Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием взрослых – педагогов и родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.
1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.
2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.
3. Проведение экологической работы родителей с детьми.
Экологические игры, занимательные задания, экскурсии не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают интеллектуальные способности детей. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с хорошими творческими способностями и развитым интеллектом, формирование которых начинается с раннего возраста.
В последние годы организация виртуальных экскурсий детей дошкольного возраста стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Виртуальные экскурсии часто предполагают самостоятельный поиск информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками.
Проблема исследования. Какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия для эффективной работы по экологическому воспитанию в условиях ДОУ?
Объектом исследования является экологическое воспитание
Предмет исследования: интеллектуальное развитие детей в процессе экологического воспитания.
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению интеллектуального развития в рамках экологического воспитания дошкольников в ходе проведения виртуальных экскурсий.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
2. Определить особенности экологического воспитания дошкольников.
3. Разработать комплекс виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста
4. Оценить эффективность и результативность разработанных экскурсий.
5. Сделать выводы о воздействии экологического воспитания на интеллектуальное развитие детей.
Гипотеза исследования: проведение виртуальных экскурсий с целью экологического воспитания является эффективным средством познавательного интереса к окружающему миру и исследовательских навыков дошкольников, что способствует развитию интеллекта детей.
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике воспитателя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
К детям дошкольного возраста относятся дети в возрасте 2-7 лет, посещающие младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст имеет важное значение как в физическом, так и в психическом развитии: наряду с изменением деятельности различных систем организма начинают активно формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям дошкольников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 3-7 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения.
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок-дошкольник развивается очень активно . При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 4-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Одним из важнейших новообразований старших дошкольников является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 6-7 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему .
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое реализуется в продуктивной деятельности. Рисунки детей становятся более пропорциональными и напоминающими реальные объекты, совершенствуется конструкторская деятельность, продолжается развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Дошкольный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний .
Игровая деятельность в этом периоде входит в свой расцвет. Сюжетно-ролевые игры становятся основой коммуникативного развития и социализации.
К этому времени также активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.;
9. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
10. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
11. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
13. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
14. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
15. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
17. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
18. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
20. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
21. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
22. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
23. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
24. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
25. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
26. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
27. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
29. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
31. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
32. Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с