Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время феномен эмоционального выгорания активно исследуется, но практических разработок по его профилактике и коррекции на современном этапе недостаточно. Различные аспекты данной проблемы освещены в научной литературе. Отечественные психологи активно исследуют проблему эмоционального выгорания и связывают этот феномен с социальными и психологическими чертами. Данные разработки принадлежат Ю.В. Авдеевой [2], М.В. Брянцевой [6], Н.А. Галюк [11], Д.А. Кармановой [15], М.А. Кащеевой [16], С.А. Киреевой [17], О.С. Кобяковой [21], И.К. Мелешко [26], К.А. Ремизовой [31] и др.
В современных условиях сотрудники МЧС испытывают множество трудностей в своей работе, которые связаны с регулярным взаимодействием с катастрофами. Помимо этого, в последние годы происходит значительное повышение требований к качеству работы представителей профессий в МЧС, а также усиливается контроль в данной сфере. Это негативно отражается на психологическом состоянии сотрудников.
Проблема. В последние годы, когда на людей действуют многочисленные стрессоры, эмоциональное состояние сотрудников МЧС подвергается значительных негативным воздействиям. Это происходит вследствие осмысления профессиональных проблем, принятия их негативных проявлений и может привести к неудовлетворённости собственной работой и жизнью, снижению профессионального интереса и к эмоциональному выгоранию [2].
Исходя из анализа научной литературы, описывающей особенности людей с эмоциональным выгоранием, мы пришли к выводу, что теоретические разработки далеко не всегда отталкиваются от специфики конкретного контингента. В коррекцию эмоционального выгорания входят аспекты социальный, педагогический и психологический. Соответственно они и являются условиями эффективности её проведения.
Цель: изучение синдрома эмоционального выгорания у диспетчеров МЧС и студентов-диспетчеров МЧС
Исследование проводилось в 2020 г. В задачи исследования входило:
1. Определить особенности синдрома эмоционального выгорания.
2. Охарактеризовать жизненные ценности сотрудников МЧС
3. Провести диагностику эмоционального выгорания и жизненных ценностей у диспетчеров МЧС и студентов-диспетчеров МЧС.
Объект исследования – эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – эмоциональное выгорание во взаимосвязи с особенностями жизненных ценностей у диспетчеров МЧС и студентов-диспетчеров МЧС.
Гипотеза исследования: существует предположение, что уровень эмоционального выгорания диспетчеров МЧС выше, чем у студентов-диспетчеров МЧС.
Методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы); диагностические.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания в аспекте жизненных ценностей сотрудников МЧС
1.1 Анализ понятия «синдром эмоционального выгорания»
Известно, что деятельность руководителя разного уровня связана с повышенной интенсивностью рабочих нагрузок, эмоциональной и когнитивной насыщенностью межличностных контактов, высокой профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты как своих подчиненных работников, так и за организации в целом [Водопьянова, Старченкова, 1997, 2005, Друкер, 2000, 2003, Журавлев, 2005, Кабаченко 2003, Кокс, Маккей, 1995, Никифоров (ред), 2000]. Изучение проблемы эмоционального выгорания у руководителей обусловлено необходимостью оптимизации профессиональной деятельности, сохранения и развития личности в профессии, а также заботой о ее психологической надежности и благополучии. Интерес к проблеме профессионального выгорания руководителя в последнее время становиться все более заметным.
Еще за долго до того, как термин «эмоциональное выгорание» стал использоваться в работах отечественных психологов его суть была зафиксирована российскими авторами в иных терминах: феномен «отравления людьми», синдром «болезни общения» у медицинских работников, феномен «излетанности» у летчиков и др.
Впервые понятие «Синдром эмоционального (профессионального) выгорания» ( далее - СЭВ) ввел в психологию в начале в 70-е г.г. ХХ векаамериканский психиатрГ. Дж. Фрейденбергом . Термин burnout (англ.) был введен им для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
Г. Дж. Фрейденбергом описываем это явление, как нарастающее эмоциональное истощение. Главной особенностей лиц, страдающих СЭВ выделяют интенсивное общение в эмоционально насыщенной атмосфере.
В соответствии с моделью К. Маслач, С. Джексон (1986) оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Согласно К. Маслач всех «выгоревших» работников объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать длительное время. По ее мнению, синдром эмоционального выгорания - син¬дром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрица¬тельной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (эмоциональная исто¬щенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достиже¬ний) (Maslach, 2015) .
Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной на¬грузки» .
Следует заключить, что в работах зарубежных авторов исследовательский интерес был в основном сосредоточен на изучении структуры синдрома «психического выгорания», детерминирующих его факторов и многообразных проявлений, а также влияния на психологическое благополучие работника.
В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком выгоранию, можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого от¬рицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями. Опи¬сание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса .
В середине 90-х годов ХХ века эмоциональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии (Т.В. Форманюк, Г. А. Зарипова, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, В.В. Бойко, О.В. Крапиви¬на, М.В. Агапова, Т.В. Большакова). Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоцио¬нальное сгорание» (Т.В. Форманюк, Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, С.В. Умняшкина, М.В. Агапова, О.В. Крапивина и др.), «перегора¬ние» (Г.А. Зарипова). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание» (Т.И. Ронгинская).
Многими учеными неоднократно подчеркивается его сложный и много¬уровневый характер (Т.В. Большакова, М.В. Борисова, М. Буриш, Е.К. Веселова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, А.А. Руковишников), на что, в первую
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107-115.
2. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль. 2004. , стр. 9
3. Алленов, А. Л. Синдром профессионального выгорания у менеджеров здравоохранения // Перспективы развития современной медицины. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 127-130.
4. Банщикова, Т. Н. Жизненные ценности и социокультурная идентичность как предикторы осознанной саморегуляции // Образование личности. 2016. № 2. С. 40-49
5. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб. 1999. – 274 с.
6. Бондаревская Е.В. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская, Е. В. Кульневич // Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель». - 1999. - 560 с.
7. Брянцева, М. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации личности // Опыт социальной работы: проблемы и пути их решения. Одиннадцатые годичные научные студенческие чтения кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. 2010. С. 24-30.
8. Васюк А. Г. Тревожность как индивидуальная психологическая особенность человека [Текст] // Материалы научно- практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения В. Д. Альперовича. Евгений Петрович Агапов Сборник научных статей. Москва-Берлин. - 2018. - С. 50-54.
9. Вахин, А. А. Взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и карьерных ориентаций личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Юбилейная научая конференция, посвященная 30-летию Института психологии РАН и 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова. Ответственные редакторы: К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. 2002. С. 257-274.
10. Воденицкая, Ж. В. Сниженная работоспособность как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов ДОО // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-1. С. 248-251.
11. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания : Диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005. 336 с.
12. Галюк, Н. А. Эмоциональное выгорание специалистов социальных профессий и его профилактика с помощью метода арт-терапии // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 275-279.
13. Гончаренко, Ю. В. О двух подходах к профилактике эмоционального выгорания преподавателей военных вузов // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы III-ей Международной, научно-практической конференции. 2015. С. 26-28.
14. Гусева, А. П. Эмоциональное выгорание личности в связи со смысложизненными ориентациями // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 420-425.
15. Дьяченко, Ю. А. особенности эмоционального выгорания педагогов высшей школы // ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Сборник научных трудов. Благовещенск, 2014. С. 39-44.
16. Карманова, Д. А. Эмоциональное выгорание как фактор конфликтности специалиста // Теория и практика технических, организационно-технологических и экономических решений. Сборник научных трудов. 2015. С. 121-124.
17. Кащеева, М. А. Профессиональное выгорание и предпочитаемые стратегии совладающего поведения у сотрудников следственного изолятора // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Третьей Международной научной конференции. Казань, 2018. С. 223-225.
18. Киреева, С. А. Эмоциональное выгорание и особенности саморегуляции в профессиях «человек – человек» // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1709.
19. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 2004.
20. Колесникова, И. Д. Профилактика эмоционального выгорания будущих педагогов // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4. С. 84-86.
21. Коломейцев, Ю. А. Основные научные подходы к копинг-поведению // Проблемы управления (Минск). 2010. № 2 (35). С. 226-229.
22. Комкова, Е. И. Когнитивное оценивание как предиктор стратегий совладающего поведения руководителей // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2018. № 1 (95). С. 52-57.
23. Кравченко, Н. В. Эмоциональное выгорание как детерминанта личностных ценностей и ментального нездоровья учителя // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. № S3. С. 51-55.
24. Кудрявцева, Е. Ю. Проблема эмоционального выгорания педагога в условиях преподавательской деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 202-204.
25. Куликов Л.В. Психологические исследования [Текст]: Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов - СПб.: Речь, 2001,-184 с.
26. Левит, Л. З. Эгоизм как фактор эмоционального выгорания: за и против // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 217-234.
27. Майорова, И. А. Связь развития синдрома эмоционального выгорания с ценностными ориентациями личности // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 429-432.
28. Макаров, В. Е. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания // Социальная работа с молодежью: профилактика профессиональной деформации. Сборник научных трудов. Научные статьи по итогам выступлений студентов СРБ-ДС-4 и преподавателей. 2010. С. 39-43.
29. Мартынова, Л. А. Синдром эмоционального выгорания как фактор, инициирующий профессиональные кризисы педагога // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 433-436.
30. Мелешко, И. К. Синдром эмоционального выгорания: социально-экономический анализ проблемы // Наука и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе. 2015. С. 108-113.
31. Меренкова, Е. Ю. Эмоциональное выгорание представителей профессии типа «Человек – человек» // АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. Под общей редакцией И.Е. Воронковой. Орел, 2015. С. 67-79.
32. Мищенко, М. С. Особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко // Молодий вчений. 2015. № 4-3 (19). С. 103-105.
33. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
34. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник Тамбовского университета. 2015. №2. С 312
35. Ожогова, Е. В. Жизненные ценности и синдром эмоционального выгорания // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практической конференции. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. 2018. С. 34-36.
36. Плеханова М. П. Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах [Текст] // М.: Мир науки, культуры, образования. - 2018.- № 2 . - С. 124 - 126.
37. Ремизова, К. А. Социально-психологические факторы развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников // Социально-психологические аспекты практики социальной работы. Ответственные редакторы: Овчаренко Л.Ю., Тютченко А.М.; Редактор-составитель: Дорошенко Т.Н.;. Москва, 2016. С. 295-303.
38. Сафиуллина, Г. И. Исследование факторов эмоционального выгорания у педагогов в условиях социальных изменений // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. 2015. С. 76-81.