Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современное общество характеризуется стремительными темпами развития. Научно-техническая революция, информатизация не обходят стороной и систему современного образования. Более того, в системе образования вопрос информатизации стоит едва ли не на первом месте. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сегодня каждый выпускник должен соответствовать модели идеального выпускника. Он должен обладать достаточным запасом знаний, должен быть грамотным, конкурентоспособным. С ростом значимости качества образования в целом, возрастает значимость отдельных направлений образования [2].
Сегодня огромная значимость отводится системе правового образования, поскольку именно эта модель позволяет человеку быть грамотным, полноценным участником общественных отношений. Важная роль в этой системе отводится изучению правоведения как основы всех правовых дисциплин [4].
При изучении правоведения учащимся предоставляется возможность анализировать многоуровневые проблемы функционирования различных социальных систем, зна¬комиться с социально-политическими, экономическими, правовыми, культурными, ду¬ховно-нравственными основами жизни общества, обсуждать задачи развития личности, выстраивать парадигму собственного развития на профессиональном, социальном, нрав¬ственном, культурном и иных уровнях. При этом у учащихся развивается мышление, расширяется кругозор, формируется способность к анализу, творческому поиску, осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания, применять их для решения ряда прикладных, жизненно важных задач [3].
Процессы, происходящие в современном правовом обществе сложны и многообразны. Их невозможно непосредственно увидеть, рассмотреть, опробовать, ощупать их. Их можно только вообразить, представить. Поэтому необходимость применения различных дидактических средств при изучении правоведения не вызывает сомнения.
Необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью дидактических средств обучения, в которые входят таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование [1].
При изучении правоведения дидактические материалы можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения правовых дисциплин.
Проблема исследования. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что умение пользоваться дидактическими материалами – важный навык. Учащиеся должны уметь грамотно использовать различные наглядные средства и дидактические пособия для достижения своих целей, решения поставленных задач. Сегодня учащимся необходимо учиться грамотно использовать дидактические средства, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию. От качества образования, которое они получат, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения и профессиональной деятельности [4]. Кроме того, требования ФГОС к современному уроку во многом определяют актуальность и значимость исследований в этом направлении [9].
Степень разработанности тематики. Изученность данной тематики находится на низком уровне. Сегодня все еще недостаточно опыта реализации обучения с использованием дидактических материалов, в том числе, при изучении правоведения. Есть некоторый опыт применения дидактических материалов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, в системе высшего и профессионального обучения, однако при изучении правовых дисциплин этот опыт все еще остается недостаточным. Навыков по работе со средствами наглядности недостаточно как у учащихся, так и у самих учителей. При анализе литературных источников, нами не было выявлено методических указаний или практических рекомендаций, которые позволили бы эффективно организовать педагогический процесс, и сделать обучение более комфортным и эффективным для всех участников образовательного процесса.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение специально разработанного дидактического обеспечения правовой дисциплины, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
Объект исследования – дидактическое обеспечение.
Предмет исследования – особенности применения дидактического обеспечения при изучении правовых дисциплин.
Цель исследования – на основе анализа опыта применения дидактического обеспечения при изучении правовой дисциплины, разработать дидактическое обеспечение и практические рекомендации по его применению в процессе проведения занятия.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «дидактическое обеспечение дисциплины».
2. Рассмотреть специфику преподавания правовых дисциплин.
3. Проанализировать особенности разработки дидактического обеспечения правовых дисциплин.
4. Составить алгоритм разработки дидактического обеспечения правовой дисциплины.
5. Осуществить разработку дидактических материалов для учебного занятия по теме «Правовые основы социальной защиты и обеспечения».
6. Сформулировать практические рекомендации по применению дидактических материалов в процессе проведения занятия.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, методических рекомендаций). В процессе анализа литературных источников использовались такие методы, как систематизация, классификация, обобщение, анализ полученных данных. Практические методы – обобщение методического опыта, составление практических рекомендаций.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса преподавания правовых дисциплин, для модернизации образовательной системы в школе, для внедрения обучения с использованием дидактического обеспечения.
Практическая значимость. Разработанные нами практические рекомендации по использованию дидактического обеспечения в учебной деятельности при изучении правовых дисциплин, могут быть использованы для повышения качества образования. Результаты могут быть полезны для организации обучения правовым дисциплинам.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы разработки дидактического обеспечения правовой дисциплины
1.1. Дидактическое обеспечение дисциплины: сущность понятия, характеристика
Oдним из приоритетов образовательной политики является достижение нового современного качества профессионального образования [19].
Предлагаемые в процессе обучения дидактические материалы оказывают существенную помощь в освоении учебных программ, что, безусловно, вызывает потребность в поиске новых подходов к дидактическому обеспечению процесса профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В современной педагогической науке разработаны теоретико-методологические подходы к дидактическому обеспечению учебного процесса, созданы предпосылки для выявления специфики дидактического обеспечения учебной деятельности [16]. Сегодня понятие «дидактическое обеспечение» рассматривается как с позиции обеспечения образовательного процесса в целом, так и с позиции обеспечения отдельно взятого курса (предмета) [11].
Проведенный анализ научных исследований последних лет позволяет сделать вывод, что дидактическое обеспечение можно разделить на три большие группы: дидактическое обеспечение процесса обучения в целом, дидактическое обеспечение технологии обучения и дидактическое обеспечение отдельно взятого курса. Рассмотрение тех или иных структурных составляющих педагогического процесса показывает, что во многих случаях не требуется разрабатывать весь возможный комплекс дидактического обеспечения. Это вполне объяснимо, так как понятие «дидактический» многогранно, и для решения различных образовательных задач бывает достаточно одной или нескольких составляющих из всего комплекса возможного дидактического обеспечения.
Под дидактическим обеспечением отдельно взятого курса будем понимать комплекс целенаправленной организации и управления методическим, содержательным, организационно-процессуальным компонентами, подчиненный задачам обучения и воспитания, направленный на повышение результативности процесса усвоения знаний. Дальнейший анализ определений понятия «профессиональная направленность обучения» показал, что в педагогической теории существуют два подхода к реализации профессиональной направленности.
Следуя первому, под профессиональной направленностью понимается ориентация системы потребностей, мотивов, интересов и склонностей личности на положительное отношение к будущей профессии [12].
Второй подход к профессиональной направленности касается проблемы отбора и построения содержания образования на основе межпредметных связей дисциплин с ориентацией на будущую профессию. Наиболее перспективным с точки зрения всестороннего рассмотрения проблемы нам представляется сочетание названных подходов.
Профессиональная направленность преподавания способствует осознанному формированию профессионально важных знаний, умений и качеств личности, формированию интереса и уважения к будущей профессии, что позволяет наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности в условиях рыночного механизма стимулирования наиболее продуктивному и конкурентоспособному специалисту той или иной квалификации и профиля [14].
Таким образом, дидактическое обеспечение профессионально направленного преподавания можно определить как комплекс целенаправленной организации и управления методическим, содержательным, организационно-процессуальным компонентами, подчиненный целям и задачам обучения и воспитания, направленный на повышение результативности процесса усвоения знаний и умений, на формирование системы потребностей, интересов, мотивов, склонностей и уважения, выражающих отношение личности к будущей профессии, подчиненный основному дидактическому принципу педагогики [11].
Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств студентов и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения. Технологическая среда образования включает в себя не только персональные компьютеры, но и сеть Интернет, информационно-образовательную среду учебного учреждения, гаджеты, поэтому современный студент должен быть информирован о способах взаимодействия с разнообразными техническими средствами обучения.
Дидактические средства в современном мире отличаются широчайшим разнообразием и включают в себя как традиционные, так и мультимедийные средства обучения. В связи с активным развитием в последние годы компьютерных технологий и Интернета сегодня довольно востребованным стало использовать различные мультимедийные средства обучения [25].
Западногерманские ученые считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего [15].
Согласно принятой классификации «Перечень» содержит три группы учебного оборудования.
Самая большая по номенклатуре группа, включает шесть видов дидактических средств обучения (СО), отражающих информационно-содержательную специфику каждого предмета: натуральные объекты, модели, макеты, приборы и лабораторные принадлежности, средства обучения на печатной основе (таблицы, карты, раздаточный материал, учебники, учебные пособия), экранно-звуковые средства, электронные образовательные средства
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно- познавательной деятельностью студентов [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 272 с
2. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А. и др. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления: монография / науч. ред. Л. Н. Боголюбов. ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. М.; СПб.: Нестор-история, 2014. - 320 с.
3. Борытко Н.М. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 21–23.
4. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015. - 320 с.
5. Дмитриева Л.А. Потенциал методического объединения в совершенствовании учителем обществознания собственной образовательной деятельности // научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - №1(1). – 2016. – С.63-65.
6. Дронов В. П. Методологические проблемы разработки инновационных учебно-методических комплексов для школы [Текст] / В.П. Дронов // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 54–64.
7. Жилина А.И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретации [Текст] / А.И. Жилина // Человек и образование. – 2016. - №4(49). – С.15-20.
8. Иванова Е. О. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект [Текст] / Е.О. Иванова // Педагогика. - 2017. - № 1. - С. 3–10.
9. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 128 c.
10. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: [Текст] /Учеб. пособие / Е.М. Кропанева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2015. – 166 с.
11. Кулагина О.В. Структура дидактического обеспечения профессионально направленного преподавания курса «Правоведение» // СПО. – 2010. - №3. – С. 48-49.
12. Москаленко М. Р. Некоторые вопросы преподавания правовых дисциплин студентам педагогических специальностей // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2016. – № 9. – С. 11-15.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособ. / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2017. – 224 с
14. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Носкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 171 с.
15. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: [Текст] / Учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.
16. Примерная программа дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» [Текст] / сост. Е. А. Тетерденко. – М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2002. – 12 с
17. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc (дата обращения 07.12.2020).
18. Семендяева О.В. Аудиовизуальные технологии обучения [Текст]: учебное пособие / О. В. Семендяева; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун-т". – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2011. – 155 с.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru
20. Фролова Н.В. Становление и развитие историко-общественного образования на территории Севера Западной Сибири в 20-30-е гг. ХХ в.: история изучения вопроса // Проблемы современного образования. - № 3. – 2015. - С.112-120.
21. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса [Текст] / Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М.: Физкультура, образование и наука, 1998. – Т. 5. – С. 130-136
22. Хуторской В. Я. Обществознание. Термины и понятия: справочник для подготовки к ЕГЭ / В. Я. Хуторской. — Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. — 64 c.
23. Чумакова А. С. Теория и методика обучения обществознанию: практикум. Справочно-информационные материалы / А. С. Чумакова. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 58 c.
24. Шилова О.Н. Изменение информационно-образовательной среды повышения квалификации работников образования при внедрении ФГОС / О.Н. Шилова // Нижегородское образование. – 2012. - №3. – С. 54-59.
25. Юлдашев З.Ю. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стадии метода обучения и пути его практического использования [Текст]: учебное пособие /З.Ю. Юлдашев. Ш.И. Бобохужаев – Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2016. –88 с.