Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процесса социализации подрастающего поколения привлекает внимание, как практиков, так и исследователей в различных областях гуманитарного знания, что доказывает актуальность обращения в целом к проблеме усвоения личностью тех или иных норм, взглядов и ценностей. Авторы анализируют этот вопрос в зависимости от научного интереса.
Итак, Р. А. Литва изучает социальные и педагогические предпосылки для социализации личности.
И.Е. Бриске - феномен хореографии социокультурной деятельности.
Р.Р. Ликова - теоретические подходы к социализации младших школьников в детском хореографическом обучении.
Сибгатова Р.Р. - танец как средство социализации младших школьников на уроках хореографии.
Эти и другие исследования связаны с педагогическим процессом, а значит, и с их разнообразием. Но, несмотря на обилие работы в этой области, на наш взгляд, деятельность педагогов еще недостаточно раскрыта, кроме того, нас интересует эта проблема с позиции осуществления социализации с помощью хореографического искусства. Многие рассматривают обучение через хореографию как подготовку к профессиональной деятельности. В творческих, хореографических объединениях (кружки, кружки, учеба и др.) обучение и воспитание ориентировано, прежде всего, на профессионально-педагогическую деятельность, формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Социализация в деятельности хореографа должна быть основой для постановки целей и поддержания устойчивого интереса участников организаций.
В настоящее время популярность хореографических коллективов среди подрастающего поколения велика. Широко заявлены тенденции, связанные с призывом к синтезу танцевальных форм и направлений. Именно это, а также свобода индивидуализации творчества способствует развитию духовных факторов и определяет появление большого количества хореографических школ и направлений. Практика раскрывает несколько жанров хореографического искусства. Хореография - это синтетический вид искусства, важный для гармоничного формирования личности, поскольку он комплексно влияет на разные виды танца, а также на смежные виды искусства, на все аспекты духовной культуры человека. Хореографическая деятельность в различных образовательных, культурных и образовательных учреждениях характеризуется выделением социально значимых качеств и личностных качеств как предмета этой деятельности.
Хореографическая педагогика превзошла подготовку артистов балета, профессиональных танцевальных ансамблей разных направлений и жанров. Хореография как метод обучения востребована в спортивных, театральных, культурных и образовательных учреждениях, художественных школах и др. Большинство детей и подростков воспринимают танец как очень привлекательный вид искусства. Поэтому в танцевальных коллективах (в том числе в художественных школах) необходимо придавать значение вопросу социализации личности, выделять методы, инструменты и развивать их как организационные, методологические и эстетические направления в совместной деятельности руководителей и участников коллектива.
Обращение к наследию, традициям, художественным ценностям, сложившимся в процессе исторического развития, позволяет осмыслить полученный опыт, выбрать правильные ориентиры для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, сохранив самобытность, своеобразие национальной культуры. Танец следует рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется артистическая личность. В системе хореографической педагогики выделяются социально и художественно значимые виды танца, в том числе классический, народный, бальный и современный. Педагогические требования к определению содержания, методики и организационных форм обучения хореографии с детьми основываются на принципе педагогического воспитания. Образование и обучение - неразрывное единство. Педагогический процесс построен таким образом, что дети, приобретая знания, осваивая навыки и умения, улучшая физические качества, одновременно формируют свое мировоззрение, приобретают лучшие взгляды и черты характера.
Таким образом, занятия способствуют эстетическому воспитанию детей, положительно влияют на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, социализации, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатые возможности для широкого выполнения различных образовательных и воспитательных задач. Поэтому актуальность и актуальность выбора данной темы очевидна.
Объект исследования данной работы:
Руководитель хореографического искусства - как средство эстетического воспитания, обучения и физического развития детей в системе дополнительного образования.
На основе изучения и анализа литературы по данной теме, практического опыта, собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы.
Цель: изучить проблему воспитания средствами и методами хореографической педагогики, акцентируя внимание на деятельности преподавателя в деле социализации личности.
Задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить роль руководителя хореографического искусства в воспитании детей;
описать методы, средства и приемы воспитательной работы в танцевальном коллективе современного танца;
раскрыть значение танцевального искусства в социализации детей и подростков;
изучить принципы обучения в танцевальном коллективе и формы проведения занятий;
показать особенности организации занятий в танцевальном коллективе.
Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания и социализации детей, используя возможности хореографии, в рассмотрении средств и приемов воспитательной работы, в решении образовательных задач.
1. Аналитический обзор
1.1 Хореографическое искусство - как средство эстетического и культурного воспитания
Основными составляющими образовательного процесса на уроках хореографии являются: эмоциональное развитие и воспитание, обогащение внутреннего духовного мира; знакомство с историческими и культурными традициями; снятие психологического стресса и стресса, воспитание культуры общения и поведения; разумная и рациональная физическая нагрузка на детский организм, которой так не хватает современным детям. Также следует отметить глубокое чувство радости, которое дарит ребенку движение в танце.
Танцевальное и музыкальное образование - это процесс развития личности, который способен не только понимать, но и глубоко переживать, чувствовать музыку, чтобы она надолго оставалась в эмоциональной памяти ребенка, влияла на его настрой и поведение. Только при таком восприятии искусство танца раскрывает свою художественную и этическую ценность, осознает свои истинные задачи, которые хорошо сформулировал Л.С. Вигодски в своей работе «Психология искусства»: «Искусство - это организация нашего поведения на будущее, которое прогрессирует».
Хореография - это мир красоты движения, звуков, ярких красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. [6]. Дети стараются увидеть это в балетных постановках, художественных альбомах, видеороликах. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Физика и балет» и бывший советник Королевского балета Англии, написала, что «балет - слишком сложное средство воспитания осанки, дисциплинированных и красивых движений, быстрых мозговых реакций и концентрации, чтобы ограничить ваше обучение лишь немногими избранными люди". [23, с. 112]. Уроки хореографии играют важную роль в дальнейшем образовании россиян. Они обучают и развивают не только навыки артистического танца, но и формирование у детей привычек и норм поведения в соответствии с понятыми законами красоты [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баглай В.Д. Этническая хореография народов мира. – М.: Феникс. 2007 г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных студий и школ. – СПб «Люкс». «Респекс».1996 г.
3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
4. Выготский Л.С. «Психология искусства». М., Академия. 2000г.
5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс 2010 г.
6. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pan4en.livejournal.com/, свободный (дата обращения: 08.12.2020).
7. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – М.: Лань. Планета музыки. 2007 г.
8. Основы русского народного танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dshikrtur.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228598965/, свободный (дата обращения: 02.12.2020).
9. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
10. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
12. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
13. Поляков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону.2006 г.
14. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
15. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
16. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
18. Развитие творческой активности школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskoi-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-na-muzykalnykh-zanyatiyakh-v-usloviyakh, свободный (дата обращения: 10.12.2020).
19. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
20. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
23. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
24. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. М., 2013г.
26. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
27. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
28. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
29. Методические рекомендации и программа по психологии детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://resurs-yar.ru/files/metod_recom.pdf свободный (дата обращения: 06.12.2020).
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
31. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.