Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом.
Актуальность исследования. Дошкольное воспитание и образование теперь рассматривается как начальная ступень в системе беспрерывного обучения. Дошкольная организация должна организовать условия для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Сюжетно-ролевая игра помогает дошкольнику развить речевое общение, освоить различные социальные роли.
Объект исследования – формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.
Цель работы – педагогических условий формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной целью были определены задачи исследования:
1.Изучить особенности развития ребенка в период 3-4 лет;
2.Выявить значение игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста;
3. Провести экспериментальную диагностику игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Методы, используемые в ходе исследования: системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической психолого-педагогической литературы, диагностирование детей, планирование образовательного процесса, методы количественной обработки и качественного анализа результатов.
База исследования: МБДОУ № 343 Красноармейского района г. Волгограда.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке педагогического диагностического инструментария, позволяющего оценивать сформированность игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования сюжетно-ролевой игры к детей младшего дошкольного возраста
1.1.Особенности развития ребёнка в период 3-4 лет
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов.
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
В процессе руководства детской игрой, обогащения ее содержания, организуя играющих дошкольников, воспитатель занимается расширением опыта ребенка, формированием у него новых психических качеств.
Оказывая содействие познанию окружающего мира, развивая воображение ребенка младшего дошкольного возраста, игра вместе с тем является своеобразной школой воли ребенка. Чем ярче содержание детской игры, чем оригинальнее их замысел, чем большее количество детей участвуют в ней, тем в большей степени ребенок вынужден действовать, руководствуясь общей целью и правилами игры, а не под влиянием мимолетных желаний.
Игра развивает чувства и ум ребенка, а также произвольность и преднамеренность действий. В игре вырабатывается умение считаться с запросами группы, действовать сообща. Именно в этом заключается сущность игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.
Однако игра в жизнедеятельности дошкольника не является его единственной деятельностью. На развитие игровой деятельности оказывают влияние знакомство дошкольников с окружающим. Ее содержание обогащается опытом, который ребенок приобретает в быту, в процессе выполнения трудовых заданий, а также в ходе определенных занятий.
В процессе обучения у детей-дошкольников постепенно формируются интересы к получению новых знаний, вырабатываются простейшие навыки учебной деятельности. Обучение дошкольников в процессе занятия способствует расширению знаний детей об окружающем, помогает благополучно овладевать языком, навыками художественной деятельности, простейшими счетными операциями и т. д.
На протяжении дошкольного возрастного периода психические особенности детей и характер их деятельности значительно трансформируются. Игры младших дошкольников в начале небогаты содержанием и зачастую сводятся к неоднократному повторению одних и тех же действий. У них еще незначительно выработано умение играть сообща и действовать также. Выполнение заданий взрослого, которые выражены в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Academia, 1999. - 272 c.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М.: сфера, 2005. – 182 с.
3. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1980. - 176 c.
4. Комарова, Л. А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: Гном, 2014. - 708 c.
5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
6. Лободина, Н.В. Занятия в группе продлённого дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2015. - 539 c.
7. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2008. - 930 c.
8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 652 c.
9. Новиков, А. Введение в методологию игровой деятельности / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 191 c.
10. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
11. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
12. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 993 c.
13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
14. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011. – 165 с.
15. Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика с детьми 3-5 лет. (Книга с видеофильмом). М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 143 с.
16. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.
17. Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2008. – 154 с.
18. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
19. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб.: Речь, 2010. – 32 с.
20. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
21. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»
22. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М.: Ювента, 2008. – 48 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 483 с