Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к личности в процессе развития и воспитания. Школьное образование предусматривает различные дисциплины, направленные на формирование культурной, эстетически образованной личности.
Актуальность исследования. Вопрос культуры является одним из ведущих вопросов изучения современных ученых, через формирование и развитие эстетики происходит становление личности ребенка. Процесс формирования культурных основ начинается уже в дошкольном возрасте и продолжает развиваться в период школьного возраста. На развитие личности и ее культуры в частности оказывают различные условия такие, например, как семья, дошкольная группа, школьный класс.
Культурное развитие школьника представляет собой сложную структура психического развития, которая включает особенности эстетического восприятия, самореализации ребенка, духовный прогресс, восприимчивость к красоте.
Развитие музыкальных способностей ребенка младшего школьного возраста происходит в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить их с детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача семьи и школы.
На наш взгляд изучение данного вопроса является наиболее актуальным на современном этапе развития общества, так как уделяется большое внимание особенностям развития. Культурное развитие является неотъемлемой частью развития адекватной и здоровой личности ребенка.
Цель исследования - изучение особенностей развития интереса детей младшего школьного возраста к народной музыке.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности развития интереса младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ особенностей психолого-педагогическая характеристики младшего школьного возраста;
2. Выявить методы и формы работы с детьми младшего школьного возраста в образовательной организации;
3. Охарактеризовать особенности воспитания музыкальной культуры детей младшего школьного возраста;
4. Изучить основные понятия русского народного вокала.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно- правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
1.Теоретические характеристики развития детей младшего школьного возраста
1.1.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных, происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития [9].
И так, восприятия ребенка младшего школьного возраста изменяется, а именно происходит смена предметного восприятия на сенсорное. У старшего дошкольника чётко складывают образы и представления о предмете. Внимание к 6-7 годам становится более устойчивым и носит скорее произвольный характер. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе памяти, несмотря на то, что память все же остается непроизвольной, и отчасти они лучше запоминают тот материал, который им был наиболее интересен, все же прочность запоминания возрастает. Важной особенностью в развитии памяти становится преднамеренное запоминание, то есть если поставить перед младшим школьником цель, направленное на запоминание того или иного материла, то он с легкостью справиться с этим заданием даже если не будет испытывать сильного эмоционального интереса [11].
В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения
Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.
Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
На окончания старшего дошкольного возраста и начала младшего школьного возраста любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы [3]. В тоже время как указывают исследователи, без специально организованной работы развитие любознательности у детей затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению младшего школьника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми [10]. Постепенно младший школьник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6 - 7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Младший школьник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Младший школьный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Данный период характеризуется сложными взаимоотношениями со сверстниками, которые в большой степени влияют на формирование его личности. Как правило, мир ребенка имеет неразрывную связь с другими детьми [17]. И с возрастом все большее значение для него обретают контакты с ровесниками. Данный период детства является сензитивным для развития у ребенка основных коллективистских качеств, а также человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложно восполнить.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития. Ребенок переходит из игровой деятельности в учебную и в связи с этим происходит развитие всех психических процессов [1].
И так, восприятия ребенка школьника изменяется, а именно происходит смена предметного восприятия на сенсорное. У ребенка четко складывают образы и представления о предмете.
Внимание младшего школьника становится более устойчивым, и носит скорее произвольным характер. Подобные возрастные закономерности отмечаются и у процесса памяти, несмотря на то что, память все же остается
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин - СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Буровкина Л.А. Роль народного искусства в условиях непрерывного художественного образования и эстетического воспитания //Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность. – М.: МГПУ, 2008. – С. 55-59.
3. Васяева А.Н., Сафарова Г.М. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 05.12.2020)
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. – 800 с.
7. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 28 с.
8. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада (Из опыта работы); Просвещение - Москва, 2014. - 160 c.
9. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2003. 19 с.
10. Домырева Е.А. Исследование когнитивных барьеров в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2002. 16 с.
11. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2; Просвещение - Москва, 2012. - 144 c.
13. Ерошенков И.Н.: Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков Издательство: Владос Год: 2004
14. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. А-Приор Москва, 2010. 160 c.
15. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к "страху ошибки": Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 24 с.
16. Кульгарина Л.Р., Шалашова А.С. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 05.12.2020)
17. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 22 с.
18. Мадорский Лев , Зак Анатолий Музыкальное воспитание ребенка; Айрис-Пресс - , 2011. - 128 c.
19. Марина Корнева Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей). / Марина Корнева. - М.: Научная книга, 2013. - 434 c.
20. Мелков, С. В. Идеи В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности / С. В. Мелков. - Развитие личности, no. 4, 2017, С. 119-141.
21. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах. Конспекты занятий с нотным приложением / О.П. Радынова. - М.: Сфера, 2014. - 128 c.
22. Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 19 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
24. Сокальский, П.П. Русская народная музыка великорусская и малорусская / П.П. Сокальский. - М.: Книга по Требованию, 1888. - 394 c.
25. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера. 2002. - 160 с.
26. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
27. Федосеева О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2004. 195 с.
28. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками : [Учеб. пособие для ин-тов культуры] - М. : Просвещение, 1986. 157 с.
29. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.