Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо оперировать понятиями, выстраивать суждения и умозаключения, применять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения.
Проблема развития логического мышления актуальная для детей младшего школьного возраста. Это определено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в котором прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе познавательных (логических). В данных условиях педагог должен организовать учебную деятельность с учетом требований ФГОС НОО и проектировать урок на основе системно-деятельностного подхода, направленного на формирование логических универсальных учебных действий [1].
Важную роль в развитии логического мышления младших школьников играют уроки математики. Изучаемые на уроках математики задачи и упражнения зачастую допускают несколько альтернативных подходов к решению, что позволяет учащимся узнать новые факты о различных объектах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, выявить различные взаимосвязи и произвести обобщения.
В процессе работы над математической задачей младшие школьники осуществляют не только операцию анализа, но и ведут поиск решения, находят зависимость одних величин от других, осуществляют классификацию, моделируют, используют знаково-символические средства. У младших школьников формируются такие формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Процесс решения требует от обучающихся умений оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы и умозаключения в соответствии с законами логики. Упражнения и задачи на уроках математики дают возможность для развития умений «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами.
Проблемой развития мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков др.) Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы указывают, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития младших школьников.
При этом в научной и методической литературе недостаточно раскрыты особенности организации обучения, направленного на развитие логического мышления, приемы формирования логического мышления младших школьников на уроках математики при решении различных видов задач. Это определяет проблему исследования: каковы методы и приемы развития логического мышления у младших школьников в процессе работы над задачами?
Объект исследования: процесс развития логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы развития логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – теоретическое обоснование и реализация методов и приемов развития логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть понятие «логическое мышление».
2. Рассмотреть особенности развития логического мышления в младшем школьном возрасте.
3. Раскрыть роль математики в развитии логического мышления младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности логического мышления у младших школьников.
5. Выделить методы и приемы развития логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Методы исследования:
– теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация);
– эмпирические методы (тестирование, наблюдение, констатирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 15».
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, расширена за счет приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «логическое мышление»
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека [14].
Сущность мышления, его виды, операции мышления рассматриваются в исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, А.А. Столяра, Д.Б. Эльконина и др.).
Мышление характеризуют два его основных и существенных признака – опосредованность и обобщенность. Эти признаки заложены в определении мышления, под которым понимается процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании окружающей действительности во всех ее существенных связях и отношениях [5].
Мышление играет важную роль, оно направлено на решение определенных задач:
– познание сущность объективного мира, окружающей действительности, законов существования процессов и явлений;
– познание мира в его изменяемости, постоянном развитии и трансформации;
– возможность предвидеть определенные события, будущее, оперировать различными фактами, планировать практическую деятельность, осуществлять анализ и контроль [14].
Существуют различные подходы к классификации видов мышления, каждая из которых использует свои основания. Например, виды мышления могут различаться в зависимости от характера выполняемых задач, от степени оригинальности и новизны, развернутости, в зависимости от используемых средств мышления, в зависимости от выполняемых функции, в зависимости от возраста.
По генезису развития различают наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое [15].
Наглядно-действенное мышление – это один из наиболее ранних видов мышления. В его основе лежит связь мыслительных процессов с практическими, внешними действиями. Данный вид мышления формируется в результате практической деятельности, действий с предметами, в ходе чего ребенок изучает внутренние характеристики объекта, его структуру, внутренние связи [5].
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, при котором происходит оперирование не практическими действиями с предметами, а с их образами и внутренними представлениями о них. В формировании данного вида мышления важную роль играет умение различать план реальных объектов и план моделей данных объектов [14].
Логическое мышление – это следующий вид мышления, в основе которого лежит умение использовать понятия, логические операции, которые функционируют в тесной связи с языком. По мнению Л.С. Выготского, логическое мышление основано на использовании речи, так как при оперировании логическими операциями человек должен уметь рассуждать, анализировать, устанавливать связи, подбирать способы решения поставленной задачи [20].
Логическое мышление определяется как рассуждающее, теоретическое мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств. Его также называют аналитическим, словесно-логическим мышлением, так как в данном виде мышления отражается тесная взаимосвязь мышления и речи [5].
В структуре мышления можно выделить следующие формы: понятие, суждение и умозаключение [15].
Понятие – это форма мышления, которая отражает основные, наиболее общие признаки и свойства предметов того или иного класса. При образовании понятий берутся во внимание только наиболее существенные признаки предметов и явлений, при этом понятие как форма мысли является результатом обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса. Понятие – это форма фиксации наиболее общих и существенных свойств и признаков предметов и явлений [7].
Каждое понятие характеризуется объемом, в соответствии с этим понятия разделяются на единичные и общие. Единичные понятия составляют один класс. Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы. Существуют различные классификации понятий, в том числе выделяют научные понятия – понятия, которые используются в определенной сфере знания, например, математические понятия, с которыми знакомятся обучающиеся на уроках математики [14].
Суждение – это форма мышления, которая позволяет оперировать понятиями, утверждать или отрицать существование предметов, наличия у них определенных признаков или свойств, отношений между предметами или явлениями. На основе понятий и суждений формируются умозаключения – формулировка выводов с целью получения нового суждения. Умозаключение состоит из посылок, заключения и логической связи между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом [15].
В структуре мышления выделяются логические операции – умственные действия с понятиями, в результате которых получают новое знание [7].
Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. В результате практической деятельности операция анализа подразумевает разделение объекта на составные части, а операция синтеза – их соединение в одно целое [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещения, 2019. 65 с.
2. Аргинская, И. И. Математика : методическое пособие к учебнику 3-го класса четырехлетней начальной школы / И. И. Аргинская. М. : Центр общего развития, 2000. 108 с.
3. Бажан, З. И. Организация деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач разными способами / З. И. Бажан, Е. В. Цымбалюк // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 35-40.
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учебное пособие / А. В. Белошистая. М. : Владос, 2007. 455 с.
5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб. : СОЮЗ, 2015. 142 с.
6. Гаврилова, О. Я. Решение конвергентных задач младшими школьниками в условиях варьирования мотивационных установок / О. Я. Гаврилова // Гуманитарные науки. 2017. № 4 (40). С. 139-145.
7. Зак А. З. Возрастная динамика критического мышления в начальной школе / А. З. Зак // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9, № 4. С. 44-51.
8. Истомина, Н. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова // Начальная школа. 2011. № 6. С. 30-34.
9. Крачковский, С. М. Дивергентные задачи по математике и их визуальные образы / С. М. Крачковский. М. : Наука, 2016. 218 с.
10. Медведская, В. Н. Начальное обучение: математика и логическое мышление / В. Н. Медведская, Н. А. Вавренчук. Брест : Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, 1997. 57с.
11. Моро, М.И. Математика : учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков, С. И. Волкова, С. В. Степанова. М. : Просвещение, АО «Московские учебники», 2018. 96 с.
12. Муртазина, Н. А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи / Н. А. Муртазина // Инновационная наука в глобализующемся мире. 2015. № 1 (2). С. 68-74.
13. Низовцева, Л. А. Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач / Л. А. Низовцева // Герценовские чтения. Начальное образование. 2016. Т. 7, № 1. С. 94-102.
14. Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 512 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2008. 713 с.
16. Седакова, В. И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач / В. И. Седакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 145-154.
17. Смирнова С. И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач / С. И. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3, № 1. С. 187-192.
18. Стойлова, Л. П. Математика : учебник / Л. А. Стойлова. М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
19. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. Минск : Высшая школа, 1986. 179 с.
20. Сурикова, С. В. Использование графических моделей при обучении младших школьников решению логических задач / С. В. Сурикова, Н. В. Чалкова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2, № 2. С. 94-104.
21. Сурикова, С. В. Обучение младших школьников решению открытых задач / С. В. Сурикова, И. А. Федотова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3, № 1. С. 182-187.
22. Чиркова, Н. И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач / Н. И. Чиркова, А. В. Лыфенко, О. А. Павлова // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 177-182.
23. Шарафутдинова, Г. Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач / Г. Г. Шарафутдинова, А. А. Арсланова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-10. С. 139-141.