Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Упоминание термина "интернет" сегодня может содержать значения не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым средством массовой информации, общедоступным средством массовой коммуникации, платформой для политических и экономических операций, местом проведения досуга. Интернет проник практически во все сферы жизни общества, его широкое проникновение в нашу повседневную жизнь и быт произошло гораздо быстрее, чем массовое развитие таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX века, как телефон, радио, телевидение. Интернет предоставляет множество возможностей для современных людей: общение, поиск необходимой информации, развлечения и т. д., люди взаимосвязаны в киберпространстве.
Актуальность исследования. Оказывая развивающее воздействие на трудоспособность, интеллектуальные способности, компьютерная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, чрезмерное использование компьютера в ущерб всему остальному, усиление конфликтности из-за интернет-зависимости - вот лишь некоторые из критериев определения феномена интернет-зависимости.
Аддиктология, изучение аддикций сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с традиционными видами аддикций, которые развиваются по эпидемической модели, такими как наркомания (в том числе токсикомания), табакокурение и алкоголизм, наблюдается явная тенденция к развитию более широкого понимания аддикции.
В списке поведенческих видов зависимости интернет-зависимость занимает не последнее место. Наверное, практически любое человеческое увлечение в его крайних формах позволяет говорить о развитии психологической (но, как правило, не физической) зависимости.
Анализ исследований, направленных на изучение психологических последствий интернет-зависимости в детском возрасте, показал, что:
число детей и молодежи, пользующихся интернетом, постоянно растет;
чрезмерное пристрастие к интернету оказывает негативное влияние на психику, оказывает разрушительное воздействие на ребенка;
углубленных исследований в этой области нет в связи с относительной новизной феномена интернет-зависимости, который до сих пор практически не рассматривался в русскоязычной литературе. Очень мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в детской среде.
Неуверенность в том, какие же последствия принесет постоянное пребывание в соцсетях интернета в повседневной жизни подростка, постоянно увеличивает количество вопросов, задаваемых исследователями данной проблемы. Занимались ее изучением такие педагоги, психологи и социологи, как: Е.В. Ахмадеева, А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, В.А. Плешаков, В. Черепанов, Д.И. Фельдштейн, Джон Сулер, Е.П. Белинская, Л. Аншакова, Н. Васильева, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдулова, и др.
Таким образом, выбранная тема является актуальной и практико-ориентированной.
Целью данного исследования является изучение влияния интернета на воспитание детей.
Объект исследования - воспитание детей.
Предмет исследования: влияние интернета на воспитание детей.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
- В ходе эмпирического исследования определить влияние интернета на психологическое состояние детей и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования. При написании исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА
1.1. Интернет как медиасреда и среда обитания подрастающего поколения
Согласно опросам, выход детей в Интернет изменил не только источники информации и медийную среду, но и весь их образ жизни. Дети не просто пользуются интернетом, они живут через него. Это среда обитания, образ жизни с помощью информационных технологий.
Молодое поколение с опережением использует интернет, используя интернет для общения со сверстниками и взрослыми. для принятия решений и учебы. Интернет-общение, как показали массовые опросы и интервью, стоит на первом месте для подавляющего большинства детей. Дети, обладающие техническими способностями, находятся в постоянном интернет-контакте с друзьями, даже во время школьных каникул и уроков.
Е.В. Ахмадеева считает, что как и любое новшество, общение в социальных сетях интернета имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительно оно тогда, когда не ограничивает реальное [1, 24]. Существует много исследований, которые доказывают: что дети, сидящие часами в соцсетях интернета, как бы «впадают в детство». Назвали психологи этот феномен «кризисом идентичности».
А.Е. Войскунский при изучении воздействия социальных сетей интернета на индивида сделал выводы, что влияние развивающихся информационных технологий на психику не всегда негативное, оно способно даже развивать отдельные позитивные способности. Однако, воздействие всемирной интернет - паутины на нынешнее общество является очень большой проблемой всего человечества. Особенно негативное влияние социальные сети интернета оказывают на непостоянную психику подростка, способствующую ее деформации и развитии агрессии [3, 432].
Информационное и жизненное пространство молодых россиян постоянно расширяется. Современное поколение интернета можно охарактеризовать как поколение детей, которые имеют неограниченные возможности получать и обрабатывать информацию и знания. В то же время благодаря открытой и всесторонней информации в Интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующей их информации и знаний. В 2005 году 31,7% респондентов отметили, что не могут найти интересующую их информацию, в то время как в 2018 году это было 22%.
Четко прослеживается стремление детей самостоятельно выбирать информационные каналы и формы получения информации.
Интернет перестроил информационное пространство детей. В процессе поиска информации совместно используются разнообразные источники и механизмы коммуникации, формирующие медиасреду. Если в 1998 и 2005 годах на первое место вышли межличностные информационные каналы (сверстники, родители, учителя), то в 2018 году компьютерные источники и интернет лидируют со значительным опережением – 72%. Это в два раза больше по сравнению с 2005 годом (30,9%) [2, 89].
В то же время большинство существующих средств массовой информации обесцениваются в сознании детей. Снизился выбор числа значимых для детей источников информации в среднем с 6 в 1998 году до 3,5 в 2018 году отмечен единственный источник актуальной информации-интернет.
Телевидение, перестав, как когда-то, доминировать среди каналов содержательной информации (Пятое место после Интернета, друзей, учителей/школы и родителей), начинает играть роль канала спонтанного осознания в сфере развлечений, занимая второе место после живого общения со сверстниками, при этом снизившись с 76,7% (1998) до 56% (2018) [2, 89]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмадеева, Е. В. Увеличение активности подростков в интернетсреде как фактор влияния на психологическую безопасность / Е. В. Ахмадеева, Т. А Голосок-Заболоцкая // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 42. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456636 (дата обращения: 21.03.2020).
2. Богданова Д. А. Внимание: Интернет! // Открытое образование. - 2018. - N 2. - С. 89-99
3. Интернет-зависимость : психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский. - Москва : Акрополь, 2009. - 279 с. — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450651 (дата обращения: 29.03.2020).
4. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450442 (дата обращения: 22.03.2020).
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 719 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3603-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/425916 (дата обращения: 22.03.2020).
6. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78
7. Компьютер и здоровье ребёнка http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631 (дата обращения 14.12.2020)
8. Милорадова, Н. Г. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. Г. Милорадова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09827-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453352 (дата обращения: 29.03.2020).
9. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449859 (дата обращения: 22.03.2020).
10. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах : учебник для академического бакалавриата / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 809 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5483-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/385568 (дата обращения: 22.03.2020).
11. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 252 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06489-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/438875 (дата обращения: 22.03.2020).
12. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06464-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454050 (дата обращения: 21.03.2020).
13. Ромм, Т. А. Педагогика социального воспитания : учебное пособие для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06220-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454320 (дата обращения: 21.03.2020).
14. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08189-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452317 (дата обращения: 29.03.2020).
15. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый ; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 408 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00932-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451236 (дата обращения: 29.03.2020).
16. Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4379/ (дата обращения: 25.03.2020).
17. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453382 (дата обращения: 21.03.2020).
18. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453381 (дата обращения: 21.03.2020).
19. Щуркова, Н. Е. Жизнь и воспитание : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-12034-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/457209 (дата обращения: 21.03.2020).