Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экологическое воспитание – одно из важнейших приоритетных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации учебной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.
В современном мире экологическая культура приобретает все большую значимость, так как это одна из важнейших проблем общества. Понимание сущности причин обострения современных экологических проблем требует формирования экологической культуры у разных слоев общества, особенно у школьников, поскольку знания и убеждения, заложенные у ребёнка в начальной школе, во многом определяют дальнейшее его отношение к окружающей природе.
Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем воспитание ответственного отношения к окружающему миру, а также правильное поведение в природе и обществе.
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, основанная на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающих его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Экологическая культура личности — уровень сформированности научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентациях, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы, а также ее охране.
Работа по экологическому воспитанию детей осуществляется на внеклассных мероприятиях: в экологических викторинах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическому воспитанию переплетается с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира.
Успех экологического воспитания в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. При правильной организации проектной деятельности в экологическом воспитании у детей успешно формируется ценностная картина мира, формируется экологическое сознание, бережное отношение к окружающему миру природы, но, самое главное, что у детей формируется стойкий интерес к природе. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности.
Проблемы экологического образования и воспитания исследовались методистами И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.
Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах Н.В.Добрецовой, А.Н.Захлебного, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной и др.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В.Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н.Мясницова и др.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – формирование экологической культуры младших школьников в воспитательном процессе начальной школы.
Цель исследования – изучение использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
- на основе анализа литературных источников уточнить сущность понятий: «экология», «экологическое воспитание», «экологическая культура», «природоохранная деятельность»;
- выявить особенности формирования экологической культуры младших школьников;
– найти пути, средства, методы и формы по формированию экологической культуры младших школьников используя ИКТ.
1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников
1.1. Характеристика понятия экологическая культура
Экологическое образование как сложный процесс, включает в себя:
- экологическое сознание – совокупность экологических идей, взглядов, теорий, преобладающих в обществе на данный момент;
- экологическое мышление – основа правильного отношения к окружающей среде, требование включения знаний о живой природе в систему общего образования;
- экологическую культуру (ЭК) – качество личности, которое включает в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природы, систему научных понятий связанных с экологическими проблемами;
- экологическое воспитание – формирование у каждого человека определенных норм поведения по отношению к природной среде, стремление к гармонии с ней к оптимизации биосферы на благо человечества. И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова считают главной целью экологического образования становление экологической культуры личности и общества.
Овладевший такого рода культурой человек, может подчинять свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботиться об улучшении окружающей среды и не допускать её загрязнения и разрушения. Вопрос о формировании основ экологической культуры младших школьников, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой [15].
Она определяет ЭК как качество личности, компонентами которой являются:
– интерес к природе и её охране;
– знания о природе и способах её защиты;
– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
– экологически грамотная деятельность в природе;
– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природе [15]. В обобщённом виде, по мнению множества исследователей (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова) основными компонентами экологической культуры можно считать:
- Экологические знания и умения;
- Эмоциональную отзывчивость;
- Экологическую деятельность.
Именно на улучшение и повышение данных компонентов ЭК мы будем ориентироваться при выборе, разработке и внедрении педагогических условий для эффективного формирования экологической культуры младших школьников. Экологические знания и умения являются основными компонентами экологической культуры человека.
Так как получение и усвоение знаний и умений формируют образованность человека [14]. Эмоциональная отзывчивость к природе, посредством сострадания и сопереживания, помогает ребёнку войти в жизнь другого живого существа изнутри, прочувствовать чужую боль как свою собственную.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
2. Закон РФ «Об охране окружающей среды»
3. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие / С.В.Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. Специальная литература, 2014.
4. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас» // Начальная школа. – 2015. - №4. – С. 16
5. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013.
6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 20 – 24.
7. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 2017. - № 6, 35 – 39 с.
8. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие/ Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2011. – 363с.
9. Ердаков Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования //Начальная школа. – 2006 -№7.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
11. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия», 2014. – С. 78
12. Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета, 1987
13. Медведев В. И. Экологическое сознание: учеб.пос. / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. М.: Логос, 2012. 426 с.
14. Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной ... М.: Правда. - 1983 Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №7.
15. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2001. С. -61
16. Технологии экологического воспитания детей и молодежи: методическое пособие / Под ред. Клемяшовой Е.М. – Ярославль: «Аппарель-Полиграфия», 2007.
17. Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, 2015. – С. 9
18. Тарасова Т.И. «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов» – Сборник научных трудов. / Борисоглебск, 2014. – С. 56
19. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997.