов. В любом селе, городе, стране и даже на любом материке, сегодня можно легко получить доступ к нужным знаниям и качественному образованию европейского уровня.
Дистанционное обучение – это обучение новой эпохи, своевременный ответ на вызовы информационного общества; активное и продуктивное взаимодействие учащихся с преподавателями; систематический контроль учебного процесса, что осуществляется как преподавателем, так и автоматически - с помощью специально разработанных систем тестирования; оперативная обратная связь в течение всего учебного процесса; полный комплект необходимых учебно-методических материалов по каждой дисциплине; неповторимый опыт творческой и познавательной деятельности; захватывающее и продуктивное путешествие в мир информационных технологий 21 века.
Благодаря дистанционному обучению учащиеся легко учатся новому; пользуются достижениями и достижениями информационных и коммуникационных технологий, легко и непринужденно применяют их для решения задач.
Актуальность и целесообразность исследования проблемы информационно-технологического обеспечения подготовки современного учителя обусловлены необходимостью преодоления противоречий: между социальным заказом на высокообразованных и компетентных учителей и недостаточной разработанностью подходов и педагогических технологий формирования их профессиональной компетентности; между социальным заказом современного информационного общества по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения и недостаточным уровнем разработанности информационно-технологического обеспечения процесса обучения будущих педагогов; между потребностью в внедрении новых инновационных педагогических технологий в образовательное пространство высших педагогических учебных заведений и фактическим уровнем готовности преподавателей к их использованию; между насущной потребностью общества в учителях, которые владеют инновационными педагогическими технологиями и реальным состоянием и характером подготовки будущих специалистов; между необходимостью внедрения компетентностного подхода в профессиональную подготовку учителей и недостаточным информационно-технологическим обеспечением его реализации.
Методологическую основу исследования составляют философские идеи о единстве личностного развития и профессионального становления; исходные положения синергетики; отдельные положения теории информации; принципы единства теории и практики, гуманизации и демократизации образования.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительный вклад в исследование теоретико-методических вопросов дистанционного обучения и процессов его усовершенствования внесли следующие авторы: Д. Алексеевец, Н. Андрюшенко, В.Ю. Быков, В.Ю. Габрусев, Е.В. Долинский, И.В. Карполенкова, В.М. Косик, В.П. Кухарченко, И. Лапшина, Т.А. Пушкарева, А. Рысь, В. Саенко, П.И. Сердюков и др.
Объектом исследования выступает дистанционное образование.
Предметом исследования является формирование качества образования будущих учителей начальных классов с помощью дистанционного обучения.
Цель исследования: изучение роль дистанционного обучения в формировании учебной мотивации будущих учителей начальных классов.
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- предоставить характеристику дистанционного обучения;
- рассмотреть особенности внедрения дистанционного обучения;
- проанализировать дистанционное обучение как средство стимулирования самообразования;
- определить особенности подготовки в ЗВО в условиях дистанционного обучения;
- охарактеризовать дистанционную форму обучения в профессиональной подготовке учителя.
При освещении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих формированию представлений об изучаемом явлении и его свойствах.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Список использованной литературы содержит 20 источников.
Объем курсовой работы: 31 страница печатного текста.
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение как современная образовательная технология
1.1 Характеристика дистанционного обучения
В течение последних двух десятков лет, происходит процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий. Это стало возможным в основном с развитием сети Интернет, что дало возможность пересылать необходимое количество дынных с одного конца мира в другой, свободно вести дискуссии с другими пользователями сети в online-режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая ее доступной для всех желающих.
Современные информационные технологии дают возможность повысить и усовершенствовать эффективность образовательного процесса. Во время реформирования образования прогрессивно разрабатывается концепция дистанционного образования, что предполагает разработку различных технологий, в том числе технологии смешанного обучения.
За концепцией развития дистанционного образования в России дистанционное образование – это форма обучения, равноценная с очной, вечерней, заочной и экстернатом, что реализуется, в основном, по технологиям дистанционного обучения .
На сегодня нет единогласного решения среди ученых, относительно определение понятия «дистанционное обучение». Можно встретить еще такое определение как «дистанционное образование».
Также некоторые зарубежные ученые отводят особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения и определяют его как «телеобучения». И все же часто употребляется термин «дистанционное обучение» .
Дистанционное обучение – это технология, базирующаяся на принципах открытого обучения, которая широко использует компьютерные обучающие программы различного назначения и создает с помощью современных телекоммуникаций информационную образовательную среду для снабжения учебного материала и общения .
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения.
Так, практически не выходя из дома или не покидая своего рабочего места, можно поддерживать регулярный контакт с преподавателем с помощью телекоммуникационных технологий, в том числе видеосвязи, и получать структурированный учебный материал, представленный в электронном виде.
Незначительная по времени и объему часть учебного процесса дистанционного образования может осуществляться по очной форме (сдача экзаменов, практические, лабораторные работы и прочее).
Высокий профессионализм, стремление к сотрудничеству, самоутверждения и высокий уровень коммуникации с коллегами – это является основными признаками дистанционного обучения.
Технологии дистанционного обучения состоят из педагогических и информационных технологий.
Дистанционное обучение предоставляет соискателям высшего образования доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творческого самовыражения, нахождения и закрепления
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеевец Д. Дистанционное обучение: преимущества и недостатки / Д. Алексеевец // Директор школы, лицея, гимназии. – 2013. - №3. – С. 88-90.
2. Андрющенко Н. Дистанционное обучение: эксперименты, наработки, перспективы / Н. Андрющенко // Образование. – 2014. - №10. – С. 8.
3. Антонов Г. Дистанционное обучение: мода или потребность? // Образование России. – 2013. – 4 апреля (№ 25). – С. 10.
4. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / К. Л. Бугайчук // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 148-155.
5. Быков В.Ю. Дистанционное обучение в странах Европы и США и перспективы для России / В.Ю. Быков. – К.: Атика, 2015. – 140 с.
6. Варзар Т. Дистанционное образование в современной образовательной деятельности / Т.Варзар // Высшее образование в России. – 2015. – № 1. – С. 116-119.
7. Габрусев В. Ю. Дистанционное обучение – это просто / В.Габрусев // Информатика (Шк. мир). – 2014. - №2. – С. 3-12.
8. Галата С. Дистанционное образование: путевка в жизнь / С. Галата // Образование России. – 2013. -№49. – С. 8.
9. Долинский Е.В. Дистанционное обучение – одна из прогрессивных форм подготовки специалистов / Е.В. Долинский. – М.: Просвещение, 2010. –207 с.
10. Карполенкова И. В. Дистанционное обучение: преимущества и недостатки / И. В. Карполенкова // Физика в школах России (Осн.). – 2016. - №8. – С. 14.
11. Коневшицкая А.Е. Организационные мероприятия создание ресурсного центра дистанционного образования для общеобразовательных учебных заведений / А.Е. Коневшинская // Компьютер в школе и семье. – 2018. - №8. – С. 31-33.
12. Косик В. М. Новейшие тенденции дистанционного образования в России / В. Н. Косик // Педагогический альманах. – 2013. – Выпуск 20. – С. 217-223.
13. Кухарченко В. П. Использование вебинара в учебном процессе / В. П. Кухарченко // Компьютер в школе и семье. – 2015. -№2. – С. 12 -17.
14. Лапшина И. Дистанционное обучение: подходы, этапы, особенности: методические рекомендации / И. Лапшина // Методист. – 2017. - №12. – С. 59-75.
15. Михайлова Н. Дистанционный курс для учащихся: проблемы интеграции в учебный процесс / Н. Михайлова // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. – 2016. – С. 63-67.
16. Пушкарева Т.А. Давайте учиться дистанционно! / Т. А. Пушкарева, А. А. Ходорковский // Компьютер в школе и семье. – 2014. - №7. - С. 20-21.
17. Пшеничная К. Дистанционное образование в средней школе / Е. Пшеничная // Школа (Шк.мир). – 2012. - №11. – С. 66-67.
18. Рысь А. Внедрение элементов дистанционного обучения / А. Рысь // Школа (Шк. мир). – 2012. - №12. – С. 69-72.
19. Саенко В. Использование элементов дистанционного образования в учебном процессе / В. Саенко // Зауч (Шк. мир). – 2017. - №23. – С. 17-19.
20. Сердюков П.И. Роль общения в повышении эффективности онлайнового обучения / П. И. Сердюков // Образовательные технологии и общество. – 2010. –№ 1. – C. 356-369.