Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что динамично развивающееся общество предъявляет высокие требования к личности человека, к его знаниям, способностям. Возросли требования и к воспитанию: увеличен объем и интенсивность всех видов деятельности в школе. Главной задачей сегодня является воспитание творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире, качественному решению возникающих проблем, умеющей предвидеть последствия собственных действий, креативно и творчески видоизменять принципы и правила поведения в соответствии с изменениями окружающего мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет ряд требований к результатам обучения и воспитания школьников, отражающих освоение основной образовательной программы, где развитие эмоционально-волевой сферы рассматривается в качестве одного из ключевых метапредметных показателей.
Проблема формирования эмоционально-волевой сферы считается одной из самых важных и сложных проблем воспитания. В рамках реализации описанных выше требований большое значение приобретает исследование основных аспектов формирования эмоционально-волевой сферы в процессе занятий физической культурой и спортом.
Цель работы: определить особенности воспитания в процессе занятий физической культурой и спорта на примере развития эмоционально-волевой сферы.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера
Предмет исследования: развитие эмоционально-волевой сферы в процессе занятий физической культурой и спортом.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «эмоционально-волевая сфера».
2. Определить особенности физического воспитания.
3. Провести диагностику сформированности эмоционально-волевой сферы .
4. Проанализировать развитие эмоционально-волевой сферы в процессе занятий физической культурой и спортом.
Методы: анализ научной литературы, анализ педагогического опыта, проведение диагностических методик.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы исследования воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом (на примере развития эмоционально-волевой сферы)
1.1. Особенности эмоционально-волевой сферы
Изучением эмоционально-волевой сферы возраста занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи, педагоги и нейрофизиологи как: Михаил Яковлевич Басов, Константин Николаевич Корнилов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Иван Петрович Павлов, Александр Васильевич Веденов, Константин Маркович Гуревич, Евгений Павлович Ильин, Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Константин Викторович Судаков, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, КэроллИзард, Карл Георг Ланге, Конрад Лоренц, Герберт Спенсер, Поль Фресс и другие. Эмоции и воля являются важными компонентами любых психических процессов. Эмоция включает в себя отношение к окружающему и реакцию на внешние раздражители, а воля - это понуждение себя в решении определенных проблем [4, c. 90].
На развитие эмоционально-волевой сферы личности влияют различные факторы, это достаточно сложный и многогранный процесс. На развитие могут влиять внешние и внутренние факторы. Внешние факторы включают в себя определенные социальные условия, в которых воспитывается человек. Наследственность, черты характера можно отнести к внутренним факторам [6, c. 194]. Становление эмоционально-волевой сферы происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода и его можно разделить на определенные этапы. Период раннего детства, от 0 до 3 лет. В это время доминирует соматовегетативный тип реагирования. Когда ребенок испытывает дискомфорт или отрицательные реакции, у него могут проявляться соматические или вегетативные реакции. К таким проявлениям относят: ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение температуры, желудочно-кишечные расстройства, приступы. Волевой контроль до определенного возраста почти отсутствует, но помощь в формировании необходима. У детей в дошкольном возрасте, от трех до семи лет, доминирует психомоторный тип реагирования. В это время проявляется общая эмоциональная возбудимость, проявляется негативизм, формируются реакции страха и испуга. Поведенческие и эмоциональные реакции чаще являются следствием в первую очередь психологических факторов. [5, c. 94].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин., 2013. -760 c.
2. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания. - 2011, С 37 - 48.
3. Барков, В. А. Об учебной перегрузки современных школьников и способах ее снижения / В. А. Барков // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма .- Мозырь, 2010. 194 - 202.
4. Бережная Л.И., Диканова Е.Г. Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответсвии ФГОС. – М., 2017- 106 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2013. - 392 c.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
9. Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие . - М., 2015. - 220 c.
10. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012. - 218 c.
11. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных организациях. - М., 2014. - 344 c.
12. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
13. Кудашова, Л.Т. технология создания анимационных спортивных программ // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2014.
14. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту. Учебное пособие. - М., 2014. - 300 c.
15. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред.С. Д. Неверковича. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 528 с.
16. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
17. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие /А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.