Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДОО) к уровню развития детей. В документе сказано, что, помимо прочего, ребенок должен иметь такое сознание, которое бы позволило воспринимать окружающий мир на ценностно-смысловом уровне. Другими словами, бережно относиться ко всему живому, быть готовым оказать посильную помощь всем, кто в ней нуждается. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как закладывает основы экологической культуры личности, способности к экологически направленной деятельности. Она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом ребенка и транслируется в виде экологических ценностей, информации и технологий.
Цель исследования – теоретические обосновать и практически подтвердить возможности организации экологически направленной деятельности детей на прогулке.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
2) обозначить особенности организации экологически направленной деятельности детей средней группы на прогулке;
3) провести исследование уровня сформированности экологических представлений детей среднего дошкольного возраста;
4) описать опыт организации экологически направленной деятельности детей среднего дошкольного возраста на прогулке, проанализировать полученные результаты.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание работы проиллюстрировано двумя рисунками и тремя таблицами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст охватывает период с 4-х до 5-ти лет. По сравнению с предыдущим этапом развития (младший дошкольный) происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребенка. Координация становится более совершенной, в движениях наблюдается большая естественность, ритмичность. Значительно возрастает уровень самостоятельности. Благодаря хорошо усвоенному алгоритму дети легко умываются, одеваются, купаются, принимают пищу, убирают помещение (имеется в виду, что они способны раскладывать вещи по местам). Ребенок пятого года жизни знает и использует по назначению объекты предметного мира, сопровождающие культурно-гигиенические навыки: «мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы» [7, с. 19]. В этом возрасте дети начинает понимать себя «как представителя определенного пола – мальчики или девочки» [19, с. 107]. Гендерное разграничение осуществляется на уровне одежды, например: «Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа» [7, с. 19].
От своих младших товарищей дошкольники 4-х – 5-ти лет отличаются особенностью эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное состояние от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. В этом возрасте дети отличаются повышенным вниманием к словам, оценкам и отношению к ним взрослых: услышав похвалу – бурно радуются, на замечание часто реагирует болезненно – вспышками гнева, слезами. Как видно, ранимость ребенка пятого года жизни является особенностью возраста. Достаточно болезненно воспринимается сравнение: «В ситуации соперничества у ребенка возникают сильные эмоции. Это связано с тем, что приходится сравнивать себя с товарищем, оценивая свои возможности, он стремится к достижению личных успехов. Чаще всего эмоции по отношению к сопернику носят негативный характер» [13, с. 42].
Дети пятого года жизни продолжают осваивать социальные нормы, благодаря чему начинают проявлять интерес к правилам поведения. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то из ровесников не выполняет некое требование (например, не помыл руки перед едой) либо делает что-то неправильно (поручение либо не сделал, либо поступил иначе). Попытки уведомить взрослого о происходящем – это не ябедничество, а желание подтвердить, что правила, обозначенные старшими, приняты и соблюдаются. Говоря иначе, он хочет услышать авторитетное мнение о границах, в том числе и в отношении поведения: «чтобы научить детей 4 - 5 лет соблюдать правила поведения, мало объяснить, необходимо постоянно упражнять в соответствующих поступках» [18].
Важным психическим новообразованием на этой стадии развития является умение оперировать в уме представлениями о предметах, их обобщенных свойствах, связях и отношениях между событиями. Изменения объясняются тем, что произошел «переход к наглядно-образному мышлению, так как способность оперировать образами формируется в среднем дошкольном возрасте» [10, с. 224]. Развивающееся мышление пробуждает широкий интерес к окружающему миру, что свидетельствует о проявлении познавательной активности через разнообразие «познавательных вопросов, эмоциональной вовлеченности в деятельность» [15, с. 245]. Нередко дети многократно обращаются с одними и теми же вопросами, чтобы дойти до сути явления. В своих интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации, о чем свидетельствуют вопросы: «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека), профессиональной деятельностью взрослых» [8, с. 81].
Обозначая особенности восприятия, можно сказать что на этом этапе развития характерно видение целостного образа предмета: дети 4-х – 5-ти лет «обычно не замечают даже основных частей, из которых состоит предмет, и их отличительных признаков» [3, с. 17]. Это означает, что они переходят к беспорядочному «выхватыванию» отдельных фрагментов и свойств. Так, например, если ребенку дать ощупать в матерчатом мешочке наручные часы, а потом спросить, как он понял, что это за объект, то будет назван какой-то один признак: «Я узнал часы по колесику» (заводной механизм у часов старого образца). О совокупности признаков не будет сказано ничего. Внимание ребенка пятого года жизни неустойчиво: слушая или рассматривая что-либо, он может быстро отвлечься, если появится более интересный раздражитель.
В среднем дошкольном возрасте становится более точной ориентировка в пространстве благодаря овладению такими понятиями, как «слева», «справа», «от себя», «на себя», спереди», «сзади» и проч. Осознание времени происходит при усвоении существенных признаков: утро – когда встает солнце; день – когда обедают; ночь – когда ложатся спать. Вместе с тем ребенок пятого года жизни в оценке суточных промежутков еще не точен. Основной трудностью является «недостаточный жизненный, особенности мышления; отсутствие наглядной формы времени, его текучесть и необратимость» [12, с. 94]. Ближе к пяти годам дети будут способны сделать элементарные выводы об изменчивости времени на примере смены сезонов (через организуемые взрослыми наблюдениями во время прогулок, через участие в праздниках, проводимых в определенный период года).
В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие речи: «Происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов с помощью сопоставления по созвучию, что нередко приводит к ошибкам» [6, с. 329]. В четыре года ребенок способен освоить количественные отношения, выраженные числительными «мало», «много». Поскольку количество неразрывно связано со счетом, то дети пятого года жизни пытаются строить предложения по той же модели, что содержится в услышанном высказывании. Эта особенность языкового выражения мышления детей подмечена в монографии Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Например, если сказать ребенку, что путешественники шли вчетвером, то он может уточнить: «всколькером?» [9, с. 140]. То есть детское сознание интерпретирует наречие «вчетвером» как окончание, характерное для существительного в творительном падеже, как если бы это были следующие словосочетания: работать плугом, шли с другом, увидеть за домом.
На пятом году жизни проявляется активное стремление к взаимодействию со сверстниками. Дети охотно сотрудничают в практических делах (трудовые действия, уход за животными, растениями). Но наряду с этим все активнее стремятся к познавательному, интеллектуальному общению, которое реализуется в игре. Следует обратить внимание на то, что ее содержание претерпевает изменение. Если дети четвертого года жизни только начинают осваивать сюжетно-ролевые игры, то дети пятого уже способны принять на себя 3, а то и 4 игровые роли: «ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо» [20, с. 64]. Примечательно еще одно новообразование возраста: «Ребенок может «выйти из роли», чтобы договориться о чем-то со сверстником» [6, с. 329]. Обсуждение игры может касаться изменения намеченной сюжетной линии, вплоть до отхода от нее. Когда реальное действие становится невозможным (например, перелет в разные концы земного шара), оно осуществляется в воображении и одновременно подчеркивается вербально: «Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать» [6, с. 370].
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что средний дошкольный возраст – это этап жизни между 4-мя и 5-ю годами. Происходит активное освоение окружающего мира за счет возрастающих физических возможностей и развития психических процессов. Дети пятого года жизни усваивают социальные правила и нормы, умеют сравнительно хорошо говорить, стремятся понять, как устроена окружающая действительность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2) Беляева Е.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе в процессе обучения биологии: раздел «Животные»: дисс. канд. пед. наук. – М., 2014. – 207 с.
3) Бочкарева Е.А. Играем – развиваемся: методич. пособ. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 104 с.
4) Вдохновение. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. И.Е. Федосовой. – М.: Национальное образование, 2015. – 368 с.
5) Ворошилова В.М. Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. №4(24). – С. 72-76.
6) Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного образования. В 3-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.
7) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
8) Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. Л.А. Парамонова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
9) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
10) Клепова Н.В. Особенности мышления детей среднего дошкольного возраста // Наука и образование: теория и практика: матер. науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2016. – С. 218-227.
11) Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2015. – 174 с.
12) Минибаева Э.Р. Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т.8. – №3(28). – С. 93-95.
13) Николаева В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2019. – №1. – С. 40-45.
14) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333 с.
15) Печёркина Н.М. Развитие познавательной активности детей 4-5 лет // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сб. науч. трудов. –2015. – № 2. – С. 241-247.
16) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2014. – 168 с.
17) Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие. – М: Академия, 2014. – 136 с.
18) Сотова Е.В. Возрастные особенности развития детей 4-5 года жизни // Дошколёнок.ру. – Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/ vozrastnye-osobennosti-razvitiya-detej-4-5-goda-zhizni.html. – Дата обращения: 06.12.2020.
19) Степанова Е.А. Особенности социализации дошкольника в современных условиях // Проблемы современной науки и образования. – 2016. №40(82). – С. 107-108.
20) Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. для студ. – 10-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 368 с.