Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования.
Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием культуры межнационального общения. В настоящее время вопрос о воспитании у детей старшего дошкольного возраста культуры межнационального общения посредством народной музыки в дошкольных учреждениях стал особо актуален.
Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по межнациональному воспитанию детей, молодежи, взрослого населения. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующей незамедлительной и оптимальной реализации важнейших проблем.
Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют.
В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и педагогами-музыкантами, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ребенка в процессе поликультурного образования. Таким образом, формирование культурной толерантности представляется одной из наиболее актуальных задач воспитания и развития современного человека, т.к. она обеспечивает сбалансированность сосуществования различных культур, стабильность социальных систем, служит надежным барьером шовинизму, расизму и агрессивному национализму. Формируя в старшем дошкольном возрасте культурную толерантность, мы, тем самым, задаем педагогический вектор для дальнейшего развития личности ребенка - гражданина поликультурного общества.
Музыка - язык чувств, на котором могут разговаривать люди различных национальностей и конфессий. Постигая музыку, человек не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом, вместе с тем он прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому, диалог и взаимодействие музыкальных культур, может стать одним из основных принципов музыкально-эстетического образования и музыкального воспитания в ДОО.
Цель курсовой работы: изучить вопросы воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Объект исследования: воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыка как средство воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие межнационального общения в психолого-педагогической литературе
Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности.
Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения».
С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение – это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений» . Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении.
По словам Л.М. Дробижевой, «сущность межнационального общения состоит в процессе сотрудничества множества индивидов, являющихся носителями национальных, классовых, и общечеловеческих универсальных интересов. Ее специфические особенности и своеобразие заключаются в способности актуализировать отношения между нациями, выявлять их скрытые стороны, то есть переводить их из неявного в явное. Оно может рассматриваться как составной элемент межнациональных отношений на межличностном уровне, подчиненный аналогичным закономерностям» .
Этот подход, важный с методологической точки зрения, дает возможность понять, что представители различных национальностей в процессе общения реализуют одновременно личностные и межнациональные отношения в системе социального взаимодействия. Однако данный подход, с учетом интерпретации общения как сотрудничества, не предполагает взаимодействия представителей различных национальностей, испытывающих неприязнь друг к другу.
На основании вышеуказанных подходов представляется возможным предположить, что межнациональное общение – это способ выражения отношений между представителями различных этносов, проявляющийся в межличностном общении, повседневной совместной деятельности, обусловленный потребностью в приобретении и накоплении социального опыта, а также приобщении его к культурным ценностям других национальностей.
Исходя из этого, можно предположить, что межнациональное общение может выступить как средство реализации межнациональных отношений на межличностном и социальном уровне, направленное на формирование культуры отношений между индивидуумами, способностей решать возникающие межэтнические конфликты мирными, гуманными, диалоговыми методами.
Р.Г. Абдулатипов в своем исследовании замечает, что «культура межнационального общения, обнаруживаясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений» .
Т.Ю. Бурмистрова и О.А. Дмитриев обусловливают культуру межнационального общения как «совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения» .
Н.С. Загорская рассматривает культуру межнационального общения как «систему, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Содержание культуры межнационального общения как социального явления определяется через соотнесение ее объективных (нравственные ценности) и субъективных (социокультурные потребности и интересы) характеристик» .
В исследованиях Б.Х. Золотовой культура межэтнического общения представлена «системой характерных для наций, личности и общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей» . На взгляд данного автора, содержание культуры межэтнического общения определяет ее роль обществе в качестве социального регулятора поведения индивида и его взаимоотношений с представителями других этносов во всех сферах социальной жизни.
Н.Н. Назаренко, опираясь на определение, данное В.Г. Крысько, считает, что «культура межнационального общения – это способ деятельности, характеризующийся определенным уровнем готовности к продуктивному взаимодействию с представителями различных национальных групп» .
Социологический аспект изучения культуры межнационального общения представлен также диссертационным исследованием А.Н. Некрасовой
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдулатипов, Р. Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала : Эпоха, 2013.
2. Бабейко, Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии [Текст] / Ф. С. Бабейко. – М. : Академия, 2013.
3. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – М. : Флинта, 2013.
4. Бурмистрова, Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения [Текст] / Т. Ю. Бурмистрова, О. А. Дмитриев.– М. : Мысль, 2015.
5. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения [Текст] / З. Т. Гасанов. – Спб. : Речь, 2016.
6. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России [Текст] / Л. М. Дробижева; Рос.акад. наук, Ин т социологии. – М. : Центр общечеловеч. Ценностей, 2013.
7. Загорская, Н. С. Культура межнационального общения: этико социологический анализ [Текст] / Н. С. Загорская. – М. : Академия, 2013.
8. Золотова, Б. Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект [Текст] / Б. Х. Золотова. – СПб : Речь, 2014.
9. Золотухин, В.М. Толерантность / В.М. Золотухин. - Кемерово.: Кузба с. Госуд. техн. ун - т., 2001. - 145 с.
10. Имамкулов, P. P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия [Текст] / P. P. Имамкулов. – М. : Академия, 2015
11. Исаев, А. Р. Формирование культуры межнационального общения: на примере республики Дагестан [Текст] / А. Р. Исаев. – М. : Академия, 2012.
12. Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13
13. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально - эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учебно-методическое пособие / О.Л. Князева. - М.: Просвещение, 2005. - 93 с.
14. Коломийченко, Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография [Текст] / Л. В. Коломийченко. – Пермь : Перм. гос. пед. ун-т., 2013.
15. Комаров, В. П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. – М. : Академия, 2014.
16. Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации [Текст] / Н. В Кондрашова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – № 5. – С.21 -28.
17. Михалев, Г. В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России: социально философский анализ [Текст] / Г. В. Михалев. – М. : Академия, 2014. – с. 17
18. Мусатова О.В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2015
19. Назаренко, Н. Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2014.
20. Новикова, И. А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / И. А. Новикова.– М. : «Проспект», 2013.
21. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова. // Дошкольное воспитание. 2003. - №11. - С. 25-30.
22. Педагогические традиции народов России и зарубежья: материалы международной научно практической конференции: 15-16 октября 2013 [Текст] / / отв. ред. Белухина Н. Н. – Ульяновск : УлГПУ, 2013
23. Петровский, В.А. Толерантность - универсальный этический принцип / В.А. Петровский. - СПб.: 1993. - С. 151-155.
24. Федорова, С. Н. Поликультурная составляющая этнокультурной компетентности педагога [Текст] / С. Н. Федорова // Этика межнационального общения глазами общественности: теория и практика: сб. материалов круглого стола. – Козьмодемьянск : OOO «Стринг», 2014. – С. 2- 7.
25. Хайруллин, Р. З. Педагогика и психология межнационального общения [Текст] / Р. З. Хайруллин. – М. : ЭконИнформ, 2012.