Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших целей обучения иностранным языкам является обучение аудированию, то есть формирование и развитие у обучающихся навыков и умений понимать звучащую речь.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик ученика. Современный выпускник школы должен стать креативной и критически мыслящей личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей свою ответственность перед обществом и государством, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог.
Традиционно считается, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности, поэтому для интенсификации процесса овладения навыками и умениями аудирования и повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков учитель должен использовать различные средства обучения, среди которых видеоматериалы занимают не последнее место.
Под видеоматериалами понимается любая телепродукция (новости, интервью, ток-шоу, рекламные блоки и т. д.), а также художественные, документальные, мультипликационные фильмы, используемые в качестве дидактического материала. Их использование повышает мотивацию обучения, т.к. язык и сюжеты видеоматериалов взяты непосредственно из культуры изучаемого языка. Это способствует расширению знаний о стране изучаемого языка, приобщению к культурным ценностям народа – носителя языка, изучению речевых особенностей.
К тому же, достижению поставленных методических целей может способствовать:
1) легкая доступность видеоматериалов;
2) технические возможности видео;
3) психологические особенности воздействия видеоматериалов на обучающихся;
4) возможность восприятия и понимания иноязычной речи на слух и развитие речевых навыков.
Актуальность данной темы обуславливается большой заинтересованностью и необходимостью нашей страны в воспитании и развитии личности, которая способствует межкультурному общению, а также саморазвитию и самосовершенствованию в этой сфере. Помимо этого сюда входит разработка новейших и более эффективных методов для формирования и контроля навыков аудирования.
Объект исследования – организация процесса обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет – процесс формирования навыков аудирования в среднем звене.
Цель - теоретические особенности обучения аудированию на занятиях по иностранному языку посредством использования видеоматериалов
Гипотеза данной работы заключается в установлении условий, которые гарантировали бы достижение желаемых результатов при обучении навыкам аудирования на иностранном языке у школьников среднего звена.
Исходя из вышеуказанного выявлены следующие задачи работы:
1. Охарактеризовать особенности использования обучения аудированию на занятиях по иностранному языку.
2. Рассмотреть технологии использования видео материалов для формирования навыков аудирования на занятиях по иностранному языку в средней школе.
3. Провести анализ использования особенностей формирования навыков аудирования посредством использования видео материалов на уроках иностранного языка.
4. Выявить результаты использования особенностей формирования навыков аудирования на занятиях по иностранному языку в средней школе.
В ходе исследования нами применялись следующие методы:
1. Беседа с преподавателем английского языка
2. Анализ заданий, направленных на формирование навыков формирования аудирования
3. Оценка эффективности методов
4. Исследование ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) и учебно-методических комплексов по английскому языку.
Методологическую основу исследования составили работы В.Г. Асеева, О.В. Барменкова, И.Л. Бим, Л.И. Божович, Н.Д. Гальсковой, М.В. Гамезо, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Е.А. Маслыко, В.П. Сафоновой, А.А. Утробиной, М. Аллан, Д. Уиллис и др.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования видеоматериалов в обучении аудировании при обучении школьников среднего звена.
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков аудирования посредством использования видео материалов на уроках английского языка в средней школе
1.1. Характеристика использования особенностей обучения аудированию на занятиях по иностранному языку
Аудирование (восприятие иностранной речи на слух) является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования речевое общение невозможно. Умение воспринимать английскую речь на слух обеспечивает адекватное владение иноязычной речью, так как звуковая сторона является неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности человека. Над этой темой работали многие специалисты, такие как И.А. Зимняя, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова, И.Н. Верещагина, Н.В. Елухина, М.В. Ляховицкий и др.
«Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух» [9, с. 28]. Это один из важнейших навыков в изучении английского языка, также как говорение, чтение и письмо и как и все остальные навыки, его нужно тренировать.
Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называют аудированием. Хотя понятия «аудирование» и «слушание» не являются синонимичными процессами. Слушание – это лишь акустическое восприятие звукового ряда, а аудирование – процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации.
Цель аудирования – это обмен мыслями, получение новой информации через осмысление связного речевого сообщения. В процессе аудирования слушатель встречается с множеством трудностей, которые он должен преодолеть за очень короткое время, так как понимание речи на слух достигается только при условии одновременного преодоления трудностей восприятия и понимания звучащей речи [12, с. 9].
Но на занятии по иностранному языку практически невозможно формировать лишь только речевой или, например, только языковой навык. Работая с аудиотекстами, одновременно отрабатываются фонетические, грамматические, лексические навыки. Таким образом, аудирование является средством обучения.
Как средство обучения, аудирование обеспечивает знакомство с новым лексическим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех других видах речевой деятельности, способствует поддержанию уже достигнутого уровня владения речью, формирует аудитивные навыки. В исследованиях зарубежных и отечественных методистов по иностранным языкам и психологов определяются основные механизмы восприятия речи: речевой слух (восприятие устной речи и деление ее на смысловые синтагмы); память (фиксирование узнанной единицы в сознании); концентрация внимания; антиципация (процесс вероятностного прогнозирования); понимание (мысленное воспроизведение процесса) [22, с. 129].
На основе уровней восприятия речи выделяются следующие уровни аудирования:
• элементарный (формирование перцептивной базы аудирования);
• продвинутый (развитие аудирования как вида речевой деятельности);
• завершающий (овладение устным общением, в ходе которого обучащиеся выступают в роли слушающих) [22, с. 130].
Данные уровни аудирования тесно взаимосвязаны. Каждому уровню соответствуют определенные цели: элементарный уровень предполагает становление механизмов восприятия иноязычной звучащей речи; продвинутый – формирование способности воспринимать и понимать устные иноязычные сообщения определенной длины и трудности; завершающий – развитие навыков устного иноязычного общения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акишина А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. / А.А. Акишина, О.Е. Каган — 2 изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с.
2. Белкина М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опыта школы)/ М.Ю. Белкина [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2006. - №5. – с. 53-54.
3. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке [Текст] // Методическая мозаика. - 2006. - №8. - С.3-5.
4. Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов.[Текст] //Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5, С. 26- 31.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя: М.: АРКТИ, 2004.
6. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2005. – с. 161
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
8. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. [Текст] //ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30
9. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко [Текст] // Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
10. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока -один из способов повышения интереса к предмету. -№6.
11. Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудирования // Ино- странные языки в школе. – 2009. – №4.
12. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
13. Зимняя, И. Л. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке/И. Л. Зимняя -М.: Просвещение, 1985. -160 c.
14. Иевлева 3.Н. Начальный этап обучения русскому языку как иностранному: Цели и содержание [Электронный ресурс].URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/1985/85-4/Начальный%20этап%20обучения%20русскому%20языку%20как%20иностранному,%20цели%20и%20содержание.pdf С.43-59
15. Кауфман, К.И. Happy English. ru: [Текст] учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. учрежд. / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман – Обнинск: Титул, 2006. – 256 с.
16. Крицкая И.П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования/иностранные языки в школе №4. 2005
17. Лапуцкая И.И. Методическая обоснованность применения аутентичных видеоматериалов в курсе РКИ. Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 8: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.). Минск: «Белорусский Дом печати», 2014. С.190-194.
18. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков/М. В. Ляховицкий. -М.: Высшая школа, 1981. -159 с.
19. Малетина О.А. Специфика обучения аудированию студентов неязыковых специальностей / О.А. Малетина, В.А. Цыбанёва // Филосовские науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – №7.
20. Матвеенко В.Э. Использование аутентичных видеоматериалов на практических занятиях по русскому языку в иностранной аудитории // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanieautentichnyh-videomaterialov-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-v-inostrannoyauditorii
21. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам/Р. К. Миньяр-Белоручев. -М.: Стелла, 1996. -144 с.
22. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально - культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе /З.Н. Никитенко В.Ф. Аитова В.М. Аитова// Иностранный язык в школе. 1996. №4. С. 14 – 20.
23. Носонович, Е. В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста/Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд//Иностранные языки в школе. -1999. -№ 2. -С. 6-12.
24. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей/С.И. Пассов. -М.: Лексис, 2003.
25. Приказ Минобрнауки России от 01.04.2014 N 255. Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним [Электронный ресурс]. –URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01042014-n-255/
26. Реймер, Р. В. Аудирование, как учебный аспект иноязычной культуры /Р. В. Реймер//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/311770/
27. Романова Н.Н. Демонстрационный (просмотровой) этап работы с аудио видео материалами при обучении деловой коммуникации в рамках вузовского курса РКИ// Научный результат. Серия: психология и педагогика. №1. 2016. С.29-34.
28. Росс А. Дальше -шум. Слушая 20 век -М.: АСТ: CORPUS, 2015 -560 c.
29. Рубцова Е.А., Романова Т.Ю. Аутентичный видеофильм как средство обучения русской разговорной речи иностранных учащихся//Известия ВГУ.№ 4. 2017. С. 215-219.
30. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: ACT: Астрель,2008. - 192 с.
31. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е. Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2002. -239 с.
32. Сысоев, П.В. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых [Текст], П.В. Сысоев// Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 29-25.
33. Трегубчак А.В. Аудирование как цель и средство обучения. система упражнений по развитию навыков аудирования на занятиях по РКИ//Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов. Западный, 2018. С.35-45
34. Хаимова, Е. М. Стратегии выполнения тестовых заданий по аудированию /Е. М. Хаимова//English. -2009. -№ 5. -Режим доступа: http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200900507
35. Хаимова, Е. М. Эстетическое воспитание как метод обучения иностранному языку в средней школе: «Цель или средство?» /Е. М. Хаимова. -Режим доступа: http://www.s-cool.ru/article259.html
36. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.
37. Эффективные методики преподавания иностранных языков: Сборник статей по материалам I международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 13 февраля 2016 г./Под ред. Щуровой Е.Ю.; пер. на англ. Присталовой И.А. -СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ -СИЛА», 2016. -200 с.
38. Cranmer D. and Laroy C. Musical Openings: Using music in the language classroom. Essex: Addison Wesley Longman Limited. 1992
39. Scrivener J. Learning Teaching. Macmillan, Third Edition, pp. 355-356
40. We Are the World. Мы – это мир. Учебное пособие по дисциплине «Методика использования песенного и игрового материала в образовательном процессе по иностранному языку». / Составители - В.Ф.Аитов, В.М.Аитова.Ч.I. – Уфа, 2013. – 51 с.