Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы в системе современного отечественного образования заставляют педагогов искать новые и приносящие всё более ощутимые результаты, средства и методы учебно-воспитательного процесса.
Все эти начинания, в полной мере коснулись и дошкольное образование. Ведь не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделил дошкольное образование в первую ступень образования. Ведь именно в период, предшествующий школьному обучению, у детей происходит формирование первых представлений об окружающем его мире. Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является развитие у детей познавательной сферы, частью которой является формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов, позволяющие детям познавать окружающий мир.
Правильно сформированные на начальном этапе геометрические представления способствуют дальнейшему успешному обучению в школе.
Изучению проблемы развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Важный вклад внесли основоположники мировой педагогики О. Декроли, Я.А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель и др. Они впервые разработали всевозможные упражнения и дидактические игры, с помощью которых можно знакомить детей с различными свойствами и признаками предметов и геометрических фигур.
В рисовании, аппликации, конструировании и лепке ребёнку необходимо использовать эталоны формы. Т.С.Комарова, Е.И. Корзакова, Н. П. Сакулина и др. указывали, что создание изображений и точная передача формы предмета невозможны без овладения ребёнком «формообразующими движениями». Н.Ф. Астаськова, Л. А. Венгер, С. Каур, В.П. Сохина и др. подчеркивали значение конструктивной деятельности для развития зрительного анализа формы. Ими были даны рекомендации по формированию эталонных представлений о форме предметов в отдельных видах продуктивной деятельности.
Разработана система занимательных задач и дидактических игр-развлечений, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников.
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью. В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития дошкольников.
2. Выявить особенности восприятия детьми раннего возраста геометрических фигур и форм предметов.
3. Проанализировать методику формирования у дошкольников геометрических представлений в процессе дидактических игр.
4. Провести анализ программ ДОО по разделу «Геометрические представления.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития дошкольников
Младший дошкольный возраст – от трех до четырех лет – важный период в развитии детей. В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстников. Формирование данных навыков происходить более благополучно в критериях подходящего педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в данном возрасте, нравственный навык, который они скапливают, будут почвой их последующего нравственного развития.
В возрасте от трех до четырех лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. «К трем годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения»1.
Его общение становится более самостоятельным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять эту же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте2.
Игра оказывает значительное влияние на ребенка. Прежде всего в игре дети учится общаться с друг другом, подчинятся правилам и управлять своим поведением.
Ведущей особенностью игры считается ее условность: выполнение 1-го воздействия с одним объектом предполагает атрибуцию иных поступков с другими объектами. Главным содержанием игровой деятельности младших дошкольников считаются манипуляции с игрушками и предметами.
Длительность игры в этом возрасте очень мала. Младшие дошкольники ограничены игрой с одной или же 2-мя ролями. Игры с правилами в данном возрасте лишь только начинают формироваться3.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, который имеет много общего с детьми предыдущего этапа и который требует особого осторожного и внимательного отношения со стороны взрослых, но в то же время у него есть качественно новые возможности в овладении навыками, в формулировании идей, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. Для детей трех лет свойственна интенсивная забота к выполнению работы без поддержки взрослого человека, проявление примитивных типов вербальных суждений о находящейся вокруг среде, формирование новых форм отношений, постепенный переход к групповой форме игровой деятельности.
Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Ребенок уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.
Дети третьего и четвертого года жизни очень нуждаются в любви, внимании со стороны взрослых, стремятся к близости с педагогом. Дети по-прежнему в значительной степени зависят от взрослых. Это связано с отсутствием элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с другими4.
К трем годам произошли качественные перемены в росте независимости. Это позволяет педагогу предъявлять детям более высокие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 5.
2. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и детского сада : учеб. пособие. М.: Владос, 2008.
3. Белошистая А.В. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. - С. 22-27.
4. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология: научное издание М.: Педагогика-Пресс, 1999.
6. Евдокимова Н. Н. Геометрия: теория и примеры / Н. Н. Евдокимова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
7. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптация детей в ДОУ: практич. пособие М.: Айрис-Пресс, 2006
8. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В. А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002.
9. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: методическое пособие к рабочей тетради / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004
10. Микляева Н. В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014
11. Михайлова З. А. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ЛНПК «АРК», 1999
12. Михайлова, З.А. Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов // Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. — М.: Центр педагогического образования, 2008. – С.117
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
14. Павлова Л.И. Теория и методика развития математических представлений у детей: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: МПГУ, 2017.
15. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1 и 2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2014.
16. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений: средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2012. – 109 с.
18. Удальцова Е.И. Дидактические игры в обучении и воспитании детей-дошкольников / Е.И Удальцова. – М.: Просвещение, 2012. – 103 с.
19. Царёва Н.А. Форма. Цвет. Размер. 3–4 года / Н.А. Царёва. – М., 2017. – 32 с.
20. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2015. – 213 с.