Фрагмент для ознакомления
2
Большое значение имеет не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала (принципы), на основе которых осуществляется их использование.
Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Влияние принципов на правовой статус личности велико. Во-первых, принципы универсальны, они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. Во-вторых, принципы правового статуса личности находят закрепление непосредственно в Основном Законе государства - Конституции РФ.
Права человека как одна из наиболее сложных сфер в жизни общества требует постоянного мониторинга состояния их соблюдения и защиты.
Правами человека охватываются все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, экологическая, правовая, культурная), и от состояния в них зависит и состояние прав человека, выражающееся в интегративном показателе - качестве жизни.
В этой сфере общественных отношений сталкиваются интересы различных сторон (субъектов), а многие аспекты прав регулируются не только установленными правовыми нормами, но и нормами морально-нравственного характера. Эти две разновидности регуляторов управления общественными отношениями зачастую не совпадают, что ведет к возникновению противоречий в обществе (этические нормы прежде всего не должны позволять членам общества совершать аморальные поступки, даже если они и не противоречат действующим правовым нормам). Приверженность к данному регулятору общественных отношений касается как государства и власти, так и граждан.
Ряд внешних и внутренних обстоятельств может повлиять на сложившееся на данный период времени соотношение и привести к его изменению (к ним относятся, например, состояние войны, неблагоприятная или угрожающая международная обстановка; международные финансовые кризисы, стихийные бедствия, техногенные катастрофы; обострение противоречий внутри общества и другие обстоятельства, вплоть до географических условий и наличия природных ресурсов в том или ином регионе страны). Будучи весьма чувствительной к внешнему воздействию, сфера прав человека часто подвергается такому воздействию в целях дестабилизации внутренней обстановки государства. Так, риторика и спекуляции по поводу прав человека использовались начиная с 1980-х годов для смены режимов в различных государствах, в том числе и принадлежавших к странам Варшавского договора. Изменения соотношения внутри системы конституционных прав могут приводить к изменению как правовых норм обеспечения прав человека, так и материальных ресурсов для их реализации. Под влиянием тех или иных обстоятельств приоритеты в рамках правоотношений в системе «государство - общество - личность» могут меняться в пользу одного из субъектов за счет других.
Теория прав человека является продуктом западной цивилизации, а поэтому интерпретация ее положений принадлежит, по убеждению экспертов-либералов, только западным институтам, дает им право другие интерпретации этих положений трактовать как не соответствующие самой природе прав человека и поэтому требующие осуждения и принятия соответствующих мер. В силу этого интерпретация прав человека должна коррелировать и соответствовать традиционным ценностям российского общества во избежание развала российской цивилизации, как это случилось с СССР. Актуальность названной проблемы подтверждается масштабным проникновением в наше общество западных ценностей.
Важно оценивать конституционные права человека в их внутреннем единстве с системой органов государственной власти в Российской Федерации (при этом они должны быть согласованы с социально-экономическими, культурными показателями развития страны как демократического правового государства), а также с общепринятой оценкой их соблюдения со стороны международных организаций.
Указанные обстоятельства в настоящее время далеко не в полной мере учитываются как в теоретическом, так и в практическом отношении, хотя и теория прав человека, и практика их реализации позволяют идти по пути совершенствования этих направлений. Они же позволяют выделить определенные группы прав и обязанностей, объединив их в единую систему.
1.2. Социально-экономические права
Родовая общность социальных прав во всем разнообразии явлений, обнимаемых этим просторным понятием, подтверждается не вполне, и не все, что ими зовется, относится собственно к правам человека и гражданина, тем более к неотчуждаемым правам. Среди них встречаются инверсии и противоположности прав, включая обременения экономической свободы, учиняемые для общей пользы, а также основания таких обременений. Социальными правами называют и просто социальные блага, если они кажутся пригодными к тому, чтобы стать предметом права. К ним примыкают и гарантии - всевозможные условия и средства, объективно способные или намеренно предназначенные обеспечить признание, осуществление, защиту прав и притязаний на различные блага. Обычно к понятию социальных прав присоединяют отнесенные к ним обязательства государства, работодателей, пенсионных фондов и других субъектов, включая обязанность использовать власть по тем направлениям деятельности и областям отношений, где обращаются притязания на благополучие, на доступ к вещественным ценностям и распространенным услугам в жизнеобеспечении человека. Во исполнение таких обязанностей время от времени устанавливают права на те или иные социальные блага.
Социальные права направлены на повышение качества жизни, реализацию принципа социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), и эффективного инвестирования в человека - главного субъекта социально-экономических и публичных отношений. Социальные права включают в себя права на защиту семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ); на социальное обеспечение и социальную защиту, на достаточный уровень жизни (ст. 39), трудовые права (ст. 37), жилищные права (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
С социальными правам человека и гражданина корреспондируют конституционные обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
В основу реализации социальных прав положены конституционные ценности российского общества - идеалы добра, справедливости (правды, честности, направленных на недопущение подмены понятий, умышленного или неосторожного введения в заблуждение как отдельных граждан, социальных групп, так и всего общества, против манипуляции массовым сознанием с использованием двойных стандартов).
К числу конституционных ценностей, отражающих актуальность социальных прав, также могут быть отнесены достойная жизнь и повышение качества жизни большинства населения Российской Федерации, которое составляет демографическую основу государственного суверенитета. В этой связи социальные права человека выступают индикатором качества жизни людей (повышение качества жизни является национальным интересом в соответствии с Указом). На государство возлагается обязанность создавать гарантии физического существования человека и минимального качества жизни (обеспечение продовольствием, жильем, охрана здоровья) в соответствии с принципом справедливости (справедливого распределения доходов, обеспечения социальных, экономических, культурных прав). Для этого необходимо установление государством адекватного минимального набора параметров качества жизни, физического существования человека, в том числе заработной платы, доходов, размеров домашних хозяйств, потребительских расходов на продовольствие, жилье, охрану здоровья, образование и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1 // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 // Российская газета, N 248, 17.11.1992.
5. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6423.
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.
9. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
10. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
11. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 7) // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4344.
12. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
13. Постановление Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения» // Российская газета, N 181, 17.08.2015.
14. Приказ Минкультуры России от 23.12.2016 N 2902 «О передаче музейных предметов, являющихся федеральной собственностью, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, из фондов Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» в безвозмездное пользование православной местной религиозной организации Приход Сампсониевского собора г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 N 13-П // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, N 25, ст. 3206.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2016.
17. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2737-О-Р // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2016.
18. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. N 51-АПГ16-23 «Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 14.09.2016, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.03.1999 N 60 «Об утверждении Списка вновь выявленных памятников истории и культуры Алтайского края» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Российская газета. 2004. 7 декабря; 2015. 13 июля.
20. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.
21. Болдырев В.А. Система регистрационных действий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С. 81.
22. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
23. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 3. С. 18.
24. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.
25. Дымова Л. Госрегистрация: «мотивы» для отказа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2016. N 35. С. 23.
26. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
27. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7.
28. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. С. 46.
29. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 196.
30. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
31. Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12. С. 56.
32. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. С. 28.
33. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. N 5. С. 27.
34. Суховская М.Г. Отказ в госрегистрации юрлиц и ИП: как избежать // Главная книга. 2016. N 20. С. 79.
35. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 34.
36. Чекоткова А.В. Особенности реализации и ограничения права на доступ к культурным ценностям (на примере религиозных культурных ценностей) // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 16.