Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лингвисты уже давно обратили внимание на вопрос соотношения языковых единиц и выражаемых человеком эмоций. С середины 50-х годов прошлого века в зарубежной и отечественной лингвистике появились первые работы о способах манифестации эмоций в речи. Особенно большое количество исследований по данной проблематике наблюдается в последние десятилетия (Вилюнас: 1976; Додонов: 1987; Буряков: 1979), а направление в лингвистике, в рамках которого исследуется вопрос о классификации эмоций и способах их выражения, обозначается термином "лингвистика эмоций". Слова, выражающие сильное проявление чувств, определяются в современной научной литературе как "эмотивная лексика". Для неё характерно значение эмоциональности. Эмотивная лексика играет важную роль в человеческой жизни. В течение всей своей жизни человек испытывает разные эмоции, они сопровождают человека во время общения, рефлекции, размышления: мы радуемся, разочаровываемся, смеемся, ненавидим и любим. Сегодня эмоция становится одним из видов коммуникации, а эмотивная коммуникация приобретает все большую значимость в современном мире. Отношение человека к жизни, к другим членам общества пронизано эмоциями. Без эмоций современное общение затруднено, а роль эмоций в современном мире все возрастает. Об этом пишут социологи, психологи и лингвисты (Лебедева: 1991; Брагина: 1994; Феоктистова: 1994; Апресян: 1995; Добровольский: 1996; Покровская: 1996; Шаховский: 1983). Эмотивная лексика все больше и больше используется в текстах различных функциональных стилей, проникает в общественно-политический стиль речи и в бытовое общение. Эти факты убеждают современного исследователя в необходимости более глубокого и детального изучения вопроса на современном текстовом материале, который позволит сделать срез использования эмотивной лексики в сознании современного человека. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Объектом исследования являются высказывания, генерируемые (конструируемые, производимые) голосовым помощником.
Предметом исследования являются особенности функционирования эмотивной лексики в таких высказываниях.
Методология включает в себя методы дефиниционного анализа, при этом необходимо опираться на словари, контекстологического анализа, элементы идеографического анализа и метод лингвистического эксперимента.
Информация как основная составляющая процесса коммуникации сегодня превратилась в важнейший ресурс социально - экономического, технического, технологического развития любого предприятия. От современности и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия. В психологической науке тема коммуникации проанализирована в трудах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.В. Знакова, Н.Н. Обозова, Т. Шибутани и многих других ученых. Поэтому изучение специфики коммуникаций является актуальной темой на сегодняшний день.
Глава 1. Теоретические основы исследования лингвистической категории эмотивности
1.1.Возникновение потребности в диалоге человека с компьютером на естественном языке
Компьютеры довольно давно и крепко зашли в нашу жизнь. Они кардинально заменили возможности и способности людей. Но всем мы знаем, собственно что компьютер оказывает как позитивное влияние на человека, так и отрицательное. Компьютер значительно облегчил нашу жизнь. Мы уже не можем представить свою жизнь без компьютеров, без интернета, без средств массовой информации. Начиная с детского сада, происходит ознакомление ребенка с компьютером и интернетом. В школе ученики используют интернет, при решении домашних заданий. Студенты высших и средних учебных заведений, пользуются интернетом для написания курсовых, дипломных и других работ. Система образования в современном мире предъявляет высокие требования к выполнению студенческих работ. Если лет 10 назад, уникальность работ не требовалась, то сейчас, процент уникальности очень важен. Большую и очень важную роль играют компьютеры в медицине. С помощью компьютерных технологий врачи могут своевременно и правильно поставить диагноз. Иногда это очень важно, ведь жизнь людей с болезнями требует своевременной помощи. Для дизайнеров, художников и архитекторов компьютер открыл большие горизонты. На производстве они управляют другими машинами. Сейчас человек рассматривается как наблюдающий. Ещё не так давно ценили физическую рабочую силу, но сейчас каждый день возрастает надобность в умственном труде. Поэтому в настоящее время очень важно учиться хорошо, получать знания, для того чтобы заниматься умственной работой, а не тяжелым физическим трудом. Это конечно, имеет и свои минусы. Человек начинает вести малоподвижный образ жизни, меньше двигается и занимается спортом. Школьники любят просиживать длинными вечерами, на протяжении нескольких часов за компьютерным столом, чем погулять на воздухе, и в том числе и не подозревают о том, какой урон они для свое здоровья наносят. Вследствие этого, дабы хоть когда-то сделать лучше историю, надо верно создавать рабочее пространство. Первым делом необходим благоприятный компьютерный стол и кресло. Естественно, возможно поставить компьютер и на обеденный стол и на стол-книжку, но стол-книжка специализирован абсолютно для иных целей и комфортабельной эту работу, именовать непросто. Чтение потихоньку отходит на второй план. И, вероятно, это конечно, связано с образовавшейся историей. Для чего что-нибудь читать, если возможно отыскать в интернете каждое сочинение или же реферат. При этом усилий особенных не понадобится, и время затрачивается значительно меньше. Для того , чтобы прочитать любимую книгу, уже не нужно часами просиживать в библиотеке, хватает набрать ее название в интернете и он вам выдаст всю необходимую литературу. Уже обычные беседы между людьми заменил скайп, видео-звонок. Люди могут общаться и видеть друг друга за сотни километров, не выходя из дома. А это особенно актуально в этот не простой для нас всех период пандемии, когда вирус требуют от нас прекращения любых связей с близкими и родными нам людьми. Интернет крепко укрепился и на рынке. Если раньше, нужно было целыми днями ходить по рынкам, по магазинам в поисках нужных вещей, то сейчас одним нажатием мышки мы можем выбрать и заказать нужную нам вещь через интернет. Кроме того, ее доставят вам по адресу. Положительного влияния интернета и компьютера очень велика, но не стоит забывать и об отрицательном воздействии его на людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1.
3. Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины // Вестник АН СССР. 1985. № 1.
4. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
5. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание / Философия образования для ХХI века / Под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. С. 87-104.
6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
7. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
8. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.
9. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.:Политиздат, 1984. 320 с.