Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится, что «организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя в том числе, «проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ»[1; ст.28].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
1.1. Развитие скоростно-силовых качеств на занятиях легкой атлетикой
По данным научно-методических литературных источников выявлено, что в процессе выполнения двигательных действий проявляются и развиваются скоростно-силовые способности [19, с. 123].
Признаком проявления скоростно-силовых способностей является перемещение тела с высокой скоростью. На практике проявления скоростно-силовых способностей можно наблюдать в соревновательной деятельности легкоатлетов в спринте. У школьников 5-6 классов данные проявления наблюдаются в эстафетах, на занятиях физической культурой по разделу «Легкая атлетика» [4]
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов мнения специалистов расходятся. Одни специалисты, такие как С. А. Баренцев, утверждают, что скоростно-силовые способности у юных легкоатлетов наиболее эффективно развиваются в беговых упражнениях [3]. Авторы учебника Л.В. Волков доказывает, что прыжковые упражнения наиболее целесообразны в развитии скоростно-силовых качеств [7]. В работе автора С. А. Баренцева показано, что взаимодействие нагрузочных и разгрузочных фаз в спортивной тренировке наиболее прагматично для развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов. Автор учебника по легкой атлетике Попов приводит в качестве доказательств результаты, подтверждающие применение специальных физических упражнений в комплексе [21].
Многократное выполнение физических упражнений скоростно-силового характера способствует развитию скоростно-силовых способностей. На занятиях легкой атлетикой, занимающиеся самостоятельно или под руководством специалиста, многократно повторяют то или иное физическое упражнение, развивая силу, скорость, выносливость, гибкость, координацию движений. Однако, существуют определенные закономерности в развитии того или иного физического качества. Так, при развитии скоростно-силовых способностей следует руководствоваться положением о том, что данные качества развиваются при выполнении упражнений на фоне высокой интенсивности и низким объемом [14].
Следует учитывать, что многократное выполнение физических упражнений скоростно-силового характера школьником требует включения психологических качеств: волевых усилий, желания, настойчивости, исполнительности. Не каждый школьник сможет выдержать высокий темп выполнения физических упражнений, справиться с физической нагрузкой. Поэтому, для развития физических качеств школьнику следует вырабатывать такие психологические качества как упорство, настойчивость, целеустремленность, умение терпеть и преодолевать признаки утомления. Уместно допустить, что вышеперечисленные психологические качества не развиваются без преодоления усилий над собой – определяющую роль принадлежит двигательной активности [21].
1.2. Средства и методы тренировки бегунов на короткие дистанции
Авторы работы А. И. Евсиков, В. А. Кононов, Р. А. Семкин указывают на методы тренировок в легкой атлетике: круговой метод тренировки; метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощением и с собственным телом.
У специалистов вызывают разногласия оценка эффективности применяемых методов для физического развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов в беге на короткие дистанции
Для развития быстроты специалист Л.А. Аренд предлагает использовать повторный, интервальный и соревновательный методы двумя вариантами:
А. Вариант 1. Предлагается в максимально быстро выполнять повторные упражнения со своим весом тела, бег под уклон, и т.п.
В. Вариант 2. Предлагается выполнять повторения в упражнениях максимально быстро с грузом, бег в горку и т.п. [8].
Сторонники занятий круговым методом тренировки утверждают, что данный метод комплексно развивает и быстроту, и силу наиболее эффективно [10].
Средства и методы легкой атлетики, позволяют эффективно развивать такое качество как скорость и силы в их единстве, от этого зависит не только от индивидуальной подготовленности легкоатлетов, но и квалификации тренера, его видения перспектив в использовании того или иного метода в подготовке.
Скоростно-силовая подготовка юного легкоатлета наиболее эффективно проявляется в специальной физической подготовке. Содержание занятий зависит от выбранного вида легкой атлетики.
При скоростно - силовых циклических упражнений, следует придерживаться следующими оценками:
- упражнения должны выполняться с амплитудой движений приближенной к соревновательным элементам;
- в начале двигательных действий нагружать акцентируемый участок мышц, активно участвующих в специализированном виде деятельности легкоатлета;
- величина мощности выполнения упражнения должна быть приближена к предполагаемым усилиям спортсмена в соревновательном упражнении;
- увеличивая или уменьшая режим работы мышц в выполнении упражнений циклического характера легкоатлет развивает или абсолютную, или взрывную силу, или силовую выносливость [15].
Следовательно, специальные упражнения нужно подбирать так, чтобы развивать те мышцы, которые несут основную нагрузку в виде легкой атлетики.
1.3. Анатомо-физиологические особенности школьников 11-12 летнего возраста
В тренировке бегунов на короткие дистанции на этапе начальной специализации следует учитывать возрастной и половой аспекты атлетов, поэтому значение приобретает правильность методики тренировки.
Дети в возрасте 11-12 лет относятся к младшему школьному возрасту или предподростковому.
В динамике возрастных изменений физиологических особенностей при занятиях легкой атлетикой у индивидов при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок выделим начальный этап подготовки.
Основной подход на данном этапе подготовки – определение доминирующих физических качеств, занимающихся спринтерским бегом, на этапе начальной специализации. Основные физические качества легкоатлета являются определяющими в выборе методики занятий.
Известно, что благоприятным (сенситивным) периодом в развитии скоростно-силовых качеств у легкоатлетов является период с 11 до 13 лет [27].
В группе легкоатлетов могут оказаться спортсмены данного возраста с разной степенью поло¬вого созревания, с разными функциональ¬ными адаптационными возможностями. Поэтому, особенность этапа начальной специализации является дифференцированный подход и индивидуальное обучение в условиях коллективных форм вос¬питания [4, с. 49].
Средний школьный возраст 11-12 лет (5 -6 класс) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Например, у младших подростков за счет удлинения нижних конечностей происходит прирост длины тела до 7 см. [7].
Интенсивно увеличивается масса тела (ежегодный прирост до 6 кг.). В данный период изменяется не только опорно-двигательный аппарат: длинные трубчатые ко¬сти верхних и нижних конечностей растут усиленно, ускоряется рост позвоночного столба, который приобретает высокую подвижность. Поэтому, высокие физические нагрузки или упражнения с отягощениями могут не только травмировать подростка, но и замедлить естественный рост.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ 11-12 ЛЕТ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
2.1. Система подготовки бегуна на короткие дистанции по предметной линии В.И. Ляха и М.Я. Виленского
Рассмотрим две предметные линии в системе подготовки бегунов на короткие дистанции.
Содержание предметной линии В.И. Ляха и М.Я. Виленского особое внимание отводится рекомендациям направленных на применение средств развития быстроты движений обучающихся в 5-6 классах на уроках физической культуры [5;14].
Линия учебно методических комплексов А.П. Матвеева направлена на развитие всех основных физических качеств, а так же повышение функциональных возможностей организма обучающегося на уроках физической культуры в общеобразовательной школе [17;18].
Выбор средств и методов, позволяющих эффективно развивать скоростно-силовые способности, по мнению В.И. Ляха и М.Я. Виленского, зависит не только от индивидуальной подготовленности обучаемых, но и квалификации учителя физической культуры, его видения перспектив в использовании того или иного метода в подготовке [5;14].
Содержание программного материала имеет две основных части: базовую часть и вариативную (дифференцированную) часть. Для освоения базовых основ физической культуры в 5-6 классах отведено 87 часов, на вариативную часть – 15 часов. Программа состоит из двух разделов: теоретической части «Основы знаний о физической культуре» и практической части «Двигательные умения, навыки и способности».
Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу - осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут, в течение четверти по ходу некоторых уроков по 3-5 минут.
Содержание раздела практической части ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья учащихся. Сохраняя определенную традиционность, раздел включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», « Спортивные игры», «Лыжные гонки».
Выполнение кратковременных скоростных нагрузок сопровождается сохранением стабильной скорости выполнения упражнений, проходит в аэробной зоне энергообеспечения и вызывает наименьшую сте¬пень утомления по сравнению с другими видами нагру¬зок. Целесообразность использования подобных нагру¬зок у легкоатлетов для совершенствования технического мастерства, повышения скоростных и си¬ловых качеств, функциональных резервов несомненна [5].
Задача: формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Основные физические качества (по Ляху и Виленкину) [5;14]..
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Тренировка будет более эффективной, если нагруз¬ки, в том числе и скоростные, будут выполняться «до отказа» при сохранении заданной скорости выполнения упражнения, даже если объем нагрузок будет значитель-но ниже запланированного уровня. Для сохранения ра¬ботоспособности, снижения утомления анализаторных систем и нарастания анаэробных процессов целесооб¬разно использование более длительных пауз активного отдыха между упражнениями и сериями упражнений [5].
Анализ литературных источников показали, что выполнение упражнений с собственным телом при использовании строго регламентированных методов в учебно-тренировочном процессе юных легкоатлетов, приводит к уменьшению быстроты движений в тренировке, к замедлению темпа. Более того, при максимальном скоростно-силовом выполнении упражнения теряется способность спортсмена концентрировать внимание на координации его выполнения, т.е. на технике выполнения упражнения [15].
2.2. Система подготовки бегуна на короткие дистанции по предметной линии А.П. Матвеева
Представим линию учебно методических комплексов А.П. Матвеева, которая направлена на развитие всех основных физических качеств, а так же на повышение функциональных возможностей организма обучающегося на уроках физической культуры в общеобразовательной школе [17;18].
Материал программы учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 5-6 классов направлен на реализацию приоритетной цели школьного обучения физической культуре - формирование всесторонне гармонично развитой личности, на реализацию творческих способностей и физическое совершенствование учащихся, а также на развитие их основных двигательных качеств. Учебный материал, отобранный в соответствии с предлагаемой программой, помогает сформировать у школьников научно обоснованное объективное отношение к окружающему миру с опорой на предметные и метапредметные связи. Особое значение в программе отведено обучению школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа создавалась с учетом, того что в основной школе образовательный процесс в области физической культуры ориентирован:
- на дальнейшее развитие основных двигательных (физических) качеств и повышения функциональных возможностей организма;
- расширение двигательного опыта за счет физических упражнений с общеразвивающей и корригирующей направленностью, технических действий в базовых видах спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли в сохранении здоровья и формирования здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- формирование социально значимых качеств личности (коллективизма, трудолюбия, уважения к окружающим, творческой активности, целеустремленности), навыков межличностного общения в процессе занятий физической культуры и спортом [17;18].
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
3.1. Педагогические условия обучения технике бега на короткие дистанции
Учитель физической культуры СОШ № 31 г. Челябинска А. П. Можаров для успешности обучения технике бега на короткие дистанции по разделу «Легкая атлетика» в 5-6 классах, берет за основу физическую подготовленность обучающихся 5-6 классов. В мае проводит диагностику физических качеств учеников 5-6 классов и, если уровень физической подготовленности недостаточен для освоения двигательных действий в спринте, то направляет обучающихся на занятия в секцию ОФП, которая функционирует при школе. За 3-4 месяца школьники «подтягивают» физические качества и, согласно предметной линии Л.П. Матвеева, овладевают двигательными действиями в технике бега на короткие дистанции.
Учитель физической культуры гимназии № 2 г. Екатеринбурга В. П. Фролова, использует предметную линию В.И. Ляха и М.Я. Виленского, определяя в своей концепции приоритет двигательной, в том числе координационной, готовности обучающихся к бегу на короткие дистанции. По ее мнению, быстрота овладения новым двигательным действием в спринте зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. С этой целью педагог разрабатывает подводящие упражнения, которые способствуют развитию координационных способностей школьников 5-6 классов и на этой основе расширяет их двигательный опыт в беге на короткие дистанции. Педагог отмечает, что чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.
Учитель физической культуры СОШ № 65 г. Мурманска Ю.Д. Афанасьев, следуя предметной линии Л.П. Матвеева, решает проблему подготовки к бегу на короткие дистанции комплексно, взяв за основу психическая готовность пятиклассников и шестиклассников. По мнению педагога, ядром в достижении высоких спортивных результатов в спринте является мотивация учебной деятельности, положительное отношение к занятиям физической культурой. Обучение будет успешным только в том случае, когда достижение цели обучения станет доминирующим мотивом учения. Необходимая структура мотивации должна быть сформирована при активном содействии педагога. Главное условие формирования мотивации - включение обучаемого в тренировочный процесс на принципах сознательности и добровольности.
Учитель физической культуры лицея № 12 г. Набережные Челны Г.А. Чистякова формирует у младших подростков сознательное отношение к каждому двигательному действию в беге на короткие дистанции. Работа учителя отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия. Обучающиеся доводят до умения формируемое двигательное действие, например, технику выполнения низкого старта, стартового разгона. Уделяя внимание деталям техники, учитель еще и еще раз возвращает обучающихся к месту старта. Многократные повторения приносят результат – ученики справляются с выполнением норматива в беге на короткие дистанции за счет отточенной координации движений, таким образом, подтверждая действенность предметной линии В.И. Ляха и М.Я. Виленского.
Учитель физической культуры гимназии № 321 г. Москвы О. В. Хлебникова, мастер спорта по легкой атлетике, чемпионка России в спринте среди ветеранов придает большое значение усвоению двигательного действия на уровне умения, что соответствует содержанию предметной линии В.И. Ляха и М.Я. Виленского. Ее воспитанники не раз становились призерами муниципальных соревнований по спринту. В основе программы обучения бегу на короткие дистанции для учащихся 5 и 6 классов учитель проводит углубленное детализированное разучивание с использованием видеоматериалов. В арсенале педагога много упражнений на закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.
Учитель физической культуры СОШ № 26 г. Орска Н.Н. Данилов не один год работает по предметной линии В.И. Ляха и М.Я. Виленского. Представим содержание и структуру подготовки спринтеров 5-6 классов на уроках физической культуры и занятиях в секции легкой атлетики.
Представим этап начального разучивания [5;14].
Цель данного этапа - сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи о способе ее решения; обеспечить усвоение двигательного действия на уровне умения.
Задачи, решаемые на этапе:
1. Осознать двигательную задачу, сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения;
2. Освоить алгоритм по формированию двигательного действия.
Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и освоение способа решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель сообщает задачу обучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть. Демонстрируется способ решения - изучаемое двигательное действие. После первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следует выделить смысл и основные элементы условия двигательной задачи и соответствующие элементы в способе ее решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия легкой атлетикой в младшем подростковом возрасте благоприятно влияют на развитие физических качеств. Под воздействием физической нагрузки на организм подростка 11-12 лет происходят морфофункциональные изменения, которые характеризуются физиологической перестройкой жизненно важных функций. Это согласуется с представлениями о возрастных закономерностях развития и динамике физической подготовленности бегунов на короткие дистанции на этапе начальной подготовки.
Возрастные особенности биологических процессов в данный возрастной период указывают на необходимость обоснованного применения физических нагрузок, выбор методов и средств тренировки, развивающих физический качества и функциональные органы и системы организма.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
2. Бальсевич В.К. Организация непрерывного контроля за двигательной функцией организма спортсмена // Теория и практика физической культуры, 2014, № 5.
3. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость // Физическая культура в школе, 2016. -№ 9. - С. 19-20.
4. Валик Б.В. Легкая атлетика для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 288 с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов / М. Я. Виленский. - Москва, 1993. – 229 с.
6. Воспитание силы и быстроты: учебно-методическое пособие. Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.- 177 c.
7. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М.: Терра – Спорт, 2015. – 72 с.
8. Гилев Г.А. Планирование тренировочной нагрузки с позиции энергетики мышечного сокращения // Культура физическая и здоровье, 2016 с.7-9.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 356 с.
10. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? - М.: Физкультура и спорт, 2016. -46 с.
11. Завьялова Т.А. Теория и методика избранного вида спорта: легкая атлетика. Учебное пособие // Международный журнал экспериментального образования, 2013, № 3, с. 41-43
12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высших учеб. заведений. – М., 2015. – 464 с.
13. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физиче¬ского развития и физической подготовленности.- М., 2014, 192 с.
14. Лях В.И. Определение координационных способностей с помощью тестов // Ф.К. в школе. 1988. - № 12. - с. 56 - 59.
15. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. - №3. - С.15-18.
16. Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
17. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев. - Москва: Советский спорт, 2010. – 220 с.
18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учебник / Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 280 с.
19. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 87 с.
20. Филин В. П. Основы юношеского спорт. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 255 с.
21. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 2013, 224 с.
22. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
23. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. - М., «Физкультура и спорт», 2012, -242 с.