Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе управленческой деятельности приходится решать как традиционные, так и новые задачи. Традиционные задачи не вызывают особых проблем, так как их решение основывается на обучении и приобретении опыта работы. Проблемы начинаются при решении новых задач. Появление любой такой задачи связано с необходимостью соответствующей перестройки в организации системы управленческой деятельности, мобилизации сотрудников на решение данной задачи, координации работы всех функциональных подразделений, создания заинтересованности работников в качественном и своевременном достижении положительных результатов. Все это обеспечивается разнообразными методами.
Методы управления – это совокупность способов и средств влияния управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Методы управления определяют основное содержание управленческой деятельности.
В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
Источники разнообразия моделей управления происходят от национальных особенностей людей, которые определяются различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования. В работе подробно рассмотрены основные классические модели управления: американская и японская.
Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития управленческой деятельности. Определенное сходство между этими моделями заключается в том, что обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого ресурса , при этом используются различные формы и методы. Обе модели нацелены на постоянные инновации, диверсификацию выпускаемых товаров и услуг, разукрупнение крупных предприятий и умеренной децентрализации производства. В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.
Применение методов и моделей управления во многом зависит от внешней и внутренней среды предприятия, которая определяет направленность действий управленческого персонала.
Актуальность темы курсовой работы определена важностью изучения методов и моделей управления для определения внутренних и внешних резервов деятельности предприятия и решения важнейших проблем на современном этапе развития и в быстро изменяющихся рыночных условиях.
Объектом исследования является управленческая деятельность предприятия, предметом – методы и модели, используемые в процессе управления.
Целью курсовой работы является изучение основных методов и моделей управленческой деятельности. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные методы управления и ознакомиться с их особенностями;
- изучить основные классические модели управления;
- исследовать основные переменные внутренней и внешней среды организации;
- проанализировать использование управленческих моделей и методов на примере ЗАО « Хлебокомбинат Петровский» г. Чебоксары.
В процессе написания данной работы были использованы такие источники, как: научная и учебная литература в сфере управления, статьи, официальные сайты организаций и иные электронные ресурсы. Основными авторами, раскрывающими теоретические аспекты управленческой деятельности, основных методов и моделей управления являются Ливодина К.А., Воробьева И.П., Голубков Е.П., Агарков А.П. Для изучения внутренней и внешней среды предприятия использована литература таких авторов, как Григоренко О.В., Мазурина Э.П., Травина В.В., Кабанова А.Я., Ким Е.А.
Методы SWOT-анализа и PEST- анализа раскрыты в трудах Бобрешовой И.П Моргунова Е.Б., Черняк В.З.
1. Сущность и функции управления
Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой понятную, целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.[6]
Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.
Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполняемой работы и их целевой направленности.
Функции управления обеспечивают в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания. По признаку участия в организации управления различают общие, специальные и вспомогательные функции.[7]
К общими функциями относятся функции, которые являются
составной частью любого процесса управления вне зависимости от
особенностей организации.
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью и цикличностью в процессе управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.[11]
К ним относят:
1) Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации и ее составных частей;
2) Организация – в задачи, которой входит формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для нормальной деятельности;
3) Координация и регулирование – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность;
4) Мотивация – целью, которой является активизация работы людей, работающих в организации, побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей;
5) Контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
Эти функции представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. ( рисунок 1)
Рисунок 1. Взаимодействие функций управления
Разделение труда в производстве определило существование специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления влияют на отдельные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2.Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.
3. Бобрешова И.П. Применение компетентного подхода в управлении персоналом // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2018. №1. С. 993-996.
4. Воробьева И.П. Экономика и управление производством.: Учебное пособие Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 c.
5. Григоренко О.В. Экономика предприятия и управление организацией: Учебное пособие М.: Русайнс, 2017. - 48 c.
6. Голубков Е. П. Методы принятия управленческих решений . Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
7. Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления предприятием. - М.: Инфра, 2018. - 189 с.
8. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: Дека, 2019. - 176 с.
9. Ким С.А. Теория управления. – М.: Дашков Ко, 2016. – 240 с.
10. Коршунова Е.Д. Экономика, организация и управление промышленным предприятием: Учебник М.: Курс, 2018. - 272 c.
11. Ливодина К.А. Принцип и методы управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. //2015. № 12. С.17-24.
12. Мазурин Э.Б. Экономика, организация и управление предприятием: М.: Academia, 2019. - 253 c.
13. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : Учебник . М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
14. Мардас А.Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум - М. : Издательство Юрайт, 2016. 205 с.
15. Ружанская Л. С., Якимова Е. А.Стратегический менеджмент: учебное пособие: Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.112 с.
16. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент : учебник А. В. — М. : Издательство Юрайт, 2019. 333 с.
17. Платов О.К. Разработка и реализация управленческих решений. - М.: Инфра, 2015. 211 с.
18. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2009. - 315 с.
19. Черняк В.З. Экономика и управление на предприятии М.: КноРус, 2018. 512с.
20. Официальный сайт хлебозавода « Петровский». [Электронный ресурс]. Код доступа: hleb@chhk.orionet.ru. Дата обращения: 2.02 .2021.
21. Бухгалтерская отчетность хлебозавода « Петровский» [Электронный ресурс]. Код доступа: https://www.audit-it.ru/ Дата обращения: 2.02 .2021.