Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Использование новых образовательных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. В современном обществе технический прогресс движется с огромной скоростью, массы различной информации хлынули потоком, и современному человеку трудно разобраться и выделить для себя нужную. В настоящее время существует множество различных курсов, интернет ресурсов, к которым все чаще прибегают обучающиеся при возникновении таковой необходимости. Однако качество этих ресурсов никем не контролируется, никто не несет ответственность за достоверность предоставленной информации. Нужно инвестировать в будущее поколение, начинать с раннего возраста. Для этих целей лучше всего подходит школа, ведь именно в школе ребенок начинает учиться, думать, размышлять, осознавать.
На современных уроках часто используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обучения, групповые технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, проектные технологии и технологии дифференцированного обучения. Технологии призваны привлечь внимание ученика к предмету, повысив тем самым заинтересованность в изучении, что приведет к высокому уровню образования. При преподавании права и истории, как учебных дисциплин, используются свои специфические методы, методические средства и приемы, которые постоянно совершенствуются, и это естественный процесс, ведь качество образования зачастую зависит именно от методов и приемов правового и исторического обучения. Технологии обучения постоянно совершенствуются, что выдвигает повышенные требования к профессионализму педагога. Это и определило выбор темы работы, структуру и содержание раскрываемых в ней вопросов.
На сегодняшний день современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, соответствующие личностно-ориентированному подходу в образовании.
Цель исследования – изучить новые технологии исторического образования в школе.
Объектом исследования является использование новых образовательных технологий в обучении истории.
Предмет исследования – использование новых образовательных технологий на уроках истории.
Задачи исследования:
рассмотреть новые технологии обучения истории;
исследовать цифровые образовательные технологии в образовательном процессе;
определить эффективность использования новых образовательных технологий на уроках права и истории;
охарактеризовать анализ и обобщение педагогического опыта использования новых образовательных технологий в МОУ СОШ № 12 с УИОП г.о. Орехово-Зуево Московской области;
изучить использование цифровых образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
дать анализ результатов исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы использования новых технологии исторического образования в школе
1.1 Новые технологии обучения истории
Перед учителями истории стоит задача – дать ученикам качественное образование, соответствующее современным стандартам. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс новых технологий в обучении истории, которые позволяют более эффективно использовать учебное время, развивать толерантность и позитивное мышление и делать впоследствии оптимальный профессиональный выбор.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение подразумевает моделирование под руководством педагога проблемных ситуаций, которые предстоит разрешить учащимся. Это требует активной познавательной деятельности, анализа информации, умения видеть закономерности в отдельных исторических фактах.
Проблемные ситуации можно моделировать на любом этапе обучения истории: для объяснения и закрепления нового материала или итогового контроля знаний. С этой целью используются следующие методические приемы: подведение учеников к противоречию, для которого следует найти метод разрешения; рассмотрение одних и тех же вопросов, явлений с разных точек зрения; сравнение, сопоставление и обобщение фактов, что помогает делать выводы из ситуации; создание ситуаций конфликтов или несоответствий, когда новые данные и факты противоречат устоявшимся в науке историческим фактам.
Модульно-редуктивное обучение. Редукция представляет процесс сведения информации от сложной к более простой и доступной для понимания и анализа. Для применения технологии модульно-редуктивного обучения в преподавании истории используются следующие приемы: Кубик Блума, на гранях которого пишутся слова типа «Назови», «Объясни», «Почему» и т. п. Перед тем, кто бросает кубик, ставится задача сформулировать вопрос по учебной программе, который будет начинаться со слова, выпадающего во время бросания кубика. Ключевые слова – ученикам предлагается выбрать в изучаемом материале ключевые слова и объяснить свой выбор. Три предложения – предполагает выделение трех простых предложений, которые могут передать содержание услышанного или прочитанного материала. Этот прием позволяет научиться выделять главную информацию, на котором основывается в будущем умение ориентироваться в большом информационном потоке, составлять планы и конспекты.
Технологии развития критического мышления. Главная цель этой технологии обучения истории в школе – развитие гибкого мышления и аналитических мыслительных навыков, которые будут использоваться не только во время обучения, но и в повседневной жизни (умение видеть причинно-следственные связи отличать факты от предположений, выделять ошибки или предвзятое отношение, избегать ненужной информации и категоричности суждений и т. д.).
Этапы: вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к освоению новой информации); осмысление содержания (изучение материалов из учебников и альтернативных источников); рефлексия (обобщение изученной информации, размышления и проверка памяти учащихся).
Главная роль в этой технологии обучения отводится тексту: его чтению, анализу, трансформации, пересказу, обсуждению. А главная задача – освоить указанный текст, сформировать собственное мнение и уметь его уверенно и доказательно донести другим.
Игровые технологии. Игра – одна из образовательных технологий в преподавании истории, по которой моделируются разные явления прошлого и «оживают» действующие лица истории. Главная цель в этом случае – создать специфическое эмоциональное отношение учащихся к историческим явлениям, что требует максимальной мобилизации знаний и умений, а также побуждает углублять знания.
Виды игр: Деловая игра – моделирование ситуаций, когда действие происходит позднее по сравнению с рассматриваемыми фактами, а учащемуся отводится роль потомка (археолога, писателя, журналиста), который анализирует события в истории. Игра-исследование – подразумевает воссоздание современной ситуации по изучению исторических событий. Она строится на индивидуальной работе, которая выражается в написании письма, статьи для газеты, очерка, фрагмента книги или учебника о выбранном историческом факте.
Игра-обсуждение – подобна предыдущему варианту, за исключением того, что воображаемая ситуация анализируется в рамках групповых дискуссий, круглых столов. Ретроспективная игра – создание ситуаций, когда ученики занимают позицию участников или очевидцев исторических событий. Основное условие при этом определяется «эффектом присутствия» поскольку все участники предполагают, что так могло быть.
Игровая форма преподавания позволяет ярче воспринимать исторические события, находить и использовать разные источники информации. Она должна вызывать положительные эмоции и устойчивый интерес, который будет нарастать по ходу действия. Играя, ученики незаметно для себя стремятся найти нужные ответы и начинают размышлять, поскольку мало кому хочется быть в положении «отстающего». Победителями часто становятся не те, кто обладает большими знаниями, а те, кто умеет наблюдать, быстрее реагировать и пользоваться воображением.
Проектная деятельность Проект предполагает детальную проработку проблемы с последующим практическим результатом, в ходе чего происходит овладение необходимыми знаниями и умениями. Эта технология обучения истории позволяет развивать способности к исследовательской и созидательной деятельности и умение решать конкретные проблемы.
По времени проект может быть: краткосрочным (на несколько занятий); среднесрочным (до 1 месяца); долгосрочным (до нескольких месяцев). По форме это может быть индивидуальная или групповая работа, а в зависимости от преобладающего вида деятельности проекты могут быть
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Берман Н.Д. Применение визуализации в образовательном процессе // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 162-165.
2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
3. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. - М.: ИД ФОРУМ, 2016. - 544 c.
4. Гриненко Г.В. История философии. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 290 c.
5. Дарков А.В. Информационные технологии: теоретические основы. - СПб.: Лань, 2016. - 448 c.
6. Даутова О. Б. Как разработать образовательную программу основной школы: моногр. - М.: Каро, 2015. - 112 c.
7. Ёдгорова М. О. Информационные технологии в учебном процессе на смену традиционной методике // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 149-152.
8. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения // Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - С. 35-37.
9. Изотов И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 315-317.
10. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
11. Коноплева И.А. Информационные технологии. - М.: Проспект, 2015. - 328 c.
12. Мамонова Т.Е. Информационные технологии. лабораторный практикум: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 176 c.
13. Муродова Г. Б. Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 829-831.
14. Осипова Л. Г. Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС // Теория и практика образования в современном мире. - 2016. - С. 44-46.
15. Полуднякова Н. А. Обучающие технологии в учебном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 1000-1002.
16. Рудакова Е.И. Историко-обществоведческое образование в современной школе // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - №9. – С. 15-18.
17. Саломатин А.Ю. Всемирная история государства и государственного управления. – М.: Норма, 2016. - 288 c.
18. Санакулова З. А. Модульное обучение как педагогическая технология // Педагогическое мастерство. - 2017. - С. 20-22.
19. Синаторов С.В. Информационные технологии. - М.: Дашков и К, 2015. - 456 c.
20. Советов Б.Я. Информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 263 c.
21. Тельнова Ю.Ф. Информационные системы и технологии: Научное издание. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 c.
22. Тихомирова Т.Б. Из опыта использования технологии развития критического мышления при работе с текстом на уроках истории и права // Форум. Серия: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 1 (1). – С. 38-40.
23. Уленгов Т.Г. Использование и роль современных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики в высшей школе // Научный форум. - 2017. - С. 66-71.
24. Федотова Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании. - М.: ИД ФОРУМ, 2016. - 336 c.
25. Хапаева С.С. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения // Ученые записки ИСГЗ. –2016. – № 2. – С. 99–104.
26. Хлебников А.А. Информационные технологии: Учебник. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.
27. Хлытина О.М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. - 2016. - № 3. - С. 367–373.
28. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. – М.: Эйдос, 2016. – 73 с.
29. Ченцова С.А. Научно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 41. - С. 188 – 190.
30. Чернова С.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – 232 с.
31. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/3272-2013-08-03-20-41-29 - [Электронный ресурс] Лебедева Л.Г. Использование информационных технологий в дополнительном образовании
32. https://ozgsch12.edumsko.ru/ - официальный сайт МОУ СОШ №12 с УИОП. г.о. Орехово-Зуево.
33. http://www.portal-slovo.ru/art/36267.php?PRINT=Y - [Электронный ресурс] Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе
34. http://human.snauka.ru/2016/06/15649 - [Электронный ресурс] Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании