Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению богатства накопленного обществом социально - исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности, и способов индивидуального и группового поведения.
Ребенок начинает в значительной мере самостоятельно строить свою собственную деятельность, строить взаимоотношения с другими людьми. Игра является важнейшим источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Именно поэтому педагог, работающий с дошкольниками, должен продуманно относиться к планированию и проведению сюжетно-ролевых игр.
При правильном педагогическом подходе игра может стать не только развлечением, но и основным средством познавательного развития детей дошкольного возраста.
Степень научной разработанности проблемы. Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) в своих исследованиях раскрыли стадии развития игровой деятельности, показали значение каждой из них для полноценного развития ребенка.
Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д. Б. Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры.
Объектом исследования является современная практика организации игровой деятельности.
Предметом исследования является особенности воспитания детей в игровой деятельности.
Цель работы – изучить современную организацию игровой деятельности в детском саду.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику игровой деятельности.
2. Выявить значимость игры для дошкольников.
3. Раскрыть современные виды игровой деятельности.
4.Определить организацию игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.); обще дидактические положения о формировании умений и навыков (А.Е. Дмитриев, В. А. Крутецкий).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1. Общая характеристика игровой деятельности
Игра – это то, что отражает отношение человека, его личности к окружающему миру, к тому, что составляет его жизнь в целом и в частностях. Игровая деятельность – это не только основная деятельность для дошкольного возраста, она привлекательная для любого возраста, и как для подростка, так и для молодежи [1].
Педагог в дошкольном учреждении, с помощью игры вполне может развивать процессы: познавательные, обучающие. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Он учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия.
Игра позволяет понять, насколько необходимо влиять на окружение, изменять его. Игра позволяет понять человеку, что можно создать определенные условия для того, чтобы изменить что-то иное уже в окружающем реальном мире. Идет формирование необходимости влияния на мир. Формирование предпосылок игровой деятельности.
В середине игрового сюжета самостоятельность человека безгранична, она может заглядывать в будущее, возвращаться в прошлое, повторять одно и то же действие, приносящее удовлетворение, позволяет ощутить себя желанным, всемогущим, значащим. [16]
Для детей дошкольного возраста игра становится наиболее красочной и живой. Он уже применяет воображение и фантазию, использует уже наработанные навыки процессуально-бытовой игры, но на новом качественном уровне. Как метко подчеркнул Д.Б. Эльконин, известный отечественный исследователь детской игры, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенное переживание[23].
Сложно переоценить значение игры для становления личности. Л.С. Выготский не случайно называет игру «девятым валом детского развития». [4, с.37]
В классической сюжетно-ролевой игре важно творчество. Творчество вплетено в игровую деятельность; при этом для дошкольника большее значение имеет процесс игры, а не её результат. Одно из основных условий создания атмосфер, которая побуждает к творчеству, - «эмоциональное поглаживание» [6].
В дошкольном возрасте ребенок от процессуально–бытовой игры переходит к более сложному виду игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра.
«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками» [20, с.26].
Сюжетно ролевая игра состоит и нескольких основных элементов: сюжет, содержание игры, ситуация, роли, атрибуты. Рассмотрим эти элементы чуть подробнее, так как они проходят через любую форму сюжетно-ролевой игры: как театрализованную, классическую, спортивно-соревновательную и т.д.
Сюжет является основным элементом сюжетно-ролевой игры. Без него не будет игры. Это область деятельности, которую воспроизводят дети. В процессе игры ребенок старшего дошкольного возраста воспроизводит взаимоотношения, события и действия из жизни, причем его игровые действия (строить дом, готовить пирожки, осматривать пациента и т. п.) являются главными средствами, при помощи которых он реализует сюжет. Игры имеют различные сюжеты. [2, с.26]
У дошкольников наиболее популярны игры-инсценировки. Дети выбирают себе определенные роли и исполняют их по определенному сюжету, который придумали самостоятельно или воспользовались сюжетом, который приглянулся в недавно прочитанной книге, сказке. Педагог в дошкольном учреждении может научить детей исполнению таких ролей: ходить, как дедушка, говорить голосом хитрой лисы, шагать, как большой медведь.
По сути, дети начинают играть в театр, и происходит интегрированный процесс «игра в игре». Ребята могут показывать инсценировки другим детям, более младшего возраста. Из других групп. При этом если есть еще возможность наряжаться в костюмы, они сами могут создать себе образ и нарядиться в костюм. Иногда создавая роль, исходя из самого костюма, и его элементов.
Относительно новая форма игр - театрализованные игры. Игры, в которых требуется постановка и педагогу нужно объяснить. Что у всякой показательной театрализованной игры должен быть какой-то конец, пусть даже сериальный. Поэтому важно подсказывать на некоторых этапах, по каким сказкам можно играть, знакомить с небольшими произведениями, которые легко можно отыграть. Это своеобразные игры – этюды.
Следующая категория игр – это спортивные игры-соревнования. Они тоже относятся к творческим сюжетным играм, но имеют некоторые ограничения в действиях, но никак не в воображении и применении способностей.
Для углубления представлений детей, пробуждения у них интереса к художественной игре, вызова определенных эмоций, требуется дополнять наблюдения жизни художественными образами. В старшем дошкольном возрасте картина, книга стают важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально ребята воспримут данные литературно-художественные образы, насколько глубоко осознают идею произведения,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. / Н.Ю. Венгер. - Дошкольное воспитание. – 2015. - № 11. – С.32-38.
2. Вераксы Н.Е. Комарова Т.С., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Н.Е. Вераксы [и др.]; ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 352 с.
3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016. – 248 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2015. – 93 с.
5. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх / Р.И. Жуковская. // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 10. – С.24-26.
6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/ Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2016. - № 2. – с.54 – 58.
7. Иванова М.К. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / М.К. Иванова, Ю.А. Шишмарева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 41-44.
8. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада/ Т. Г. Казакова. –М.: Просвещение, 2015. – 192с.
9. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 160 с.
10. Косенко Н.Т. Формирование активности в игре/ Н.Т. Косенко // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 12. – С.20-22.
11. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации /А.В Молчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 544 с.
13. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 480 с.
14. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 128 с.
15. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 2016. – 302 с.
16. Русакова, Т.Г., Олекс, А.А. Диагностика взаимодействия младших школьников в условиях коллективной художественно-творческой деятельности/ Т.Г. Русакова, А.А. Олекс //Современные проблемы науки и образования. №6. 2016.
17. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – №2. – С. 51 – 55.
18. Симановский А.Э. Развитие мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 192 с.
19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]; Учебник, 2007. – 78 с.
20. Соловьева, О.М. Психология развития творчества / О.М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 748 с.
21. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
22. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2014. – 159 с.
23. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры / В сб. Психология и педагогика игры дошкольника. – М..2015. – С. 218-238.