Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что учащимся начальной школы необходимо целостное и комплексное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, т.к. без постоянных успехов в формировании мышления ребенок не может нормально воспринимать учебную информации.
Литературное чтение – это тот учебный предмет, где есть место творчеству, развитию фантазии. Многие учителя применяют для развития мышления и воображения детей не только литературные тексты, но и иллюстрации, которые также помогают развивать мышление в различных его формах и видах.
Цель исследования – определить эффективность использования иллюстраций на уроке литературного чтения для развития мышления у учащихся 3-х классов.
Объект исследования – процесс использования иллюстраций на уроке литературного чтения.
Предмет исследования – приемы использования иллюстраций на уроке литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть особенности работы с иллюстрацией на уроке литературного чтения в начальной школе.
2. Выявить основные приемы работы с иллюстрацией.
3. Описать возрастные особенности обучения в 3 классе.
4. Провести анализ УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской и В.Г. Горецкого «Литературное чтение 3 класс» на предмет стратегии использования иллюстрации для развития мышления младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, хронологический, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проводится обзор научных источников, которые раскрывают проблему развития мышления у младших школьников, а также выявляют основные методы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования определяется проведением анализа УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской и В.Г. Горецкого «Литературное чтение 3 класс» на предмет стратегии использования иллюстрации для развития мышления младших школьников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Особенности работы с иллюстрацией на уроке литературного чтения в начальной школе
Как показывает ряд исследований, использование иллюстраций на уроках литературного чтения занимает особое место в развитии коммуникативных способностей и эстетического воспитания учащихся. Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представлять сюжетную линию художественного произведения, замысел автора, внешний облик героев их характер .
Вдумываясь в смысл изображенных на иллюстрации событий, осознавая какое участие принимают в них герои произведения, ученики постепенно входят в мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства и переживания, учатся понимать художественный смысл произведения.
Место иллюстрации на уроке литературного чтения в начальной школе, приемы работы с ней и задания зависят от темы занятия от методической задачи, специфики изучаемого произведения. Важно помнить, что работа с иллюстрацией не должна быть случайным дидактическим приемом, а четко продуманным системным элементом урока .
Применение иллюстраций на уроке литературного чтения помогают решить следующие задачи, в том числе :
– введение новизны в учебный процесс;
– классификация материала и выделение главного в нем;
– повышение интереса к уроку;
– улучшение возможности непроизвольного запоминания материала;
– мобилизация психологической активности и мотивации младших школьников;
– увеличение объема материала, который изучается на уроках литературного чтения.
Таким образом, иллюстрация играет важную роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их усвоения и восприятия знаний. Иллюстрации способствуют выработке у младших школьников способностей и умений, имеют большое развивающее значение .
Переход современной школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения младших школьников вызвал к жизни новые средства обучения. Исходя из этого, в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами обучения, которые были действенны и рассчитаны на простое восприятие, запоминание материала.
Книжная иллюстрация – это первое впечатление и знакомство младшего школьника с миром изобразительного искусства. Она дополняет, углубляет содержание произведения, побуждает в детях те эмоции и чувства, которые развивают и пополняют его внутренний мир. Особенно важную роль иллюстрация играет в учебниках литературного чтения .
Исследователи отмечают, что иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературного чтения в третьем классе .
В ряде научных трудов отмечается, что учащиеся начальных классов, лучше запоминают те образы изучаемого произведения, которые видели в графическом отражении. Тем самым объясняется то, что иллюстрации конкретизируют и обогащают представления и воображения младших школьников такими деталями, которые им трудно представить самостоятельно.
Так же следует отметить, что, если педагог, который работает в начальной школе, в своей практической деятельности будет применять методику использования иллюстраций, то урок литературного чтения будет полностью соответствовать задачам образования и воспитания в рамках Федерального государственного стандарта , т.к. он знакомит третьеклассников с нравственно эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом, а также способствует более глубокому освоению этих ценностей.
Поскольку в процессе восприятия, как художественного текста, так и иллюстраций к ним участвуют и чувства, и разум, и воля, а это значит, что параллельно происходит процесс общего, нравственного развития личности ребенка, так же его воспитания .
Несмотря на то, что предлагаемое направление в обучении чтению третьеклассников с применением иллюстрации актуально, вместе с тем, оно не считается единственным и не всегда применяется для организации чтения. Можно назвать отсутствие при тексте иллюстраций в качестве причин, некоторые иллюстрации далеко не идеальны, большинство текстов требует абсолютно другой подготовки: экскурсии, тематической картины, рассказа, других видов искусства и т.д.
Но основная мысль заключается в том, что применение иллюстраций на уроках литературного чтения требует деликатного отношения преподавателя и усиленной подготовки при организации такой синтетической работы .
Выполненная работа и исследование психолого-педагогической литературы по этому вопросу дают возможность подвести итог о том, что произведение станет полноценнее воспринято при условии четко отобранных видов наглядности с включением жанровых особенностей исследуемого произведения.
1.2. Приемы работы с иллюстрацией
Как указывают научно-педагогические исследования, приемы работы с иллюстрациями на уроках литературного чтения в 3-м классе очень разнообразны и зависят от творческих способностей учителя .
На уроках литературного чтения в 3-м классе можно применять следующие приемы работы с художественными иллюстрациями к текстам :
– беседа по содержанию иллюстрации («Кто изображен на рисунке?»);
– совместный с третьеклассниками анализ картин в целях раскрытия художественной близости иллюстрации с изучаемым литературным произведением;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 31 декабря 2015 года) // Гарант. Информационно-правовая система. – [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 02.12.2020)
2. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование развития мышления учащихся начальной школе на уроках литературного чтения: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Социальные и педагогические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 65–80
3. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к обучению детей в начальной школе [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
4. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Работа с текстом и иллюстрацией на уроках литературы и ее проблемы в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Российская педагогика. – 2016. – № 7. – С. 40–52
5. Володина, А.А. Мышление детей [Текст] / А.А. Володина. – Пермь: Статут, 2019. – 158 с.
6. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Мышление как объект исследования: проблемы изучения [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии и педагогики. – 2016. – № 12. – С. 50–62
7. Кудырский, А.С., Смирнов, Е.Е., Кладникова, П.А. Уроки литературного чтения в начальной школе: цели, задачи, принципы [Текст] / А.С. Кудырский, Е.Е. Смирнов, П.А. Кладникова. – М.: Возраст, 2019. – 360 с.
8. Липовская, А.С., Добрынина, М.И. Работа с иллюстрацией в школе [Текст] / А.С. Липовская, М.И. Добрынина. – Самара: Пакт, 2017. – 300 с.
9. Матросова, И.И, Сметанина, О.В., Христенко, И.Т. Психологические особенности младших школьников и основные подходы к их обучению и воспитанию [Текст] / И.И. Матросова, О.В. Сметанина, И.Т. Христенко // Вестник Самарского государственного университета. Вып. 6. – Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2020. – С. 99–112
10. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение уроков литературного чтения в начальной школе: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
11. Ремизова, П.А. Обучение литературе в школе [Текст] / П.А. Ремизова. – Архангельск: Паритет, 2018. – 388 с.
12. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования мышления [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
13. Сомова П.В. Методы работы с иллюстрацией в школе [Текст] / П.В. Сомова. – СПб.: Лань, 2016. – 320 с.
14. Тервинская, Я.В. Организация уроков литературного чтения в начальной школе [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
15. Торбенко, В.А. Педагогическая психология [Текст] / В.А. Торбенко. – М.: Форпост, 2018. – 460 с.
16. Уфимцева, М.А. Психология психических процессов [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
17. Федорцова, Л.А., Кулакова, В.И. Принципы обучения младших школьников на современном этапе развития педагогической науки [Текст] / Л.А. Федорцова, В.И. Кулакова // Педагогические технологии. – 2020. – № 3. – С. 20–34
18. Харитонова, А.П., Малышева, Г.М., Щурковская, А.А. Мышление как объект психологического исследования [Текст] / А.П. Харитонова, Г.М. Малышева, А.А. Щурковская // Вестник Российского государственного медицинского института. – 2020. – № 7. – С. 56–67
19. Шубина, А.А., Расникова, М.И. Психология обучения в начальной школе [Текст] / А.А. Шубина, М.И. Расникова. – Саратов: Крест, 2018. – 490 с.
20. Яковлева, И.М. Работа с иллюстрацией [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.
21. УМК «Перспектива». Рабочая программа по литературному чтению. 1–4 класс // Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/10/18/umk-perspektiva-rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-1 (Дата обращения: 03.12.2020)