Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил с целью улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Итак, с полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура как новая учебная дисциплина-это творческая деятельность по преобразованию человеческой природы, "окультуриванию" тела, ее оздоровлению, формированию интересов, мотивов, потребностей, привычек, развитию высших психических функций, воспитанию и самовоспитанию личности, самореализации индивидуальных способностей. Адаптивная физическая культура относится к комплексным наукам. Изучение данного курса имеет целью формирование комплекса знаний и умений, которые органично вплетаются в общую систему подготовки специалистов, помогают адаптировать людей с функциональными ограничениями к физическим и социальным условиям окружающей среды. До основных элементов этого комплекса, необходимо отнести умение студентов применять методики физического воспитания при разном роде функциональных нарушениях, а также уметь учитывать результаты применения адаптивной физической культуры в каждом конкретном случае. Адаптивное физическое воспитание – новое направление в отечественной системе образования и науки, изучающее аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей.
Объект исследования: занятия адаптивного физического воспитания.
Предмет исследования: обеспечение безопасности на занятиях АФВ.
Цель работы: рассмотреть обеспечение безопасности на занятиях АФВ лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть адаптивное физическое воспитание при нарушениях опорно-двигательного аппарата;
- описать возможности здоровьесберегающих технологий;
- проанализировать методы коррекции дефектов опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания;
- предложить меры для обеспечения профилактики травматизма на занятиях адаптивной физической культурой.
1. Теоретические основы безопасности на занятиях АФВ лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
1.1. Клиническая картина и этиология заболеваний ОДА
Причины нарушений ОДА у детей делятся на 3 группы:
1. первичные: отягощенная наследственность, врожденные пороки развития, родовая травма, детский церебральный паралич.
2. вторичные: последствия перенесенного воспаления, травмы головы, травмы ОДА, тяжелой инфекционной, соматической или эндокринной патологии.
3. идиопатические: расстройства ОДА без видимой очевидной причины.
Одной из наиболее характерных особенностей физического развития детей нашего времени является диспропорция роста и дисфункция (гетерохрония) физического развития.
Гетерохрония развития: ускорение-ускорение роста и развития; замедление-задержка роста и развития. В настоящее время преобладает ретардация, обусловленная в основном низкой массой тела. Гетерохрония развития приводит к несоответствию биологического и хронологического возраста, сопровождается морфофункциональными изменениями и потенцирует возникновение ряда системных нарушений, в том числе со стороны ОДА. Эта закономерность не может рассматриваться без учета проблем остеопороза (ОП), дисплазии соединительной ткани (ДСТ) на фоне роста врожденной и соматической патологии, проблем рационального возрастного питания, общего снижения качества здоровья детского населения. Отклонения в периоде формирования и развития опорно-двигательного аппарата с возрастом приводят к стойкой патологии позвоночника, стоп, хроническим заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, неврологическим изменениям. Как правило, изменения в ОДА развиваются медленно, постепенно и едва заметны на ранних стадиях. Однако именно в эти периоды применяются наиболее эффективные методы комплексной медико-педагогической реабилитации.
Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть как врожденными, так и приобретенными. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1. заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
2. врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии пальцев кисти; артрогрипоз (врожденная деформация).
3. приобретенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартриты; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Ведущим в клинической картине этих заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это полиэтиологическое заболевание головного мозга, возникающее в результате воздействия вредных экзогенных или эндогенных факторов в пренатальном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее частые случаи церебрального паралича связаны с поражением головного мозга в пренатальном периоде и во время родов. Когда мозг повреждается на ранних стадиях онтогенеза, его "молодые" части – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие функции коры-подвергаются наиболее серьезному воздействию.
При церебральном параличе страдают двигательные, когнитивные и речевые функции.
Двигательные нарушения при ДЦП имеют сложную структуру и включают в себя следующие компоненты:
Нарушения мышечного тонуса. При гипотонии (пониженном мышечном тонусе) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые, а объем пассивных движений значительно больше нормы. Снижение мышечного тонуса во многом обусловлено недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного аппарата.
Дистония-изменение характера мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, а при попытке двигаться резко повышается тонус, в результате чего это может оказаться невозможным.
Часто при ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность). Мышцы в этом случае напряжены. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.
При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии столбняка (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушается плавность и согласованность мышечного взаимодействия.
При осложненных формах ДЦП может наблюдаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.
Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). Центральный паралич - это полное отсутствие произвольных движений, вызванное повреждением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей мозга. Центральный парез-ограничение объема движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Человеку трудно или невозможно поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу.
Наличие резких движений. Гиперкинез-непроизвольные, резкие движения, вызванные переменным мышечным тонусом, с наличием неестественных поз и неполных движений. Резкие движения могут выражаться в мышцах суставного аппарата, шеи, головы и различных частей конечностей. Тремор-дрожание конечностей.
Нарушения равновесия и координации движений (атаксия) проявляются в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без опоры. Нарушения координации проявляются в неточности, непропорциональности движений (в первую очередь рук), что вызывает трудности в овладении предметными действиями.
Нарушение ощущения движения (кинестезии). Дети с церебральным параличом часто имеют ослабленное чувство осанки; некоторые имеют искаженное восприятие направления движения, что тормозит развитие крупных и тонких скоординированных движений.
Недостаточное развитие цепной установки выпрямления, статокинетических рефлексов, обеспечивающих формирование у ребенка вертикального положения тела и произвольной моторики.
Синкинезии - это непроизвольное движение, сопровождающее выполнение активных движений.
Наличие патологических тонических рефлексов (лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс). Патологически усиленные позотонические рефлексы отражают тяжесть заболевания, нарушают последовательное развитие двигательных функций и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций конечностей.
У детей с ДЦП может наблюдаться сочетание этих рефлексов, что значительно усугубляет структуру их дефекта.
1.2. Технологии АФВ лиц с ОДА
В физическом воспитании и спорте инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата выделяют такие нозологии, как состояния после ампутации конечностей, состояния после травм спинного мозга и полиомиелита и детский церебральный паралич
Задачи и средства АФП при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
К общим задачам относятся:
– восстановление центра тяжести тела;
– восстановление мышечного баланса;
– коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата в целом, осанки;
– развитие координации, ловкости, выносливости, гибкости; ликвидация патологических компенсаций.
Специфические задачи:
– восстановление симметрии тела (плечевого и тазового пояса);
– совершенствование чувства равновесия;
– восстановление подвижности в проксимальных от ампутации суставах и здоровых конечностях;
– разгрузка суставов, что испытывают что крупнейшие нагрузки в связи со сдвигом центра тяжести тела;
– коррекция нарушений осанки;
– развитие силы мышц в проксимальных от ампутации сегментах;
– увеличение силы и выносливости мышц спины, нижних конечностей и брюшного пресса;
– профилактика плоскостопия, и атрофии культи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Билич, Б. Л. Анатомия человека. Атлас. В 3 томах. Том 1. Опорно- двигательный аппарат / Б.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - Москва: ИЛ, 2018. - 800 c.
2. Борзяк, Э. И. Анатомия человека. Фотографический атлас. В 3 томах. Том 1. Опорно-двигательный аппарат. Учебное пособие / Э.И. Борзяк, Г. фон Хагенс, Путалова. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 480 c.
3. Возможности обезболивания и иммобилизации при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. - М.: Сам Полиграфист, 2019. - 248 c.
4. Гайдук, А.А. Диагностика, классификация и медицинская реабилитация функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / А.А. Гайдук. - М.: Эко-Вектор, 2019. - 321 c.
5. Епифанов, Александр Витальевич Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата / Епифанов Александр Витальевич. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. - 934 c.
6. Епифанов, В. А. Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - М.: Авторская академия, КМК, 2019. - 480 c.
7. Изель, Татьяна Николаевна Дифференциальная диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Практическое руководство / Изель Татьяна Николаевна. - М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. - 171 c.
8. Корзунова, Алевтина Индийский лук и заболевания опорно- двигательного аппарата / Алевтина Корзунова. - М.: Научная книга, 2019. - 882 c.
9. Кузнецов, С.В., Колодеев Е.П. Предупреждение рисков травматизма на занятиях // Юридическая техника. 2019. № 13
10. Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно- двигательный аппарат) / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. - М.: Просвещение, 2017. - 288 c.
11. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
12. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
13. Ужегов, Генрих Болезни опорно-двигательного аппарата. Народный лечебник: моногр. / Генрих Ужегов. - Москва: Наука, 2017. - 192 c.
14. Федякин, А.А. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.