Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что непосредственно поддержка семьи и детей, всемирная охрана их интересов считается важнейшим принципом, как в отечественном, так и в международном праве. Для реализации данных принципов необходимо наличие в правовой системе страны собственного механизма его реализации, закрепленного в нормах права. Особую актуальность в связи с этим приобретают нормы права, гарантирующие защиту семьи государством.
В ст. 7 Конституции РФ перечень гарантий социальной защиты начинается с тех, которые имеют направленность на сохранение здоровья и семьи как фактора, определяющего способность к самостоятельному жизнеобеспечению. Иные гарантии обладают социально-обеспечительной природой, исходят от государства и охватывают государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и пособий. Такой подход к распределению социальных рисков обусловливает формирование многоуровневой системы защиты от них, включающей ее обязательные и факультативные формы. Это согласуется с ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, предусматривающей стимулирование добровольного социального страхования и дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Государство охраняет частные интересы тех участников семейно-правовых отношений, реализация которых способствует удовлетворению публичного интереса. При обеспечении социальной безопасности семейно-правовыми связями государство применяет императивные методы правового регулирования.
Объектом исследования являются общественные отношения, входящие в состав механизма конституционно - правовой защиты института семьи в РФ.
Предмет исследования включает в себя общие закономерности, понятия, признаки, принципы, юридические и иные средства, методы, в комплексе и системно определяющие сущность и содержание механизма конституционно - правовой защиты института семьи.
Целью данной работы является комплексное исследование механизма конституционно - правовой защиты института семьи.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть конституционно-правовой статус семьи: понятие, общая характеристика;
• Исследовать защиту семьи как конституционно-правовая категория: понятие и содержание;
• Проанализировать современные конституционно-правовые гарантии государственной охраны и защиты семьи с учетом поправок в Конституции РФ 2020 года;
• Изучить особенности реализации и охраны конституционных прав и законных интересов человека и гражданина в сфере семейных отношений;
• Определить пути совершенствования механизма защиты семьи в России.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Конституционно-правовое регулирование охраны и защиты семьи в РФ
1.1. Конституционно-правовой статус семьи: понятие, общая характеристика
В России конституционная норма о защите семьи появилась далеко не сразу. Так, в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г. было продекларировано только то, что женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Конституционно – правовые нормы, посвященные защите института семьи появились сравнительно недавно. При этом в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. была зафиксирована норма, предоставляющая женщине равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
В Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 38).
Характеризуя конституционный статус и законодательное оформление семьи в Российской Федерации, Ю.А. Дмитриев указывает на то, что в статье 38 (ч. 1) установлено конституционное право человека на создание семьи, но при этом в ограниченном варианте, так как речь идет только о защите; Семейный кодекс РФ закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54).
Исходя из того что семья - это объект, а не субъект правового регулирования, то тогда лица, как входящие в состав семьи, так и желающие это сделать, обладают самостоятельными правами и обязанностями по поводу данного объекта во взаимоотношениях с государством. Вместе с тем Конституцией РФ вовсе не установлено право на семью: ни на ее создание, ни на право ребенка жить и воспитываться в семье. То есть рамки предполагаемой защиты субъективны и полностью зависят от усмотрения законодателя.
Предложение о необходимости законодательного определения понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение, прозвучало в отечественной юридической литературе более 15 лет назад. Новые аргументы в пользу такого решения предлагаются современными авторами и по настоящее время. Так, по мнению Т.В. Шершень, «законодательное закрепление определения понятия семьи необходимо, оно обусловлено как практической, так и теоретической целесообразностью, созданием эффективного механизма правовой охраны семьи, обеспечивающего стабильность и устойчивость семьи в российском обществе и государстве».
Тем не менее до настоящего времени в российском законодательстве отсутствует четкое и однозначное понимание не только понятия «семья», но и производного от него понятия «член семьи».
Семейное законодательство о лицах, признаваемых членами семьи. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство регулирует «личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами». Таким образом, несмотря на отсутствие в тексте СК РФ обособленной дефиниции понятия «член семьи», на основании ст. 2 этого Кодекса можно установить, что к числу таковых относятся:
- супруги;
- родители и их дети (в том числе усыновленные).
Сложившаяся в Российской Федерации к настоящему времени система правового регулирования обусловливает необходимость достаточно сложного алгоритма правоприменения при разрешении споров, связанных с необходимостью применения дефиниций понятий «семья» или «член семьи».
При этом вполне очевидно, что путь дополнения текста отраслевого законодательства собственных дефиниций понятия «член семьи» не является эффективным способом решения существующей проблемы.
В научной литературе не выработано однозначного понятия «семья», однако позиции авторов близки. Под семьей понимается:
1) группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами;
2) круг лиц, которые связаны личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака; малая социальная группа, объединяющаяся на основе родства, которая функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психических и культурных отношений и связей;
3) группа лиц, существующая на основе брака, родства, принятия детей на воспитание и характеризующаяся общностью жизни, интересов, взаимной заботы;
Выявление же нормативного содержания понятия «семья» в процессе абстрактного толкования органами правоприменения, в том числе и Конституционным Судом РФ, следует рассматривать как вторжение в компетенцию законодателя.
Думается, что общая формулировка понятия семьи вполне может быть внесена в текст Конституции РФ и Семейного кодекса РФ. При этом на определенный переходный период дефиниция в отношении, как базового понятия «семья», так и производного от него - «член семьи» может допускать возможность ее дополнительной конкретизации на уровне отраслевого законодательства.
1.2. Защита семьи как конституционно-правовая категория: понятие и содержание
Наиболее существенными для всех людей из конституционных ценностей являются семья и брак, находящиеся под особой защитой государства. Семья всегда была и остается одним из важных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала института брака и семейных ценностей, их активной роли в жизнедеятельности российского общества имеет непосредственное отношение к социально-политическому, психологическому, правовому развитию российского государства. По пессимистическим прогнозам, к 2050 г. в России останется лишь 92 млн человек. Такие прогнозы не могут не вызывать озабоченности, прежде всего относительно развития истинных брачно-семейных ценностей, семейных традиций и морально-этического развития членов семьи. Поэтому представляется необходимым уделять особое внимание развитию ценности и повышению авторитета именно брачных отношений, создания семьи посредством традиционной формы заключения брака в органах государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16,
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1 // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
6. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 48.
7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 7) // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4344.
8. Постановление ЕСПЧ от 22 марта 2012 г. Дело «Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба N 30078/06) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012. N 6.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П // Собрание законодательства РФ, 06.10.2014, N 40 (Часть III), ст. 5489.
10. Определения Конституционного Суда РФ: от 9 июня 2005 года N 248-О; от 23 апреля 2015 года N 1075-О; от 10 февраля 2016 года N 224-О // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 года N 26-О // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 года N 12-П // СПС «КонсультантПлюс».
13. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 135-О // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 496-О // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2019 N 2488-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1518-О // СПС «КонсультантПлюс».
17. Альбиков И.Р. Тенденции развития кризиса института семьи в современной России // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 2.
18. Блохин П.Д. «Вавилонское столпотворение»: комментарий к практике автономного толкования норм Европейской конвенции и российской Конституции // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. N 6. С. 106
19. Бойцова Е. Пять причин, по которым ребенка после развода могут оставить с отцом. URL: https://www.klerk.ru/law/articles/448111/ (дата обращения: 06.12.2020).
20. Булаевский Б.А. Концепция совершенствования семейного законодательства как необходимость // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 43.
21. Дмитриев Ю.А. Конституционный статус и законодательное оформление семьи в Российской Федерации // Закон. 2010. N 1. С. 27.
22. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
23. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997. С. 2.
24. Косенко Е.В. Средства и методы научного познания семейного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. N 3. С. 108.
25. Косова О.Ю. О концептуальной основе развития российского семейного законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 36.
26. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
27. Левушкин А.Н., Ершова Е.В. Реализация нравственных начал в принципах российского семейного права при компенсации морального вреда // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. N 3. С. 83.
28. Левушкин А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств - участников СНГ: Монография. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2013. С. 17.
29. Лунина Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.
30. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М., 1981. С. 618.
31. Орлова М.А. Принцип равенства супругов в области репродуктивных прав: теория и практика // Власть закона. 2011. N 4. С. 149.
32. Палькина Т.Н. Личные неимущественные права и нематериальные блага в гражданском и семейном праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 28.
33. Семейное право: учебник для СПО / под ред. Е.А. Чефрановой. 4-е изд., перераб., и доп. М.: Юрайт, 2018. С. 28.
34. Судья ЕСПЧ Дедов уточнил свою позицию по вопросу однополых браков // Интерфакс. 2018. 30 ноября. URL: https://www.interfax.ru/russia/640180 (дата обращения: 06.07.2020).
35. Устинова Н.А. Проблемы реализации норм международного права, регулирующих женский труд в РФ // Актуальные вопросы современного российского права: сб. материалов Межвузовской общероссийской научно-практической конференции, 20 апреля 2012 г. / отв. ред. М.В. Торопов. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2012. С. 104.
36. Худояров Б.Т. О некоторых вопросах применения норм материального и процессуального права в семейно-правовых отношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 165.
37. Чуева Д.И. Однополые браки в США и России: подходы к регулированию сквозь призму судебного толкования // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. N 3(124). С. 92 - 102.
38. Шершень Т.В. О праве на семью и проблеме определения понятия семьи в современном российском праве // Семейное и жилищное право. 2010. N 6. С. 14 - 17.
39. Шершень Т.В. Основные начала семейного законодательства России // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2008. N 4. С. 88.