Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим вопросом при организации профильного обучения является определение структуры и направлений профессионализации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление учитывать индивидуальные интересы, способности и предпочтения старшеклассников (это приводит к созданию большого количества различных профилей), с другой - факторы, препятствующие процессам введение единого государственного экзамена, утверждение общеобразовательных стандартов, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильной подготовки с соответствующим педагогическим составом и т. д [1].
Очевидно, что любая форма обучения профилированию приводит к снижению инвариантной составляющей. В отличие от обычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные находятся на базовом уровне, применение профильного образования возможно только при условии относительного сокращения неосновных предметов общее образование учеников.
В наше время преобладает релятивистский подход к морали, его влияние на повседневный образ мышления простых людей влияет на их моральные убеждения и нормативную этику, которые непосредственно определяют их поведение. Вот почему так важно вернуться к этому вопросу и проанализировать его.
1. Аналитический обзор.
1.1 Актуальность исследования.
Исследование проблемы профессионального самоопределения молодежи становится актуальным в свете изменений, произошедших на рубеже ХХ века в социальной и профессиональной структуре общества и на рынке труда.
Экономические реформы в России привели к увеличению количества безработной молодежи. Сегодня компании настороженно относятся к молодежи, и молодые люди часто оказываются невостребованными на рынке труда.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, размаха и саморазвития личностных способностей, а также формирование у человека осознанного отношения к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при профориентации важно не только выявить индивидуально-психологические качества человека, но и определить уровень сформированности социальных стремлений, ценностей и нравственной ориентации. Трудовая деятельность - важнейшая сфера самореализации и самовыражения личности, она обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей личности.
Профессиональное самоопределение основано на трехфакторной модели Э.А. Климова (хочу, могу, должна). Основную роль в подготовке выпускников к осознанному выбору профессии играет школа. Это учебное заведение, которое эффективно способствует актуализации, развитию и проявлению личностных качеств ребенка, формированию его индивидуализации, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих способностей [9].
Школа в самом широком смысле слова становится важнейшим фактором гуманизации социально-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающееся общество нуждается в современных образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных принимать независимые решения в любой ситуации по своему выбору, способных к сотрудничеству, характеризующихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, конструктивностью, владением, владением.
Социально-экономические перемены в современной России ставят перед общеобразовательной школой новые задачи. К ним, в первую очередь, относятся:
повышение степени дифференциации и индивидуализации обучения;
более полный учет склонностей и способностей учащихся;
создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Эти и другие проблемы среднего образования могут быть решены только путем изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, одной из форм которого является школьное профилирование. При этом будут созданы условия для организации учебного процесса, ориентированного на учащихся, выделения содержания обучения для старшеклассников с реальными возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Планируется обеспечить учащимся комплексное изучение отдельных дисциплин полной общеобразовательной программы в соответствии с их способностями, индивидуальными предпочтениями и потребностями. Планируется обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников средних школ к развитию программ высшего профессионального образования, отвечающих образовательным и бытовым потребностям большинства родителей и старшеклассников [2].
Профильное обучение предполагает выделение в учебных планах наряду с профильными предметами и элективных курсов. Если профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, например, биология, химия, физика – профильные предметы в естественнонаучном профиле. То элективные курсы – обязательные для посещения занятия по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
1.2 Роль элективных курсов в профильном обучении
Элективные курсы - это обязательные курсы по выбору, которые входят в профиль средней школы. Предметы по выбору реализуются через школьный компонент учебной программы и выполняют две функции. Некоторые из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на уровне, установленном профилем. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение основного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для междисциплинарной специализации образования и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационное дело», «Основы менеджмента» и др. В социально-гуманитарном профиле; курсы «Химическая технология», «Экология» и др. в естественных науках. Количество факультативных курсов, предлагаемых в рамках профиля, должно быть слишком большим по сравнению с количеством курсов, которые должен пройти студент. Единого государственного экзамена по факультативам нет [3].
Такие курсы поддерживают изучение основных профильных предметов и обеспечивают междисциплинарную специализацию.
Курсы по выбору - это факультативные курсы, которые направлены как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию одностороннего профиля, способствуя углублению индивидуализации профильного образования и расширению мировоззрения студентов.
Они являются обязательной частью содержания профильного обучения.
Ученикам предлагается не менее трех факультативных курсов на один академический семестр. Учебные часы, отведенные на элективные курсы, завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N273 – ФЗ от 29.12.2012.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» N 996-р. – Распоряжение от 29.05.2015.
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации №164 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». – Приказ Мионобрнауки Российской Федерации от 03.06.2008.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №74 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ». – Приказ Мионобрнауки Российской Федерации от 01.02.2012г.
5. Приказ Минобрнауки России № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». – Приказ Мионобрнауки Российской Федерации от 28.12.2018 г.
6. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. – М: 1997 – С. 25.
7. Г.В. Ахметжанова. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. – Тольятти: 1997 – С. 124.
8. Л.И. Божович. Избранные психологические труды. – М: 1995 – С. 63-82.
9. Л.И Божович. Проблемы формирования личности. – М: 1995 – С. 12-36.
10. В.К. Вилюнас. Психологические механизмы мотивации человека. –М: 2004– С.153.
11. Н.Н. Захаров. Профессиональная ориентация школьников. – М: 2016 – С.87.
12. И.И. Купцов. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 2000 – С. 33.
13. В.Г. Максимов. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1999 – С.101.
14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М: 1991 – С. 12-20.
15. Профилизация в системе общего и начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27428380, свободный (дата обращения: 29.11.2020).
16. Структура рабочей программы по элективному предмету [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/171196162-Struktura-dokumenta-rabochaya-programma-po-predmetu-obshchie-znaniya-logika-i-kriticheskoe-myshlenie-dlya-slushateley-podgotovitelnyh-kursov.html, свободный (дата обращения: 30.11.2020).
17. Темпорально-релятивистское онтологическое пространство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/256331/, свободный (дата обращения: 02.12.2020).