Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическая часть. Определение организационной структуры управления (ОСУ). Ключевые понятия структуры управления. Элементы организационной структуры управления. Принципы формирования структур и их реализация. Бюрократический тип структур и ее ключевые концептуальные положения. Виды бюрократических структур управления. Органический тип структуры управления и ее отличие от бюрократических структур. Свойства органических структур. Виды органических структур управления
Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.
Социально-экономическая обстановка в стране, увеличение требований со стороны законодательства, увеличение давления со стороны конкурентов и многие другие причины внешнего и внутреннего воздействия приводят к тому, что организация должна быть адаптивной, гибкой, экономичной. В связи с тем, что организация должна быстро приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям, возникает необходимость в системности и сгруппированности внутренних элементов, что влечет за собой построение гибкой, оптимальной организационной и управленческой структуры1.
На сегодняшний день существует огромное количество определений организационной и управленческой структуры. В общем понимании, организационная структура представляет собой совокупность системных, организационных единиц, каждая из которых выполняет определенный круг задач и работ. Организационная структура выступает основополагающим звеном в системе управления, позволяя систематизировать, рационализировать и упорядочивать процесс управленческих воздействий, направленных на осуществление контрольных, координационных функций и общих функций управления.
Организационная структура – определенная упорядоченность элементов (ответственность, задачи, цель, роли), которая создает возможности для осуществления деятельности, развивается в зависимости от стратегии.
Таблица определений понятия «организационная структуры» представлена ниже (Таблица 1)2.
Таблица 1 - Таблица определений понятия «организационная структура» (разработано автором)
Ученый-экономист,
автор
Авторское определение понятия «организационная структура»
Суровцева Н.Г.
Комплекс элементов, которые взаимодействуют друг с другом и
окружающей средой
Сысоева В.И.
Одна из форм жесткого разделения и систематической кооперации деятельности управленческого характера, в процессе
существования которых реализуется управленческий процесс, главной целью которого является достижение целей и задач
Самофалов В.И.
Структура, отражающая совокупность подцелей и формирующая одну из форм разделения труда, которая закрепляет принцип разделения управленческого действия на ряд четко определенных функций
Горбунов А.Д.
Совокупность взаимосвязанных, четко упорядоченных, устойчивых элементов, целью которых является обеспечение должного развития, систематического функционирования организации, представляющего собой единое целое
Акофф Р.Л.
Совокупность профессионально-социальных образований специалистов, отвечающих за реализацию задач и целей,
сформированная на основе функционального разделения труда
Короткова Т.Л.
Один из инструментов политики управления, предусматривающий регламентацию взаимосвязей подразделений организации в соответствии с распределением функциональной ответственности, которая закреплена в официальных локальных нормативных актах
Козлова О.В.
Обобщенный состав и соподчиненность, взаимосвязанность, ответственность структурных организационных единиц, которые призваны выполнять ряд определенных функций в общей системе управления организацией
Ожегов С.И.
Внутреннее устройство организации, выстроенное в соответствии в
четко определенным порядком расположения структурных единиц
Таким образом, организационная структура представляет собой целостную, системную, упорядоченную, специализированную совокупность системных, взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимозависимых организационных единиц системы управления, в результате взаимодействия которых формируются логические взаимоотношения информационного характера, основанные на специализации, координации, а также направленные на обеспечение бесперебойного функционирования организации в соответствии со стратегией развития. Иными словами, значение организационной структуры заключается в: эффективном функционировании организации; обеспечении координационных и контрольных мер; четком разделении труда, определении функций и задач, стоящих перед сотрудниками, подразделениями и организацией; определении корпоративной политики и взаимоотношений.
Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.
Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).
При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.
Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников3.
Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:
управление (человек, группа людей, принимающих решения),
правила работы,
бизнес-процессы,
формальное и неформальное распределение труда.
Внутренние факторы, влияющие на организационную структуру, подразделяются на: человеческие, организационные, технологические, производственные, экономические. Организационный фактор охватывает общее устройство и принципы работы организации. Человеческий фактор охватывает общие принципы работы с персоналом и взаимоотношений, взаимодействия персонала и руководства. Технологические факторы отражают уровень технического обеспечения и типы технологических установок. Производственные факторы отражают уровень производственной составляющей, организацию сбыта и масштаб производства. Экономический фактор отражает финансовую составляющую (бюджет, система экономического распределения и т.д.).
Внешние факторы, влияющие на выбор, оптимизацию, совершенствование организационной структуры, делятся на две больших группы: факторы опосредованного (законодательно-правовые, социально-экономические, организационные, экологические, политические, социокультурные и факторы научно-технического прогресса) и прямого воздействия (конкуренты, местное бизнес-сообщество, заказчики, акционеры, поставщики ресурсной составляющей и т.д.).
Факторы опосредованного воздействия влияют на организационную структуру косвенно, и, как правило, данные факторы более сложны по своей структуре, форме. Факторы прямого воздействия, напротив, оказывают большее влияние на формирование организационной структуры.
Таким образом, организационная структура представляет собой систематически организованную форму кооперации и функционального разделения организационного управления, в общем виде направленную на решение общеорганизационных задач, достижение общей цели.
Организационная структура должна соответствовать требованиям и характеристикам, предъявляемым в соответствии с оказываемыми воздействиями внутренней среды, требованиями внешней окружающей среды и общими тенденциями развития. Внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование, оптимизацию, совершенствование организационной структуры оказывают непрерывное воздействие различной степени. Непрерывное воздействие тех или иных факторов приводит к тому, что организационная структура должна быть гибкой и структурной, реагировать на изменения. Реагирование на изменения и, как правило, непрерывное развитие организационных структур – это не цель, а одно из самых главных требований эффективного существования любой организации.
Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.
Что дает правильно выстроенная оргструктура:
четкое понимание порядка принятия решений и взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками;
увязка всех рабочих процессов и их участников;
группировку структурных единиц по определенным характеристикам;
отсутствие дублирования каких-либо функциональных обязанностей;
распределение полномочий и обязанностей между работниками, имеющими определенные профессиональные знания, навыки и опыт;
формирование перечня необходимых сотрудников, уровня их квалификации, должностных обязанностей.
Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.
Основные виды:
линейная,
функциональная,
линейно-функциональная,
дивизиональная,
рыночная,
матричная4.
Фрагмент для ознакомления
3
Список рекомендуемой литературы
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 192 c.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 239 c.
3. Василенко Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 415 с.
4. Голыкин А.М. Стратегическое управление персоналом: учебное пособие. - М.: Дело, 2017. - 384 c.
5. Дементьева А.Г. Управление персоналом: учебник. - М.: Магистр, 2017. - 287 c.
6. Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
7. Ивановская Л.В. Управление персоналом организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 695 c.
8. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 229 c.
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова. - М.: РИОР, 2017. - 288 c.
10. Колесникова М.Н. Управление персоналом библиотеки: учебно-практическое пособие. - СПб.: Профессия, 2017. - 192 c.
11. Куприянчук Е.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 255 c.
12. Литвинцева Е.А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах: учебное пособие. - М.: РАГС, 2016. - 124 c.
13. Лукичева Л.И. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2018. - 263 c.
14. Максимова Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 256 c.
15. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 492 c.