Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Анализ проблем инклюзивного обучения позволяет сделать вывод, что инклюзия ориентирована на всех учащихся, имеющих учебные потребности с разнообразными особенностями, а задача школы реагировать на эти потребности с помощью индивидуальных учебных программ.
Одной из форм обучения детей с особыми образовательными потребностями является новая, но признанная во многих странах мира инклюзивная форма образования, которая обеспечивает безусловное право каждого ребенка учиться в общеобразовательном учреждении по месту проживания с обеспечением всех необходимых для этого условий.
Инклюзия – процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь. При этом все заинтересованные стороны должны приобщаться к участию для получения желаемого результата. Инклюзия в равной степени необходима всем членам общества. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группы друзей, школы, места жительства).
Инклюзию в образовании можно рассматривать как один из многих аспектов инклюзии в обществе в целом. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, а также специальные условия и поддержку, необходимые ученику и педагогам для достижения успеха.
Однако процесс внедрения инклюзии требует значительных усилий всех участников образовательного процесса.
Инклюзивная школа – учреждение образования, которое обеспечивает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в обществе ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для предоставления специальных услуг согласно различным образовательным потребностям детей, создает положительный климат в школьной среде. Несмотря на то, что инклюзивные школы обеспечивают благоприятные условия для достижения равных возможностей и полного участия, для их эффективной деятельности необходимы совместные усилия не только со стороны учителей и персонала школы, но и сверстников, родителей, членов семей.
Для России инклюзивное образование – педагогическая инновация, находящаяся на стадии внедрения, а потому в основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в детских садах и, таким образом, те, что выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема получения образования детей с особыми потребностями находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых: В. Андрущенко, М. Ярмаченко, Е. Андреевой, В. Бондаря, Т. Ильяшенко, А. Колупаевой, Н. Сабат, Е. Ярской-Смирновой, А. Акимовой и обусловливает необходимость ее дальнейшей разработки.
Несмотря на имеющиеся научные исследования разноаспектных направлений инклюзивного обучения современных исследователей остается недостаточно изученным данный аспект. Что и обусловило выбор темы исследования «Инклюзивное образование как педагогическая инновация».
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: инклюзивное образование как педагогическая инновация.
Целью данного исследования теоретически обосновать инклюзивное образование как условие социальной адаптации детей с особыми потребностями и определить особенности его осуществления.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России как педагогической инновации.
2. Рассмотреть инклюзивное образование как одно из условий социальной адаптации детей с особыми потребностями.
3. Изучить основные принципы инклюзивного образования.
4. Раскрыть сопровождение инклюзивного образования и особенности его осуществления.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, инструктивно-методических документов по проблематике исследования; синтез данных теоретического изучения проблемы; обобщение педагогического опыта в области инклюзивного образования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируется цель, задачи, предмет, объект и методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основания инклюзивного образования как педагогической инновации. Вторая глава посвящена изучению опыта современных педагогов-практиков в области инклюзивного образования. В заключении приведены основные результаты исследования, сформулированы теоретические выводы.
Глава 1 Теоретические основания инклюзивного образования как педагогической инновации
1.1 Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России
Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными стандартами предусматривает гарантии прав инвалидов на образование.
Сегодня в Российской Федерации в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья используются 3 подхода:
1. Инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями обучаются вместе с обычными детьми.
2. Интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в школах.
3. Дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII типов [14, С.116].
В настоящее время система образования детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. Фактически в Российской Федерации образовательная интеграция реализуется путем экстраполяции, то есть путем экспериментальной адаптации и переноса в отечественные условия, модификации форм образовательной интеграции, положительно зарекомендовавших себя за рубежом.
В то же время сегодня организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми считается приоритетным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями. Реализация инклюзивного образования в Российской Федерации ставит вопрос о необходимости изменения методов реализации интеграционных инноваций в образовании.
Главную задачу в этом направлении сформулировал Дмитрий Медведев, сказав, что мы должны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они могли учиться среди здоровых сверстников в обычных школах, чтобы они с раннего детства не чувствовали себя изолированными от общества.
Такую же задачу ставит и проектная инициатива «Наша новая школа». Сегодня в Российской Федерации насчитывается около 700 000 детей. С каждым годом таких детей становится все больше. Если в 2015 году в Российской Федерации насчитывалось 453 600 детей-инвалидов, то в 2019 году их число приблизилось к 700 000. В то же время около 90 000 из них имеют физические недостатки, которые затрудняют им передвижение и доступ к социальным и образовательным ресурсам. В целях расширения доступа к образованию для таких детей в Российской Федерации развивается дистанционное образование. В 2019 году на его реализацию из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей.
В результате реализации нацпроекта в 2018 году около 30 000 детей получили возможность учиться на дому [6, С. 28].
Системное внедрение инклюзивного образования в Российской Федерации происходит неравномерно и медленно. В некоторых регионах (Архангельск, Самара, Москва) эти процессы продвинулись в своем развитии, в то время как в других регионах эта практика только начинает складываться.
Это в основном обобщение педагогического опыта, накопленного в российских школах и включающего инклюзивные подходы; анализ новых подходов к финансированию и управлению образованием детей с ограниченными возможностями.
По данным Министерства науки и образования Российской Федерации, в 2018-2019 годах модель инклюзивного образования реализовалась в качестве эксперимента в различных типах школ ряда регионов Российской Федерации, в том числе: республики Северного Кавказа; Хабаровск; Санкт-Петербург
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. – Красноярск, 2013. – 195 с.
2. Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Отв. ред.: М. Перфильева. – М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2016. – 158 с.
3. Гончарова, Е.Л. Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» / Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина. – М.: Полиграф сервис, 2015. – 142 с.
4. Дунаевская, Э. Б. Факторы психологической готовности учителей к включению в общеобразовательный класс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Э. Б. Дунаевская // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2017. – Т.1. – № 37. – С. 32-36.
5. Ильяшенко, Т. Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе / Т. Ильяшенко // Социальный педагог. – 2019. –№ 5. – С. 26-35.
6. Индекс инклюзии: общеобразовательное учебное заведение: учеб.-метод. пособ. / под общ. ред. В. И. Шинкаренко. – М.: ООО «Издательский дом Плеяды», 2011. – 96 с.
7. Инклюзия как новая философия образования // Радость детства – свободные движения. – 2009. – № 4. - С. 8.
8. Колупаева, А. А. Опыт реализации инклюзивного образования в странах Европы / А. А. Колупаева. – М.: Педагогическая мысль, 2017. – 458 с.
9. Котова, C. А. Проблемы инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narfu.ru/inclusive-education/library/articles.
10. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров Текст.: монография / Н.М. Назарова. – М.: Спутник +, 2019. – 159 с.
11. Основы инклюзивного образования: учеб.-метод. пособ. / под общ. ред.А. А. Колупаевой. – К.: А. С. К., 2012. – 308 с.
12. Санина, Е.И. Модель инклюзивного обучения в высшей школе / Е.И. Санина, О.М. Жиганова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - № 2. – С.10-16.
13. Софий, Н. С. Концептуальные аспекты инклюзивного образования / за общ. ред. Л. И. Даниленко. – М.: Гардарики, 2016. – 128 с.
14. Таранченко, А. Н. Основы инклюзивного образования: учеб. / А. Н. Таранченко, И. А. Белозерская. – М.: Гардарики, 2017. – 216 с.
15. Элен, P. Привлечение детей с особенными потребностями общеобразовательных классов / Элен P. Даниэлс, Кей Стаффорд. – М.: Общество «Надежда», 2010. – 157 с.