Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества следует отметить возникновения гендерной образовательной технологии - нового направления, связанного с усилением противоречий между воспроизводством патриархальных стереотипов во взаимодействии полов и реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе.
Анализ публикаций отечественных исследователей демонстрирует отсутствие единого видения концепции по поводу гендерной проблематики в образовании. Определяя процессы формирования гендерного подхода в образовании, у специалистов нет единого взгляда на эту проблему. Существуют две основные тенденции, связанные с половым воспитанием мальчиков и девочек и с воспитанием андрогенной личности, независимо от пола. При этом, наиболее часто поднимаются вопросы, связанные с биологическими и социальными характеристиками представителей разных полов, с половым воспитанием в образовательном учреждении или семье, внедрением гендерного компонента в содержании учебных дисциплин, проблемой совместного или раздельного обучения при организации учебно-воспитательного процесса и т.д.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Для того чтобы ученик по-настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в процессе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели для ученика значимость и тем самым нашли отклик и точку отсчета в его опыте.
Поэтому в современной системе образования большое значение имеет личностно-ориентированный подход к обучению детей. Такой подход позволяет создать условия для максимального развития познавательных способностей обучающихся [1].
На основе модели личностно-ориентированного подхода для учащихся создается образовательное пространство, в котором каждый ребенок имеет возможность развиваться с учетом всех своих личностных особенностей. При такой модели обучения повышается учебная мотивация учащихся, что благоприятно сказывается на развитии познавательной универсальной учебной деятельности и уровне знаний в целом.
При обучении и воспитании детей должны учитываться все их личностные особенности, в том числе гендерные роли [8].
Цель исследования - изучить особенности взаимовлияния гендерного поведения на формирование учебной деятельности у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Объект исследования - формирование учебной деятельности младшего школьника.
Предмет исследования - влияние гендерных особенностей на учебную деятельность младших школьников, воспитывающихся в полных и не полных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования учебной деятельности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить феномен формирования гендерного поведения в современных отечественных и зарубежных исследованиях.
3. Выявить и теоретически обосновать психологические особенности взаимовлияния гендера на успешность формирования учебной деятельности младшего школьника.
4. Изучить появление гендерного поведения и особенности овладения учебной деятельности у обучающихся 7-8 лет.
5. Провести корреляционный анализ, направленный на выявление взаимозависимости гендерного поведения и успешности овладения учебной деятельности.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №»; экспериментальную выборку составили 32 учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования и составленный комплекс уроков, могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных организаций, направленной на формирование учебной деятельности у младших школьников из полных и неполных семей.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Понятие гендера в психологии
Гендерные особенности психики - психологические явления, обусловленные гендерными и связанными с ними социальными стереотипами, ожиданиями и требованиями. Среди ученых идет нескончаемый спор о том, какие из этих особенностей являются врожденными, а какие приобретаются в процессе воспитания и обучения. В связи с тем, что мальчики и девочки воспитываются по-разному во всех человеческих культурах, психология представителей мужского и женского пола к началу школьного обучения существенно различается.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Интернет источник] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 15.11.2020 г.).
2. . Александрова, Н.И., Шульга, Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» [Текст] // Вопросы психологии. – 2014 – № 6
3. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе [Текст] / Вопросы психологии. – 2011. – No5.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Издательство Московского Университета, 2010. – 195с.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 2010.
6. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задач: пособие для учителей / под ред. Асмолова А.Г. - М.: Просвита, 2015. - 159 с.
7. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2014. – 374с.
8. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
9. Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014.
10. Битянова, М.Р. Социальная психология. [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Просвещение, 2014. – 83с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 464с.
12. Болотникова, О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / О.П. Болотникова. – М., 2014. – 24с.
13. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь справочник по психодиагностике. [Текст] /Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 528с.
14. Троицкая, О. Мотивация достижения школьников в процессе урока // Учитель. - 2016. - No 3. - С. 42-44.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2014
16. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /Поливанова К.Н. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с.
17. Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
18. Скрипко, С. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания физики / Скрипко С. А., Артемова Н. Д. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №5. - С. 184-186.
19. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2015. - 373 с.
20. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. [Текст] / С.Т. Танцоров. – Рига, «Эксперимент», 2014.
21. Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2014.- 161с.
22. Чернышева, Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. - 2015. - № 3. - С.22.
23. Шустова, М.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] // Вопросы психологии. - 2014. - No 2.
24. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. [Текст]/ В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2014. – 460с.
25. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст]/ Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2015. – 160с.
26. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников [Текст] / Г.А. Ускова. – М.: Академический Проект, 2014. – 144с.
27. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Совершенство, 2015. – 432с.
28. Эльконин, Д.Б Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2015. - 90c.
29. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин // Педагогика и психология. - 2018. - No 10.
30. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] : учебник для студ. вузов / П.М. Якобсон. - М.: Воронеж, 2014. - 302с.
31. Ярошевский, М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии [Текст] : учебник для обучающихся высших пед. учеб. Заведений / М.Г. Ярошевский. - М.: ВЛАДОС, 2015.