Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность исследования. Одной из ключевых задач современного музыкального образования можно назвать развитие музыкальности дошкольника. Восприятие музыки является крайне сложным процессом, который требует от ребенка концентрации внимания, живости мышления, сформированных знаний, поэтому актуальность применения игры, как ведущего вида детской деятельности, имеет особую роль.
Следует отметить, что, не смотря на достаточную изученность проблемы исследования, существует определенное противоречие: сложившаяся ситуация по работе непосредственно над формированием музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности позволяет утверждать, что лишь небольшая часть педагогов регулярно использует все многообразие методов для их развития. Можно утверждать, что существует необходимость модернизации имеющихся приемов и методов, а также нахождение более современных, более результативных научно-обоснованных способов развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе различной музыкальной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности развития музыкального восприятия в развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования –воспитательный процесс на занятиях музыки.
Предмет исследования – технологии развития музыкального восприятия старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть музыкальное-восприятие –основной вид музыкальной деятельности.
2. Проанализировать музыкальные способности и их развитие в разных видах музыкальной деятельности.
3. Предложить занятия по развитию музыкального восприятия детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: общепсихологические концепции: теория развития личности в деятельности и общении Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; музыкально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова, интонационная теория музыки Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, труды психологов С.Н. Беляевой-Экземплярской, А.Л. Готсдинера, Г.В. Иванченко, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Я.А. Пономарева, В.Г. Ражникова, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина и др., музыковедов – Е.В. Назайкинского, Г.А. Орлова и др., концепция музыкального обучения и воспитания детей Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского.
Методы исследования:
1. Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Психолого-педагогические основы процесса музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
1.1Музыкальное-восприятие –основной вид музыкальной деятельности
Проблема музыкального восприятия занимает одно из важнейших и центральных положений в музыкальной педагогике и психологии. Перед учителем стоят задачи помочь ученикам понять музыку и полюбить ее, воспитать художественный вкус, развить музыкальные способности. Эти задачи невозможно решить без совершенствования процесса восприятия музыки, развития соответствующих способностей и умений.
В психологии под восприятием понимается [15]:
1. Субъективный образ определенного явления, предмета или процесса, непосредственно воздействующий на органы чувств человека в совокупности его свойств, целостности, имеющий фиксированное, относительно постоянное значение.
2. Процесс формирования этого образа в сознании.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью), включающий в себя предшествующий опыт, узнавание предметов
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна.– М.: «Музыка», 2014.–336 с.
2. Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста / З. Р. Аджимуратова // Молодой ученый. - 2016. - № 5 (109). - С. 655-658.
3. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры.– 2014.– №4.
4. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих дошкольников // Дошкольное образование.– 2015.– № 8.
5. Афонасова, В. Н. Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников / В. Н. Афонасова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 17-25.
6. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашиков. - М. : Педагогическое общество России,2018. - 172 с.
7. Белевцова, А. М. Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников / А. М. Белевцова // Кант. - 2015. - № 2(15). - С. 33-35.
8. Бережанская, С. В. Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей / С. В. Бережанская // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 304-307.
9. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду.–М.: Просвещение, 2000.–284с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М., 2013.–398 с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детских садах.– М., 2013.–160 с.
12. Бороздинв, А. А. Музыкальное творчество и креативные способности детей / А. А. Бороздинов // Вестник Калужского университета. - 2016. - № 1 (30). - С. 92-95.
13. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2017. - 350 с.
14. Бураншин, А. Р. Музыкальное воспитание дошкольников / А. Р. Бураншин // Наука и современность. - 2012. - № 17. - С. 79-83.
15. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмопластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. - СПб, 2017.
16. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.– 4-е изд.– М.: Айрис-пресс, 2018.– 160 с.
17. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2018.
18. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности [Текст] / Н.А. Ветлугина // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. - М., 2017.. - С. 15-19.
19. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2017. - 240 с.
20. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы.– М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2018.–256 с.
21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - С.-Пб.: СОЮЗ, 2017. - 96 с.
22. Галянт, И.Г. Художественно-творческое воспитание дошкольников в условиях интеграции образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: монография / И.Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2018. - 168 с.