Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других.
Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.
Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека — Якобом Леви Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии--антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.
«Современная эпоха освоила его (Я. Л. Морено) идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Его парадигмы, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение». Так описывает популярность метода Р. Золотовицкий.
Однако в литературе отображены и другие точки зрения об эффективности социометрического метода. Так, Г. М. Андреева, отмечая его недостатки, указывает, что социометрия исследует лишь отдельный срез психологических отношений в группе, но не даёт возможности проанализировать такие аспекты как, мотив выбора и отношения деятельности. Такова позиция известного теоретика.
По-другому оценивают возможности социометрии современные практики. «Этот метод могуч и глубок, если его использовать осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями надуманна. Если провести её (социометрию) грамотно и творчески она сделает своё дело блестяще», пишет М. Битянова.
Активное развитие социологических наук в России в последние два десятилетия подогрели интерес к уже популярному методу. Его применяют в своих исследованиях не только социологи, но и психологи, педагоги, социальные работники. Поэтому, принимая во внимание интеграцию метода в другие сферы человеческой деятельности, широкое использование в различных областях научного знания мы должны признать значимость метода как для науки, так и для практического применения по изучению эмоциональных связей малых групп. Таким образом, возникает необходимость изучить технологические подходы методики проведения социометрии с целью применения её на практике.
Цель курсовой работы: исследовать научные подходы к анализу конфликтного поведения личности в трудовом коллективе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить причины и виды трудовых конфликтов.
2. Применить полученные знания о методике проведения социометрии на практике.
Объект исследования: социометрический анализ конфликтного поведения.
Предмет исследования: конфликтное поведение личности в трудовом коллективе.
При изучении методических проблем применения социометрии использовался метод анализа литературы, систематизации полученных знаний и описание их в теоретической части. В практической части, при изучении проблем межличностных отношений в группе, применялись методы социометрии: опрос, метод графического проектирования и метод анализа полученных данных.
Структурно, курсовая работа состоит из: содержания, введения, основной части (теоретической и практической), заключения, библиографии и приложения. Основная часть разделена на главы: теоретическую, в которой исследуются возможности социометрического метода и техника его проведения и практическую, где описывается опыт применения метода в практической работе, на примере исследования социометрической структуры группы подростков.
Глава 1. Суть, причины и классификация конфликтного поведения в коллективе
1.1.Стресс как основа конфликтного поведения в трудовом коллективе
В исследовании стресса как основы конфликтного поведения вообще и в трудовом коллективе в частности следует отметить следующие основные концепции.
1.Теории, которые фокусируются на конкретной связи между внешними требованиями (стрессорами) и физическими процессами (стресс) могут быть сгруппированы в две различные категории: системный подход, основанный на физиологии и психобиологии (среди прочего, Г. Селье), и психологический подход, предложенный в области когнитивной психологии Р. Лазарусом. Рассмотрим первый подход: системное напряжение (теория Селье). Популярность концепции стресса в науке и средствах массовой информации во многом связана с работой эндокринолога Ханс Селье. В серии исследований на животных он отметил, что разнообразие стимулирующих событий (например, тепло, холод, токсические агенты), применяемых интенсивно и достаточно долго способны вырабатывать ряд общих эффектов, то есть не специфичных для какого-либо события стимула. Помимо таких неспецифических изменения в организме, каждый стимул производит, конечно, его специфический эффект, тепло, например, вызывает вазодилатацию и холодное сужение сосудов (аритмия сердца, перепады давления и прочие симптомы таких реакций очень хорошо знакомы современному человеку). По словам Селье, эти изменения на физиологическом уровне представляют собой стереотипный, т.е. системный стресс. Селье (1976, стр. 64) определяет этот стресс как «состояние, проявляющееся синдромом, который состоит из всех не специфически вызванных изменений в биологической системе» .
Эта стереотипная модель, названная «генерал-адаптационным синдромом» (GAS), реализуется в организме человека в три этапа. Первый состоит из реакции тревоги и включает в себя начальную фазу шока и последующую фазу «счетчика» (демонтажа ряда нормальных реакций и переход физиологической реакции в системную дисфункцию). Фаза шока демонстрирует вегетативную возбудимость, увеличение выделения адреналина и желудочно-кишечные изъязвления. Фаза встречного шока включает в себя начальную операцию защитных процессов и характеризуется адренокортикальная активностью. Второй этап развития стресса, согласно теории Селье, развивается следующим образом: если вредная стимуляция продолжается, организм переходит в стадию сопротивления. На этом этапе исчезают симптомы тревоги, которые, по-видимому, указывает на адаптацию организма к стрессору. Однако, несмотря на сопротивление стимуляция нервной системы увеличивается, одновременно снижается устойчивость к другим видам стрессоров. Третий этап проходит так: если аверсивная стимуляция сохраняется, сопротивление сменяется стадией истощения. При этом способность организма адаптироваться к стрессору истощается, симптомы первой стадии появляются снова, но сопротивление больше невозможно. Появляются необратимые повреждения тканей, и, если стимуляция сохраняется, организм умирает. Таким образом, постоянный стресс можно расценивать как стимулятор вредных и разрушительных процессов в организме. Более того, у людей с чувствительной нервной системой может развиться биполярный синдром (маникаяльно-депрессивное расстройство), приводящее в итоге даже к суициду.
Во втором подходе – когнитивная психология (модель Лазаруса) акцент делается не на физиологические проявления стресса, а на тот момент, что стресс, испытываемый людьми, почти всегда является результатом когнитивного опосредования
Лазарус в своем исследовании делал акцент на то, что оценка индивидом значимости того, что происходит для их благополучия, вызывает усилия индивидов в мышлении и действии для управления особыми потребностями. Таким образом, стресс рассматривается как реляционная концепция, то есть стресс не определяется как специфический вид внешней стимуляции, неспецифической картиной физиологических, поведенческих или субъективных реакций. Вместо этого стресс рассматривается как отношение («транзакция») между людьми и их окружением. «Психологический стресс относится к отношениям с окружающей средой, которые человек оценивает по отношению к своему благополучию, и в которых требования превышают доступные ресурсы влияния на ситуацию и поведение окружающих» .
Это определение указывает на два процесса как центральных посредников в транзакции «человек-среда»: когнитивная оценка и копирование известных моделей поведения, которые человек привык реализовывать в отношениях с окружающими с помощью набора выработанных за время социализации стратегий конфликтного поведения.
Концепция оценки, введенная в исследование эмоций Арнольдом и разработанная в отношении процессов стресса Лазарусом, является ключевым фактором для понимания стресс-релевантных транзакций. Эта концепция основана на идее о том, что эмоциональные процессы (в том числе стресс) зависят от фактических ожиданий, которые люди проявляют в отношении значимости и результатов конкретных отношений. Эта концепция необходима для объяснения индивидуальных различий в качестве, интенсивности и продолжительности вызванной эмоции в средах, объективно равных для разных людей. Обычно считается, что результирующее состояние генерируется, поддерживается и, в конечном счете, изменяется специальным шаблоном оценок.
Эти оценки, в свою очередь, определяются рядом личностных и ситуативных факторов. Наиболее важными факторами на личной стороне являются мотивационные назначения, цели, ценности и обобщенные ожидания. Соответствующие ситуационные параметры - это предсказуемость, управляемость и неизбежность потенциально стрессового события.
В своей монографии об эмоциях и адаптации Лазарус разработал всеобъемлющую теорию эмоций, которая также включает в себя теорию стресса. Эта теория различает основные формы оценки, первичной и вторичной оценки. Эти формы опираются на различные источники информации. Первичная оценка касается того, имеет ли место что-то, относящееся к благополучию человека, тогда как вторичная оценка касается вариантов выбора.
В ходе первичной оценки выделяются три компонента: релевантность цели описывает степень, в которой столкновение относится к вопросам, о которых заботится человек. Оценка ситуации, в которой происходит эпизод, дается в соответствии с личными целями. Тип участия индивида обозначает аспекты личной приверженности, такие как самооценка, моральные ценности, эго-идеал или эго-идентичность.
Аналогично, выделяются три компонента вторичной оценки: вина или кредит - результат оценки лица, ответственного за определенное событие. Борьба со стрессом означает, таким образом, оценку человеком перспектив, изживающих определенные поведенческие или когнитивные операции, которые положительно влияют на личные поведенческие стратегии, позволяя их реализовывать.
Будущие ожидания относятся к оценке дальнейшего хода ситуации по отношению к целевой конгруэнтности или неконгруэнтности. Специфические модели первичной и вторичной оценки приводят к различным видам стресса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Wiese, von L. Kolner Zeitschrift fur Soziologie. 1948. № I.
2. Who Shell Survie? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. N.Y.: Beacon House, 1953
3. 112
4. (Wash./DC 1934); немецкое издание: Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft.
5. Koln-Opladen: Westdeutscher Verlag. 1954 (1967, 1977, 1984, Leske und Budrich, 1993).
6. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, Универс,1994.
7. Морено Я.М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект,2001.
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
9. Золотовицкий Р.А. Групповая реальность и ее синтез // Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара / Под ред. B.C. Дудченко. М.: Икар, 1998. С. 245-260.
10. Морено Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ. Красноярск: ФМЗ, 1993 (более адекватный перевод с немецкого: Морено ЯМ. Театр импровизации (перевод В. Зеньковского и В. Ильина) // Евразийский временник. Berlin, 1928.
11. Moreno.I.L. The first Book of Group Psychotherapy, I. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon, 1932.
12. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ под.ред. Райгородского Д.Я. – Самара, Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2016.- 672с.
14. Психология менеджмента/ Под ред.проф. Никифорова Г.С.– СПб.:СПбГУ, 2014.- 556с.
15. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и пер- спективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. Научн. журн. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.03.2012).
16. Ротарь О. П., Трифонова Е. А., Коростовцева Л. С., Иваненко В. В., Киталаева К. Т., Могучая Е. В., Зубкова П. Ю., Алёхин А. Н., Конради А. О., Шляхто Е. В. Адаптация к профессиональному стрессу и риск метаболического синдрома у работников банка // Артериальная гипертензия. 2011. Т. 17. № 1. С. 25−33.
17. Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема / Управление персоналом. – 2015. - №7. - 166с.
18. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2014.- 267с.
19. Семке В.Я. Психологическая модель травматического стресса на примере посттравматических стрессовых расстройств. 2005 / Вестник Томского государственного университета. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4dGayM0jx
20. 36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2014.- 350с.,ил.
21. 37. Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине. М.: Медицинское информационное агентство. 2001. 256 с.
22. 38. Трифонова Е. А., Ротарь О. П., Коростовцева Л. С., Иваненко В. В., Киталаева К. Т., Конради А. О., Шляхто Е. В., Алёхин А. Н. Табакокурение как способ совладания со стрессом у лиц молодого воз- раста // Клиническая психология в здравоохранении и образовании: Материалы международной конфе- ренции, Москва, 24−25 ноября 2011 г., Московский государственный медико-стоматологический уни- верситет. М.: МГМСУ, 2011. С. 181−187.
23. Трифонова Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования. 2012 / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4dGbFTQQ7
24. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия. 2011 / Известия Иркутской государственной экономической академии. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4dGZk0dSZ
25. Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие.2-е изд.доп.и перераб. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс».-2015.- 332с.