Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные школьники, начиная обучение в образовательном учреждении, уже вполне легко умеют обращаться с гаджетами и компьютерной техникой, которые, по сути, могут заменить им собственный ум и мышление.
Поэтому можно сказать о том, что у данной категории детей нет выраженной мотивации на развитие мыслительных операций, что становится серьезной психолого-педагогической проблемой.
Каждый педагог, который работает со школьниками, особенно в самом начале обучения, должен выявить таких демотивированных детей и обратить на них особенное внимание.
Кроме того, важно в школе проводить всестороннюю диагностику развития психических процессов детей, в частности, мышления и его операций.
Каждое новое поколение людей выдвигает собственные требования к школе. Если раньше главной задачей школы было вооружить учащихся фундаментальными знаниями и понятиями, то сейчас задачи общеобразовательной школы иные.
Современная школа требует разработку новых вариантов образования, направленных на развитие интеллектуальных способностей, содействующих развитию приемов умственной деятельности, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Известно, что новообразованием, например, младшего школьного возраста выступает логическое мышление. Учеными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций. Наибольшую важность представляет развитие способности к наблюдению, сравнению, выделению существенных признаков явлений и предметов, классификации, простейшим выводам и обобщениям.
Значение мышления в познании мира младшими школьниками исключительно велико. Это убедительно подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал, что особенно интенсивную мыслительную деятельность учащихся на уроке вызывают сравнение изучаемых фактов, явлений, событий, установление различия и сходства между ними. «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Например, операция сравнения – это прием интеллектуальной деятельности, направленный на выявления сходного и различного в данных объектах. Он является одной из основных операций мышления. В обучении выступает важным приемом познавательной деятельности учащихся.
Использование развитому мышлению в процессе обучения способствует тому, что ученики усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря эффективному мышлению предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и особенных признаках, у учащихся формируются яркие наглядные образы изучаемого, совершается подвижность нервных процессов в коре головного мозга, которая развивает гибкость умственной деятельности.
Таким образом, учебная работа учеников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания учебного материала, укрепляет память и внимание учащихся.
Роль мышления в начальной школе определяется тем, что многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не на столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов. В результате операции сравнения выделяются признаки, значимые для раскрытия сущности понятия, находится общее и особенное.
В настоящее время в психологической литературе уделяется много внимания проблеме развития мышления.
Степень изученности проблемы. Вопрос о методах и формах развития мышления у детей достаточно широко освещен в научной литературе. Этой проблеме посвятили свои труды российские и зарубежные психологи и педагогики.
Однако достаточно сложно найти полноценный материал, который бы характеризовал роль уроков музыки и конкретных музыкальных произведений в процессе формирования мышления у школьников в контексте учебного процесса.
Цель исследования – провести анализ формирования художественно-образного мышления на уроках музыки в процессе изучения симфонического наследия М.И. Глинки.
Объект исследования – художественно-образное мышление.
Предмет исследования – формирование художественно-образного мышления на уроках музыки в процессе изучения симфонического наследия М.И. Глинки.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть проблемы мышления в трудах отечественных психологов.
2. Охарактеризовать виды мышления.
3. Определить особенности художественно-образного мышления.
4. Проанализировать симфонические произведения М.И. Глинки на уроках музыки и их роль в развитии художественно-образного мышления.
База исследования: ГБОУ «Школа № 7» г. Москва.
Гипотеза исследования: предполагается, что прослушивание и анализ симфонических произведений М.И. Глинки на уроках музыки оказывают положительное влияние на развитие художественно-образного мышления у младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ музыкальных произведений, описательный, биографический, историографический, хронологический, сравнение, обобщение, моделирование, проектирование, наблюдение, классификация, тестирование, эксперимент, математико-статистическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен всесторонний обзор психолого-педагогической литературы, которая посвящена проблемам развития мышления у детей. Кроме того, рассмотрен вопрос о влиянии уроков музыки и конкретных музыкальных произведений на развитие мыслительных процессов и операций у школьников.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе анализируется влияние произведений М.И. Глинки на развитие художественно-образного мышления у школьников, определяются основные механизмы развития, что может быть полезно для совершенствования общеобразовательной программы по музыке в средней школе. Кроме того, в курсовой работе проведен формирующий эксперимент и подтверждена экспериментальная гипотеза о положительном влиянии прослушивания и анализа симфонических произведений М.И. Глинки на развитие художественно-образного мышления младших школьников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ
1.1. Проблемы мышления в трудах отечественных психологов
Мышление – высший психический процесс в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успех человека в жизни, ведь от этого зависит умение решать повседневные задачи, достигать поставленной цели.
В психологии мышление понимается как процесс моделирования действительности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление – это обобщенный и косвенный способ отражения реальности .
Многие ученые и философы разных эпох подчеркивали, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и составляют самую суть человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», – заявил Декарт.
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, значение. Мыслительным процессам противопоставляются присущие животным низшие формы познания действительности – ощущение и восприятие.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии .
Итак, многие человеческие постройки имеют не только утилитарное, но и символическое назначение: архитектура здания, его расположение, характер освещения, даже материалы, из которых оно построено, имеют определенное значение .
Мышление имеет одну отличительную черту по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию об объекте, которая не может быть воспринята напрямую. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов как дедукция и аналогия.
В психологии есть несколько типов мышления. Все они как бы представляют собой разные уровни представления реальности, различные уровни абстракции :
1. Зрительно-действенное мышление. Это первичный уровень постижения реальности. В этом случае мыслительные процессы еще не отделены от действий. Человек как бы «думает руками». Такое мышление преобладает у детей до трех лет. Итак, ребенок сравнивает предметы, кладя их друг на друга; синтезирует и анализирует, строит «домик» из кубиков и разбивает игрушки; суммирует и классифицирует кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; его применяют в тех случаях, когда невозможно точно предсказать события: при освоении незнакомой техники, перестановке мебели и т.д.
2. Визуально-образное мышление. Это более высокий уровень постижения реальности. Здесь мыслительные процессы уже опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку больше не нужно прикасаться к нему руками. Такое мышление преобладает у ребенка от четырех до семи лет. У взрослых он проявляется, когда, например, планируют ремонт в квартире: человек уже может заранее представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т.д.
3. Вербально-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими построениями; Такие конструкции иногда могут вообще не иметь визуального образа – это, например, понятия «честность», «ценность» и т.д. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности различных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что маленькому ребенку такое мышление недоступно, так как в раннем возрасте человек еще не накопил достаточного количества образного материала.
Любое мышление реализует определенный набор процессов, обеспечивающих познание окружающего мира :
– сравнение – сравнение предметов и явлений, выявление их сходств и различий;
– анализ – разделение объекта или явления на составные части;
– синтез – это процесс, обратный анализу, в котором целое реконструируется из отдельных элементов путем установления связей и отношений;
– абстракция – выделение одного отличительного свойства объекта при игнорировании всех остальных, менее значимых;
– обобщение – это отказ от отдельных черт с целью сохранения и осмысления общих, установление значимых связей.
В этом случае маленький ребенок должен выполнять эти действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определенным знакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия .
По данным научной литературы, сравнение – это прием интеллектуальной деятельности, направленный на выявление сходств и различий в конкретных объектах. Это одна из основных операций мышления. В обучении сравнение выступает как важный метод познавательной деятельности учащихся .
Использование сравнения в учебном процессе способствует тому, что учащиеся усваивают учебный материал во всем его многообразии свойств и свойств. Благодаря сравнению, предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и особых чертах, у младших школьников формируются яркие зрительные образы, происходит подвижность нервных процессов в коре головного мозга, что развивает гибкость мыслительной деятельности .
Роль сравнения в начальной школе определяется тем, что многие понятия приводятся здесь впервые и их усвоение опирается, в основном, на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов .
В результате сравнения выявляются признаки, значимые для раскрытия сущности концепции, выявляется общее и частное, абстракция и обобщение также переходят на более высокий уровень .
Сравнение напрямую связано со вниманием, поскольку является частью контроля как операции планирования, которая складывается из одной из форм всей ориентировочной деятельности – внимания.
Данные научной литературы показывают, что многие младшие школьники не осваивают сравнение, допускают много ошибок в учебном процессе, например, таких как не выделение основы сравнения, невозможность сделать обобщенный вывод из сравнения и т.д.
В литературных источниках сравнение трактуется по-разному :
– как логическая операция;
– как логический прием;
– как познавательная операция и т.д.
Для методов обучения наиболее целесообразно определять сравнение как мысленное действие или интеллектуальный прием, потому что это дает возможность разработать методику обучения в сравнении с опорой на ее оперативный состав и оперативный состав отдельных ее типов .
Различные типы сравнений различаются по своему рабочему составу. Наиболее важен такой тип сравнения как противопоставление (полное и неполное), поскольку они охватывают все основные операции .
Процесс формирования сравнения у младших школьников имеет свои закономерности: успешность формирования действия зависит от формирования его операций .
Комплексный и подробный анализ методической литературы позволил выделить несколько способов формирования операции сравнения .
1) имитация – это вид деятельности, при котором младшие школьники повторяют действия учителя.
2) работа над образцом – вид деятельности, при котором проводится независимое сравнение с использованием анализа записи образца.
3) рабочие инструкции – перечень инструкций по выполнению операций, входящих в тот или иной вид сравнения, для выполнения данного сравнения.
4) метод алгоритмических предписаний – перечень тех действий, которые должен выполнить младший школьник, желая сравнить эти предметы или явления.
Эта методика тесно связана с предыдущей методикой (операционными инструкциями) и отличается только названием действий обучаемых (в этой методике используется слово «действия», а в предыдущей методике – «операционные действия») .
Можно выделить следующие особенности операции мышления у младших школьников :
– они нередко заменяют сравнения простым расположением предметов: сначала ученики говорят об одном предмете, а затем о другом;
– затрудняются сравнивать предметы, с которыми нет возможности прямого действия, особенно если есть много знаков, когда они скрыты;
– затрудняются сравнивать объекты, когда они не могут самостоятельно составить план сравнения;
– школьники сравнивают одни и те же предметы по-разному: по сходству, по различию, яркости, количеству признаков и т.д.
Это усложняет операцию сравнения у младших школьников. Увеличивается количество детей, которые находят не только различие, но и сходство знаков, используют методы обобщенного сравнения. Количество сопоставимых функций увеличивается .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.М. Развитие речи и мышления [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Организация коррекционной работы по развитию мышления у детей в начальной школе: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Алексеенко, И.М., Миротворцева, Т.И., Балакина, Е.Г. Принципы исследования художественно-образного мышления в научной литературе: психологические, социологическое и педагогические теории [Текст] / И.М. Алексеенко, Т.И. Миротворцева, Е.Г. Балакина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 17–29
4. Арапова, И.А. Развитие мышления в начальной школе: психологический и педагогический аспекты [Текст] / И.А. Арапова. – М.: Приоритет, 2018. – 460 с.
5. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование методов развития мышления в начальных классах: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
6. Артемьева, И.М. Творчество Михаила Ивановича Глинки [Текст] / И.М. Артемьева. – Липецк: Смена, 2019. – 390 с.
7. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к развитию детского мышления [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
8. Береговая, А.В., Потапенко, С.М., Гулинская, Е.В. Диагностика мышления школьников [Текст] / А.В. Береговая, С.М. Потапенко, Е.В. Гулинская. – Калининград: Янтарный берег, 2018. – 290 с.
9. Берестова, И.Т. Исследование мышления в разрезе педагогического процесса на современном этапе развития российского общества [Текст] / И.Т. Берестова // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–103
10. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Мышление и проблемы ее исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
11. Гордеенко, А.С., Кутейникова, И.В. Проблемы исследования роли и значения дидактической игры в процессе развития мышления младших школьников с ЗПР: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
12. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности развития мышления младших школьников [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
13. Гудыменко, Ю.А., Ястребинская, В.С., Крючкова, И.И. Мыслительные операции и виды мышления [Текст] / Ю.А. Гудыменко, В.С. Ястребинская, И.И. Крючкова // Психология и педагогика. – 2019. – № 4. – С. 66–79
14. Ермакова, С.И., Сувалова, Г.А. Исследование мыслительных процессов в современной психологии // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 6. – С. 100–112
15. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов развития детского мышления в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
16. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Формирование принципов исследования методов развития мышления у младших школьников и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
17. Иваненко, И.А. Оперы Михаила Глинки [Текст] / И.А. Иваненко. – Норильск: Твердь, 2017. – 260 с.
18. Иверина, С.И., Велижанина, С.С., Воронина, А.А. Виды мышления [Текст] / С.И. Иверина, С.С. Велижанина, А.А. Воронина. – Магадан: Сфера, 2017. – 360 с.
19. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Детское мышление как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
20. Исакова, З.А., Крючкова, Е.П., Финогентов, А.Ю. Принципы формирования мыслительных операций у младших школьников [Текст] / З.А. Исакова, Е.П. Крючкова, А.Ю. Финогентов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–113
21. Кальницкая, Е.К., Демиденко, О.Л., Уварова, Е.К. Организация психолого-педагогического исследования [Текст] / Е.К. Кальницкая, О.Л. Демиденко, Е.К. Уварова. – Кострома: Адамант, 2017. – 390 с.
22. Колесниченко, М.И., Хвостова, Л.Д., Мирончикова, А.А. Принципы формирования художественно-образного мышления школьников на творческих учебных дисциплинах [Текст] / М.И. Колесниченко, Л.Д. Хвостова, А.А. Мирончикова // Педагогические технологии. – 2020. – № 3. – С. 71–80
23. Краснов, В.И. Симфоническая музыка Михаила Глинки [Текст] / В.И. Краснов. – Краснодар: Статут, 2020. – 268 с.
24. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития мыслительной деятельности у младших школьников на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
25. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования мышления в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
26. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения мыслительных нарушений в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
27. Назарова, Г.В., Чуркин, И.М. Основные концепции развития мыслительной деятельности в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
28. Одинцова, Д.П., Шилова, И.Т., Юрченко, С.В. Принципы развития детского мышления [Текст] / Д.П. Одинцова, И.Т. Шилова, С.В. Юрченко. – Воркута: Сансара, 2017. – 350 с.
29. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение психолого-педагогического исследования: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
30. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Мыслительные нарушения у младших школьников [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
31. Радимова, С.С., Прядченко, М.С., Христосова, А.А. Художественно-образное мышление: обзор научной литературы [Текст] / С.С. Радимова, М.С. Прядченко, А.А. Христосова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 40–52
32. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Развитие мышления у младших школьников: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
33. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема формирования мышления школьников на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социальной психологии. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–140
34. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования мышления в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
35. Сметанина, Е.В., Корзинин, И.И., Герасименко, О.В. Формирование и развитие образного мышления у младших школьников: психолого-педагогические аспекты [Текст] / Е.В. Сметанина, И.И. Корзинин, О.В. Герасименко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 46–59
36. Смирнов, Р.А., Кручинина, Т.А. Современные принципы классификации мыслительных операций как перспективное направление психологической деятельности в постсоветское время [Текст] / Р.А. Смирнов, Т.А. Кручинина // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и психологические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–26
37. Суркова, О.П. Развитие мышления на уроках в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
38. Сыроегина, И.М., Шкварок, И.Т., Филимонова, В.А. Научные исследования в сфере развития мышления [Текст] / И.М. Сыроегина, И.Т. Шкварок, В.А. Филимонова. – Кострома: Свет, 2018. – 280 с.
39. Тервинская, Я.В. Методы исследования мышления у младших школьников [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
40. Тихонова, Е.Г., Алексеева, А.П., Свердлова, Е.М. Особенности развития мыслительных операций младших школьников [Текст] / Е.Г. Тихонова, А.П. Алексеева, Е.М. Свердлова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–59
41. Ульянова, С.С. Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» [Текст] / С.С. Ульянова. – Симферополь: Знание, 2016. – 100 с.
42. Уфимцева, М.А. Методики развития мышления [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
43. Федорчук, А.С., Захватова, Е.К., Оноприенко, М.И. Принципы исследования мышления младших школьников [Текст] / А.С. Федорчук, Е.К. Захватова, М.И. Оноприенко. – Тюмень: Азарт, 2015. – 360 с.
44. Христенко, А.С., Феклистова, О.А., Пилецкая, Е.Е. Художественно-образное мышление как объект психолого-педагогического исследования [Текст] / А.С. Христенко, О.А. Феклистова, Е.Е. Пилецкая // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2018. – С. 86–100
45. Шилова, А.А., Петренко, М.И. Симфонические произведения М.И. Глинки как явление мировой культуры [Текст] / А.А. Шилова, М.И. Петренко // Музыкальный вестник. – 2017. – № 8. – С. 90–100
46. Широкова, М.И., Градиенко, С.В., Чечевинская, Н.Г. Мышление ребенка как объект научного исследования [Текст] / М.И. Широкова, С.В. Градиенко, Н.Г. Чечевинская. – Томск: Авантаж, 2020. – 650 с.
47. Чиркова, А.А., Полозова, Г.Е. Основы исследования функций и признаков мышления: современный аспект [Текст] / А.А. Чиркова, Г.Е. Полозова // Материалы научно-практической конференции «Психология и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–35
48. Явлинская, О.А., Рогатина, С.С., Мануйлова, И.М. Принципы исследования мышления детей: история и современное состояние [Текст] / О.А. Явлинская, С.С. Рогатина, И.М. Мануйлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 9. – С. 90–98
49. Яковлева, И.М. Психические процессы [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.
50. Ярошенко, С.И., Демидова, А.А., Паршина, Н.Г. Онтогенез мышления: основные этапы [Текст] / С.И. Ярошенко, А.А. Демидова, Н.Г. Паршина. – Ярославль: Лето, 2019