Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социум сформировался раньше государства. Поэтому важно дать определение власти и норм, которые были в первобытном обществе. Независимо от того, как сегодня ученые рассматривают историю, все сходятся во мнении, что начальный уровень становления – это первобытно-общинный строй, который начинается появлением на Земле человека, и заканчивается становлением первых классовых обществ и государством.
Первобытно-общинный строй был самым длительным временным периодом (длился более 1 млн лет) в человеческой истории. Нижнюю его границу определить представляется сложным процессом, поскольку во вновь обнаруживаемых останках костей археологами видится то предчеловек, то человек. И мнение, следовательно, также меняется. Сегодня одни полагают, что древнейшие человек и первобытное общество сформировалось приблизительно 1-1,5 млн лет назад, другие – что оно появилось позднее. Верхняя граница первобытного общества – 5-6 тыс лет, но на разных континентах – по-разному. В Азии и Африке первые государства сформировались в 4-3 вв до н.э. В Америке – в 1 в. н.э. В других регионах планеты – еще позднее [7, с. 159].
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1.1 Периодизация и специфика первобытного общества
Анализ специфика современного государства связан с происхождением самого государства. Интересен вопрос: государство появилось на определенном этапе развития общества? На каком? Что предшествовало этому этапу? Так можно понять причины и формы государственного появления, его специфические особенности, отличие от предыдущих организационных форм общественной жизни. Поэтому проблему происхождения государства, как правило, начинают с характеристики конкретных сторон первобытного общества, применяя для этого археологические и этнографические данные.
Последние годы знания человечества о первобытном социуме, этапах и специфике его развития существенно расширили свои границы при помощи успехов археологии и этнографии. Еще в XIX-начале прошлого столетия знание истории о развитии общества ограничивалось периодом в три тысячи лет, а все, что предшествовало этому, конкретизировалось как «предыстория», поскольку не было письменных и других надежных оснований. Сегодня история большого количества регионов нашей земли насчитывает уже 10-12 тыс лет. И мы можем уверенно говорить о том, что есть достоверное знание о разных эволюционных исторических периодах.
1.2 Социальная организация в первобытном обществе. «Неолитическая революция» и ее роль в истории первобытного общества
Долгое время предкроманьонский человек (появление – 40 тыс. лет назад), в основном, занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений. Этот период характеризовался присвоением готовых животных и растительных форм. Для осуществления этого предкроманьонский человек применял орудия из кремня, кости, дерева. Деятельность была связана с оружием.
Организация общества кроманьонцев определялась общиной семьи, руководство которой осуществляли ее наиболее авторитетные члены. Авторитет был у того, кто добывал пищу, знал обычаи и обряды. Фундаментом семейной общины были отношения между родственниками, интегрировавшие, как правило, несколько поколений. Это были родители, их дети, дети этих детей. Также был присущ относительно кочевой образ жизни на конкретной территории.
Общины семьи могли интегрироваться, также на основе родственных связей, в более крупные образования, чтобы быть защищенными от нападений. Это делалось для организации военных походов, коллективной охоты. Если базу социальной организации первобытного общества составляли родственные отношения, значит, организация была – родовой строй [18, с. 164].
В таком обществе была строго определенная структура половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения количества мужчин и женщин, их возраста, брачных форм (моногамные, гарем).
Какие властные институты были присущи такой организации? Власть предводителя, совет старейшин. Также была выборность. Вожди, предводители и советы старейшин сменялись.
Форма власти в первобытном обществе – потестарная (от лат. «potestas» - власть, мощь). Например, потестарная власть предводителя семейной общины основывалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Если установленные правила нарушались, их нарушитель строго наказывался. Его даже могли лишить жизни.
Первобытное общество знало и разные организационные типы разрешения споров состязания самих спорящих (в случае, когда считалось, что победитель выиграл спор, родственный суд, суд посредников, совета старейшин). Можно сделать вывод, что такая социальная организация первобытного общества давала равновесное общение человека и природы. Это было первый метод существования общества людей и полностью удовлетворяла их потребности.
«Неолитическая революция» и ее роль в истории первобытного общества
Но на рубеже 10-12 тыс. лет назад формируются кризисные явления в экологии, которые, по мнению ученых, могли привести к уничтожению человеческого вида. Наблюдались неблагоприятные климатические условия, началось вымирание мамонтов, шерстистых носорогов и пр. Эти животные были базовым источником питания человека в некоторых районах. Общество ответило на кризис трансформацией к новому методу существования и воспроизводства к производящей экономике. Происходит «неолитическая революция» [18, с. 169].
1.3 Табу. Ритуальные запреты и их роль в первобытном обществе
Жизнь первобытного человека нуждалась в регуляции. Важно было создавать правила, на основе которых люди бы регулировали совместный труд, охоту, производили бы распределение продукта, определяли порядок взаимоотношений между полами, процедуры возникающих споров и пр. Присутствие таких обязательных правил ограничивало эгоистические направленности человека. Поведение человека в таких условиях было предсказуемым. Нормы эти также устанавливали взаимопомощь, взаимозащиту. Они помогали сохранению, выживанию человека в общине.
Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табу представляет собой установление, которое состоит в строгом запрете действий по отношению к конкретным вещам, людям, явлениям.
Если рассматривать с точки зрения табу, запретен и опасен неупорядоченный контакт между бытовым и священным. Как пример, это может быть запрет на прикосновение к вождю.
Табу вводится не только не священное, но и на нечистое. Например, это может быть табу на менструальную кровь.
В. Вундт утверждал, что табу является самым древним неписаным моральным кодексом человечества. З. Фрейд говорил о том, что табу является по возрасту древнее богов. Также знаменитый психоаналитик утверждал, что феномены, которые сопровождают табу, очень похожи на симптомы невроза навязчивости. Эти феномены – немотивированность запретов, внутреннее принуждение к тому, чтобы эти запреты исполнялись, элемент переноса на других людей, церемонии ритуалы.
Э. Дюркгейм говорил о различии между мирским и священным – это различие являет собой камень религии, инициирует солидарность в группе.
Если рассматривать конкретные выражения в примитивных культурах, табу здесь тесно пересекается к тотемизмом. Связь табу и тотемизма касается, например, табу инцеста, которое выражается в экзогамии. Также примером может быть табу на убийство тотемного животного.
На сегодняшний день табу рассматривается как универсальный феномен, который присутствует в современном обществе и выполняет идентичные функции.
По мнению А. Рэдклиффа-Брауна, ориентированное на табу поведение отражает и подкрепляет чувства и ценности. Последние являются важными для того, чтобы общество существовало [16, с. 59]].
Слово «табу» происходит от полинезийского слова tábu (с ударением на первом слоге). В Полинезии данный термин характеризует понимание «запретное», и применимо к любым видам запретов. То есть в Полинезии данный термин может быть применим к этикету, приказам вождя и пр. [1, с. 224]
Путешественники по Полинезии взяли слово «табу» у племен для того, чтобы обозначить специфические запреты. Например, к новорожденным, трупу и вождю нельзя прикасаться просто так. Это табу. Если кто-то совершит прикосновение – он становится табу сам. В этом заложен двоякий смысл:
1) Человек, на которого наложено табу, соблюдает определенные ограничения в своем поведении (например, не может есть руками). Такой человек считается особенно уязвимым. Если он не будет соблюдать данных мер, он может просто умереть.
2) Человек, на которого наложено табу, представляет собой опасность для окружающих. Если он дотронется до сосуда, в котором есть пища, то пища станет отравленной. Если человек прикоснулся к трупу, то к «нормальному» состоянию его можно вернуть при помощи ритуала дескарализации, или очищения. Такой человек становится «ноа» (противоположность табу).
Применение в антропологии слова табу для того, чтобы обозначить распространенные обычаи мира является неудобным. Кроме того, полинезийцы применяют термин «табу» в более широком смысле – оно соответствует английскому слову forbidden.
Рассмотрим ритуальные запреты и их особенности. А. Рэдклиффа-Браун называет их «ритуальный статус» и «ритуальная значимость» [16, с. 69].
Под ритуальным запретом понимается правило поведения, которое связано с верой в том, что несоблюдение ритуального запрета приведет к нежелательному изменению ритуального статуса личности, которое правило нарушило. Изменение ритуального статуса понимается по-разному в разных социумах. Но общим является то, что нарушителя ритуального запрета постигнет серьезное несчастье. Рассмотрим пример. Некоторые полагают, что просыпать соль – это грозить несчастьем. Человеку в таком случае грозит неприятность. Но неприятности можно избежать, если бросить щепотку соли через плечо. То есть человек, таким образом, может вернуться к «нормальному» статусу при помощи определенного обряда. Параллель можно провести с человеком, который дотронулся до трупа и его возвращают к «нормальному» состоянию при помощи обряда десакрализации.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ СОЦИУМЕ
2.1 Происхождение воспитания
Вопрос о появлении, или происхождении воспитания очень важен и имеет большое значение. Учёные различных направлений буржуазии, и те, чьи учения основаны на марксистских методологических основах, по разному подходят к данному вопросу. Буржуазные социологи, например полностью игнорируют тесную связь, существовавшую ранее между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей, это коснулось и развития воспитания первобытных людей на ранних стадиях их развития. Их представления о воспитании человека созданы на основе вульгарно – эволюционных представлений в развитии первобытного человека. То есть позиция учёных полностью игнорирует социальную сущность воспитания первобытных людей, мысль ведёт к биологическому процессу воспитания.
Учёные представляют в качестве доказательств только собранные фактические данные и материалы о животном мире, о передаче информации, знаний от старшего поколения людей младшему. Речь идёт о навыках приспособления к окружающей среде, необходимость и потребность жить и выживать. По мнению буржуазных учёных первобытными людьми руководил лишь инстинкт выживания и приспособления, так называемый «животный инстинкт». Так же они считали, что единственная основа и цель воспитания первобытных людей это продолжение рода своего и закон естественного отбора, основанные на инстинктивных стремлениях, как у животных.
Советская педагогика, в своих суждениях опирается на учения марксизма – ленинизма. В основу таких учений заложено учение о развитии общества и человека, как социального вида.
Ф. Энгельс в своей научной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» написал: «труд создал самого человека», тем самым показывая свою позицию относительно вопроса о первобытном обществе и вопросе появления воспитания у первобытных людей. Учёный считал, что основным условием возникновения воспитания является трудовая деятельность и те общественные отношения, которые были сформированы первобытными людьми в ходе этой трудовой деятельности. По его мнению, сами биологические предпосылки для становления человека могли служить основой для перехода от животного состояния к человеческому, благодаря трудовой деятельности.
Таким образом, учёные-марксисты дают заключение о том, что трудовая деятельность у первобытных людей была направлена на удовлетворение их естественных нужд и потребностей, необходимости выживания и размножения, именно эти факторы преобразовали животного в человека, было создано человеческое общество, уже в котором сформировались свои социальные закономерности. Пример тому - изготовление первобытных орудий труда, повлекших за собой необходимость передавать трудовые знания, опыт и умение молодому подрастающему поколению [17, с. 166].
И всё таки происхождение проблемы воспитания обусловлено не только научными знаниями, проблема продуктивна в двух отношениях, во – первых - представление и понятие сущности воспитания в реальности конкретных исторических событий, во – вторых - понимание самого смысла этой проблемы поможет более обширно взглянуть на полный арсенал педагогических методов и средств.
Функция социального воспитания заключается именно в целенаправленной передаче информации, исторического опыта поколению, для овладения им трудовыми знаниями и умениями, применимыми на практике, отсюда идёт выработка нравственных норм и опыт поведения в целом. Без всего это развитие общества и воспитания в целом не представляется возможным. Воспитание - это часть общего социального развития, оно не может быть отделено от всей истории общества и человека.
Важным источником для изучения развития воспитания у первобытных людей служат археологические раскопки. Данные этнографии позволяют восстановить исторические культурные процессы, которые произошли на ранних этапах развития первобытного общества. Этнография даёт реальную возможность увидеть материальное и духовное развитие разных народов первобытной эпохи. В этих этнографических описаниях огромную роль играют труды учёных путешественников описавших жизнь аборигенов из Австралии, Полинезийских островов, Дальнего Востока, Сибирских районов, индейских племён Северной и Южной Америки. Даже сейчас сохраняются такие места, так называемые оазисы, которые не были тронуты цивилизацией. Проведя этнографическую параллель, можно по аналогии воссоздать важные исторические и культурные явления первобытных людей [17, с. 164].
У разных народов существовали и существуют вековые традиции и обычаи, к ним относятся и педагогические, это выражается в виде устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, легенды, былины, песни. Всё это имеет отношение к древней культуре, откуда идёт вся мудрость народного воспитания. Педагогика каждого народа отражает духовную сторону людей, их нравственность, также служит основанием для восстановления картины происхождения и развития воспитания в первобытном обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса зарождения воспитания в первобытном обществе. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
В эпоху первобытного общества, по мнению учёных, организованные формы воспитания были неотделимы от общества, они возникли как потребность передать следующему поколению накопленные знания, умения и опыт. Сюда входил социальный и духовный опыт.
В первобытном обществе ребёнок воспитывался в процессе своей жизни, также обучался, в повседневном общении с взрослыми принимал активное участие в их делах, далее включался полностью в их деятельность, принося благо и пользу своей общине. Под руководством взрослых ребёнок должен был приучиться к коллективному быту и труду. В древнем обществе всё было коллективным. Дети принадлежали всему роду, изначально материнскому, а затем и отцовскому.