Фрагмент для ознакомления
2
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. В психологической науке данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей [9, с.74].
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
По мнению Абрахама Маслоу, мотивация является внутренним поведением, побуждающим человека к каким-либо действиям, Им были сформулированы постулаты, которые способствуют пониманию мотивов поведения человека:
1. Люди обладают бесконечными потребностями. Как только одна из потребностей удовлетворится, на смену её тут же приходит другая, которую также необходимо удовлетворить.
2. Потребности, которые были удовлетворены, утрачивают движущую мотивационную силу.
3. Потребности, которые удовлетворить не удаётся, становятся стимулом к действию.
4. Существует определённая иерархия потребностей [1, с.52].
Абрахам Маслоу выдвинул идею о том, что с удовлетворением потребностей одного уровня становится актуальным удовлетворение потребностей более высокого уровня. Если удовлетворение потребностей низкого уровня является затруднительным, потребности более высокого уровня утрачивают актуальность. По структуре это похоже на лестницу вверх, в связи с чем традиционно данное утверждение А. Маслоу изображают в виде пирамиды, содержащей в себе пять уровней. Следует отметить, что уровни не являются дискретными: они взаимосвязаны, поэтому во многих ситуациях сложно различить уровень потребностей [2, с. 68].
В нашей стране исследованиям потребностей и мотивации личности посвящены работы различных исследователей. Так, Е. П. Ильин, доктор психологических наук, различает следующие блоки в структуре мотивации
1. Блок потребностей, состоящий из биологических потребностей, социальных потребностей и так называемого «долженствования».
2. Блок внутреннего фильтра, состоящий из предпочтений по внешнему признаку, интересов и склонностей, общественных ценностей (установок, традиций, идеалов)
3. Целевой блок, состоящий из цели, определённой потребностями, целенаправленного действия и самого процесса удовлетворения потребностей [7, с.110].
Сила и устойчивость мотивов являются основными характеристиками мотивации с точки зрения современной психологии.
Сила мотивов представляет собой непреодолимое стремление личности к достижению определённой цели. Данная сила обусловлена несколькими основными факторами: физиологическими (сила мотивационного возбуждения), психологическими (понимание сущности действий, анализ результатов и др), социальными (престиж, общественное признание, одобрение). Критериями силы мотивов являются глубина и степень самих мотивов [4,с. 71].
Устойчивость мотива определяется длительностью актуальности данного мотива, его ценностью, которая не утрачивается со временем. В целом, это ригидность ценностей, установок, стремлений, намерений, планов личности.
Различают следующие основные функции мотивации:
1. Побуждающая функция, которая определяет энергетику и ценность мотивов, обусловливает активность человека на пути к достиению поставленной цели.
2. Направляющая функция, представляющая собой направленность мотивации на определённый субъект, вокруг которого необходимо выстроить определённую линию поведения; как правило, направленность мотивации находится во взаимосвязи с устойчивостью мотивов.
3. Регулирующая функция, которая состоит в том, что мотив во многом определяет стиль действий и поведения человека, что связано с реализацией его важнейших потребностей. Данная функция реализуется во взаимосвязи с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы являются самыми значимыми в определённый временной период, и, следовательно, регулируют поведение человека [3, с. 95].
В целом, анализируя представления о мотивации, можно сделать следующий вывод: эффективность мотивации находится в зависимости от ряда факторов, как внешних, так и внутренних.
Роль мотивации в педагогическом процессе велика и многогранна и зависит, как правило, от целей педагогической деятельности и потребностей обучающихся. Мотивация в педагогической практике определяется различными методами, средствами и приёмами побуждения учащихся к продуктивной деятельности в рамках их образования, воспитания и развития [14, 58]. В образовательной деятельность эффективность мотивации зависит от ряда факторов:
1. Образовательной системы данной образовательной организации.
2. Организации образовательного процесса.
3. Содержания образования.
4. Индивидуальных особенностей учащихся.
5. Профессионального уровня педагога.
6. Характера взаимоотношений педагога и учащихся.
В зависимости от комплексного действия различных факторов учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, либо внешние.
Становление мотивации в образовательной деятельности – сложный процесс формирования положительных установок к процессу обучения в соответствии с действием комплекса факторов в данный момент времени. При этом необходимо учитывать различные мотивы к обучению. В настоящее время определена классификация этих мотивов по их направленности и содержанию:
1. Социальные (ответственность, долг, понимание значимости образования для общества в целом).
2. Познавательные (стремление личности к повышению уровня знаний в определённой сфере).
3. Профессионально-ценностные (получение знаний, дающих возможность заниматься определённым видом деятельности).
4. Эстетические (получение удовольствия от процесса обучения, раскрытие различных способностей учащихся).
5. Коммуникативные (расширение круга общения, получение навыков общения).
6. Статусно-позиционные (стремление утвердить свою позицию в обществе посредством качественного образования).
7. Традиционно-исторические (учёт традиций, сложившихся с течением времени) [10, 188].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин., 2013. -760 c.
2. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания. - 2011, С 37 - 48.
3. Бережная Л.И., Диканова Е.Г. Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответсвии ФГОС. – М., 2017- 106 с.
4. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107
5. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2013. - 392 c.
6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с
8. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
10. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту. Учебное пособие. - М., 2014. - 300 c.
11. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
12. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред.С. Д. Неверковича. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 528 с.
13. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
14. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
15. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.
17. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
18. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
19. Шашурин А.В. Физическая подготовка /А.В. Шашурин. – М.: Физкультура и спорт, 2013 – 403 с.
20. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c