Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность избранной темы обоснована тем, что на современном этапе предполагается совместное обучение детей с задержкой психического развития с обычными детьми. Детям с проблемами в развитии «будут предоставлены возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий, облегчающих процесс обучения». Дети с задержкой психического развития во все время вызывают повышенное внимание со стороны окружающих и требуют к себе особенного отношения. К сожалению, за последние 20-25 лет, число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2-2,5 раза.
В настоящее время ситуация усугубляется внедрением усложненных программ без должной предварительной подготовки, что вызывает отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и развитии.
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой «задержкой психического развития». Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.
Проблема изучения психолого-педагогических подходов в работе с детьми с задержкой психологического развития приобретает особую актуальность в настоящее время, когда в педагогической практике начинают активно осуществлять интеграцию детей, имеющих особые образовательные потребности, в учебно-воспитательный процесс школы и решать задачи инклюзивного образования.
Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский, С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор.
Однако успешному осуществлению коррекционной работы с обучающимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, а так же недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического развития.
Объект исследования: психолого-педагогические подходы в работе с детьми с задержкой психологического развития.
Предмет исследования: методы психолого-педагогической коррекции.
Цель исследования: изучение методов психолого-педагогической коррекции задержанного психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные принципы психолого-педагогической коррекции.
2. Изучить задержку психического развития как одну из форм дизонтогенеза.
3. Определить психолого-педагогическую коррекцию и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Определить методы психолого-педагогической коррекции.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема
1.1. Основные принципы психолого-педагогической коррекции
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.
Д.Б. Эльконин говорил, что процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности [31, 45].
Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум.
В современном обществе Л.Н. Антонова рассматривала подход, где основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это - полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения [6, 28].
Данных принципов 6, которые указаны далее:
1. Принцип первый - единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
2. Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.
3. Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.
4. Принцип четвертый - принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка - движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.
5. Принцип пятый - подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психо-исправительная работа, не должны быть восприняты как дети "второго" класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.
6. Принцип шестой - исправление "сверху вниз" (Л.С. Выгоцкого). В центре внимания учителя - психолога - "завтрешнее развитие" ребенка и основным содержанием исправительной деятельности является создание "зоны следующего развития учеников", если цель исправления "снизу" является осуществлением и фиксацией уже достигнутым ребенком, то исправление принципом "сверху вниз" имеет продвигающийся характер и базируется как психологическая и педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологического нового роста [10, 121].
В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы: корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»; организация учебного процесса (его коррекционная направленность); специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; психогигиена семейного воспитания.
Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:
улучшение достижений сенсомоторного развития;
исправление отдельных сторон умственной деятельности;
развитие главных мыслительных процессов;
развитие различных типов взглядов;
исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
исправление отдельных промежутков в знании [4, 6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азоркина, Я. В. Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Я.В. Азоркина // Молодой ученый. - 2018. - №12. - С. 131-133.
2. Алехина, С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2015. – Т. 20. – № 3. – C. 70–78.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2016. – Т. 21. – № 1. – C. 136–145.
4. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2014. – № 1. - C. 5–16.
5. Алпатикова, С.В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2018. – №50. – С. 309–310– URL : https://moluch.ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 08.10.2020)
6. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен [Текст] / Л.Н. Антонова // Педагогика. – 2016. - № 9. – С. 28 – 33.
7. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах [Текст] / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
8. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы [Текст] / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
9. Волкова, Е.В. Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска [Текст] / Е.В. Волкова // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 281 - 284.
10. Выготский, Л.С. Безумие: опыт иного. Феноменологический подход [Текст] : материалы второй всероссийской междисциплинарной конференции, Москва 21-22 апреля 2017 г. / Фонд Л. С. Выготского, Институт философии РАН, Издательство "Левъ" ; [редакторы Д. Г. Литинская и др.]. – М. : Левъ, 2017. - 225 с
11. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 783 c.
12. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст [Текст] / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 c.
13. Задержка психического развития как часть психического дизонтогенеза [Электронный ресурс]. – URL : https://yandex.ru/turbo/autizmy-net.ru/s/zpr-kak-chast-psihicheskogo-dizontogeneza/ (дата обращения: 08.10.2020).
14. Зубкова, Н.А. Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – URL : http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/06/didakticheskaya-igra-kak-sredstvokorrektsii-detey-s-zaderzhkoy (дата обращения: 08.10.2020).
15. Коноваленко, С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития [Текст] / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 128 с.
16. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
17. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник [Текст] / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
18. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Academia, 2016. - 272 c.
19. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
20. Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета им. Лесгафта. – 2012. – №1. – С. 86–90.
21. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / А.С. Микерина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №12. – С. 63–67
22. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
23. Назарова, Н.Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «группы риска» [Текст] / Н.Б. Назарова // Интеграция образования. – 2016. - № 1. – С. 7 – 12.
24. Романова, Т.В. Анализ программ регионального опыта профилактики беспризорности [Текст] / Т.В. Романова, М.В. Данилова // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 605 - 607.
25. Романова, Т.В. Анализ эффективности программы социально-педагогической профилактики беспризорности среди детей из семей «группы риска» [Текст] / Т.В. Романова, М.В. Данилова // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 798 - 802.
26. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.
27. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психического развития дошкольников [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 45 с.
28. Стребелева, Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] : монография / Е. А. Стребелева. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 209 с.
29. Сурикова, М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности [Текст] / М.Д. Сурикова // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 607 - 609.
30. Филиппова, Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] / Н.В. Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин ; Ред. Б.Д. Эльконин. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2007. – 384 с.