Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции
1.1 Основные подходы к исследованию саморегуляции
Актуальность изучения проблемы саморегуляции обусловлена тем, что в современном обществе наблюдаются нестабильность и высокий темп изме-нения всех областей жизнедеятельности. Подобная ситуация предполагает, что современный человек вынужден полностью самореализовываться. При этом индивидуальность должна быть организована так, чтобы обеспечить максимальную эффективность активности, развить способность быть более пластичным и отвечать трансформациям окружающей среды.
В соответствии с исследованиями ведущих зарубежных и отечествен-ных психологов феномен саморегуляции выступает одним из центральных психологических явлений (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, К.М. Гуревич, Л.Г. Дикая, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.Н. Мясищев, А.О. Прохоров и др.) [1]. Она обеспечивает максимальную целесообразность жиз-ни человека, успешность при позиционировании в окружающем мире и отно-сительно других людей, что способствует полноценной реализации жизнен-ных целей и поддержанию оптимального психического состояния.
Саморегуляция в структуре индивидуальности человека выступает зна-ковым результатом психического развития, который детерминирует само-определение и жизненный путь в целом. Необходимо отметить, что большое значение проблема формирования осознанной саморегуляции приобретает в процессе возрастного становления. В частности, в студенческом возрасте ак-центируются такие качества, как активность и самостоятельность, вырабаты-вается навык использования собственных психических возможностей для вы-движения и достижения целей [2].
В современной психологической науке саморегуляция была изучена с различных сторон широким кругом исследователей (М.Д. Гаралевой, Л.Г. Дикой, Е.М. Коноз, O.A. Конопкиным, Н.Ф. Кругловой, В.И. Моросановой, A.A. Обозновым, А.К. Осницким, Н.О. Сипачевым, В.И. Сте-панским, Т.Г. Фоминой и др.). Как мы отмечали ранее, индивидуальные аспекты саморегу-ляции связываются с развитием субъектного и субъектно-деятельностного подходов, чему уделяется особое внимание при анализе индивидуальных особенностей саморегуляции [3]. При этом большую значимость приобрета-ют элементы субъектной активности, к которым относятся творческий харак-тер данного вида активности, способность изменять окружающее, навыки са-мостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.). Таким образом, саморегуляцию мы трактуем как свойство, компенсирующее внеш-нее воздействие, и способность сохранять внутреннюю стабильность на отно-сительно постоянном уровне.
И в отечественной, и в зарубежной психологии вне зависимости от под-разделения на виды психические состояния наделяются высшим психологиче-ским статусом «интегральной характеристики психической деятельности», что позволяет решать ключевую проблему психологии: объяснение поведе-ния и деятельности человека. Потребности психологической практики зако-номерно приводят к проблеме саморегуляции психических состояний. Необ-ходимость в их регуляции возникает при реализации любой целеустремлен-ной активности в случае её отклонения от заданной направленности.
О саморегуляции психических состояний говорят в случае выделения состояния человека как объекта самовоздействия, осуществляемого путем ис-пользования внутренних средств регуляции. Исследования саморегуляции психических состояний с позиций субъектно-деятельностного и системного подходов выявили сходство её структуры со структурой саморегуляции про-извольной активности [5; 6]. При этом, деятельность по саморегуляции со-стояний обладает следующей спецификой: 1) совмещение субъекта и объекта деятельности («самосубъектные» отношения); 2) направленность основных действий («самовоздействий») на перестройку и совершенствование когни-тивных, эмоциональных и активационных механизмов регуляции; 3) стремле-ние к достижению оптимального взаимодействия с самим собой [1].
В практическом плане специфика саморегуляции состояний заключается в том, что она в большей степени связана с функциональными блоками кон-троля (самоконтроль) и коррекции тех характеристик состояния, которые определяют его качественное своеобразие (модальность), длительность, по-лярность и интенсивность [2]. По этой причине саморегуляция состояний, как правило, осуществляется на основе рефлексивного анализа субъективного об-раза текущего состояния, его сопоставления с образом «желаемого» состоя-ния и внесения необходимых коррекций посредством различных способов и приемов саморегуляции (общая кибернетическая схема) [8; 10]. При этом различные техники саморегуляции применяются и для устранения негативных состояний, мешающих деятельности, и для активизации и поддержания пози-тивных состояний, в том числе с целью последующего перевода их в устой-чивые черты личности [3].
В отечественной научной литературе механизмы саморегуляции состо-яний наиболее полно исследованы в работах Л.Г. Дикой [2], А.Б. Леоновой [4] и А.О. Прохорова [10]. Представленные концепции охватывают целост-ную иерархию уровней саморегуляции: от психофизиологического до цен-ностно-смыслового. В этих концепциях рассмотрены возможности личност-ной регуляции психических состояний, проанализированы отдельные меха-низмы и условия ее эффективности.
По мнению Л.Г. Дикой психическая саморегуляция функциональных состояний представляет собой специфический вид деятельности субъекта, для которой характерны определенные отношения с профессиональной деятель-ностью и развитие которой обусловливает становление адаптивных личност-ных свойств субъекта, обеспечивающих эффективность, надежность, работо-способность и др. характеристики. Психическая саморегуляция не только обусловлена взаимодействием с личностными и деятельностными механиз-мами регуляции, но одновременно и сама является важной «внутренней» де-терминантой деятельности субъекта. В рамках системно-деятельностной кон-цепции саморегуляции функциональных состояний автор выделяет уровни ре-гуляции в зависимости от характеристик произвольности/непроизвольности, осознаваемости / неосознаваемости, целенаправленности, кроме того пред-ставлены индивидуальные стили саморегуляции. Основной мотив деятельно-сти по саморегуляции состояний - избегание негативных психических состоя-ний и стремление к позитивным [1; 2].
1.2 Структура саморегуляции
Современная практическая психология успешно использует различные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.
К популярным видам относятся следующие:
1. аутогенная тренировка, которая основывается на применении специ-альных формул самовнушения, которые позволяют оказывать влияние на процессы организма;
2. самовоспитание при помощи определенных упражнений;
3. медитация;
4. биологическая обратная связь;
5. визуализация.
Осознанное использование тех или других разновидностей саморегуля-ции начинается приблизительно в возрасте трех лет.
• В 3-4 года доминирующими являются непроизвольные речевые и двигательные способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока только одна произвольная.
• Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроиз-вольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
• К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и дети актив-но пользуются памятью, воображением, речью и мышлением.
• С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самоконтроле и самокор-рекции. Пропорции резко поменялись: на 3-4 произвольных метода саморегу-ляции выпадает только один непроизвольный.
• С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимает их от окружающих.
• В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека. В основном применяют сознательные волевые методы.
• Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, но постепен-но они вытесняются библиотерапией, пассивным отдыхом.
• После 60 лет преобладающей является общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.
В предложенной специалистами системно-функциональной концепции саморегуляции психических состояний рассматриваются составляющие функ-циональных структур саморегуляции: образ состояния, рефлексия, мотива-ция, личностный смысл и др.; показаны механизмы регуляции психических состояний, последняя из них выполняется на трех уровнях: отдельного состо-яния, функциональных комплексов и целостная функциональная структура. Центральным механизмом регуляции выступают функциональные структуры, формирование которых связано с интегрирующей функцией психических со-стояний [8-10]. Разработана концепция смысловой регуляции психических со-стояний с анализом отношений в системе «ситуация-смысл-состояние», пока-зана роль сознания в саморегуляции состояний [11].
Концептуальные позиции саморегуляции функциональных состояний А.Б. Леоновой (струк-турно-интегративный подход) базируются на деятель-ностной парадигме А.Н. Леонтьева. Саморегуляция исследуется на уровнях операционально-технического обеспечения деятельности (операции); измене-ний в целевой структуре деятельности (действия); смены доминирующей мо-тивационной направленности субъекта труда (деятельность в целом). Соот-ветственно, каждый уровень характеризуется спецификой его саморегуляции
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арскиева З.А. Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 169-171.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2011. - 163 с.
3. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения [Электронный ресурс] / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, Е.В. Филиппова // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. http://psystudy.ru/in-dex.php/num/2012v5n24/707-morosanova24.html (дата обращения: 20.11.2020).
4. Дикая Л.Г. Вклад индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния в формирование психологической и поведенческой вариабельности личности // Психология психических состояний. Вып. 4. Казань, 2002.
5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М., 2003.
6. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2015. 344 с.
7. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника М. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. 7(1). С. 92—110.
8. Кузнецова Л.Э., Элпис Н.В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1261-1263. URL: https://moluch.ru/archive/89/18114 (дата обращения: 20.11.2020).
9. Леонова А.Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. трудов / под ред. В.И. Моросановой. Москва-Ставрополь, 2007.
10. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора // Личностный потенциал: Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 511—546.
11. Митина О.В., Рассказова Е.И. Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психологический журнал. 2018. № 6. В печати.
12. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М., 2010.
13. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109—123.
14. Моросанова В.И., Красников В.Н. Диагностика устойчивости психической саморегуляции в напряженных условиях в ситуации эксперимента // Экспериментальная психология. 2012. 5(4). С. 44—53.
15. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. 2. С. 94—102.
16. Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Третьей Междунар. науч. конф. Казань, 2018.
17. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2020).
18. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния студентов при разных формах учебной деятельности студентов // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6.
19. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сб. статей. Вып. 8. Казань, 2011.
20. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 102—119.
21. Research on the Chechen Republic Youth Value Orientations as a Factor of Preventing the Propensity for Extremism / L.B. Vo-ronkina, E.F. Serdyukova, S.V. Khrebina, R.N. Yundin, M.L. Shapovalova // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 16. P. 241-251.