Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала образования, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого. Педагогам рекомендовано сосредоточить усилия на создании необходимых условий для полноценного развития детей, их успешной социализации.
Подчеркивается, что образовательные программы должны основываться на передовых достижениях педагогической науки, с учетом новых технологий. Одной из таких «новых», хорошо забытых «старых», технологий является метод проектов, возникший в США в конце XIX – начале XX в., получивший свое признание и широкое распространение в нашей стране после октябрьской революции, в 20-30-е годы XX века.
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Считаю, что наиболее оптимальными методами работы с учащимися в данном направлении являются: отбор и включение в программный материал творческих ситуаций, «обучение через исследование», организация экспериментальной, исследовательской деятельности учащихся, создание индивидуальных систем обучения одаренных детей.
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам проектно-исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Photoshop – это удивительная многоцелевая программа, лидер в индустрии графики и дизайна. Photoshop - это безграничные возможности, сотни инструментов, тысячи функций, миллионы эффектов. И поэтому даже самые продвинутые гуру не знают все о Photoshop.
Программа Photoshop имеет колоссальные возможности, в том числе и для организации проектной деятельности с учащимися.
Цель данной работы: изучение использования возможностей графического редактора Photoshop в проектной деятельности школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть историю создания проектного обучения;
• Изучить виды и особенности проектной деятельности в современной школе;
• Проанализировать возможности графического редактора Photoshop в проектной деятельности школьников.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся.
Предмет исследования: редактор Photoshop в проектной деятельности школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Проектная деятельность как вид учебной деятельности
1.1. История развития проектного обучения
Такие понятия, как «технология», «проект», возникли достаточно давно и имеют свою историю еще в XIX веке, в связи с развитием промышленности и подготовкой кадров для различных отраслей производства, особенно в машиностроении, стали широко применяться различного рода технологии, означающие, в переводе с греческого – искусство, мастерство. Позже, задача технологии, как науки стала заключаться в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов. Нечто похожее, только связанное с развитием ребенка, поиском наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания, выявлением закономерностей входит в задачи педагогических технологий.
Что касается метода проектов, который широко использовался в развитых странах для подготовки инженеров, строителей, архитекторов и был направлен на формирование у них умений составлять план, расчеты, чертежи и т.п. для создания какого-либо объекта. Наряду с традиционными видами, стало развиваться педагогическое проектирование, свою популярность получил в образовании метод проектов .
В конце XIX – начале XX веках «школа учебы» стала подвергаться резкой критике прежде всего за ее отрыв от жизни. Вместо «книжной» школы стали предлагаться проекты «трудовой школы», «иллюстративной», «школы действия» и т.д. Особой популярностью пользовались взгляды сторонников философии прагматизма, в переводе означающего – «действие».
Одним из последователей этого направления был Джон Дьюи, чьи педагогические взгляды нашли отражение в работе «Школа и общество», в которой он критикует однообразие программ и методов обучения, где центр тяжести лежит на плечах учителей, учебников, но только не на активной работе самого ребенка. По его убеждению, «школа должна быть местом, где ребенок мог бы действительно жить и получать свой жизненный опыт, где он мог бы наслаждаться и находить смысл ради него самого». Для этого необходимо, чтобы школа была лабораторией, в которой ребенок был бы исследователем, наблюдателем реальной жизни. Этой цели может служить и метод проектов. Родиной методов проектов являются Соединенные Штаты Америки .
В педагогической литературе термин «метод проектов» впервые появился в 1908-1910 гг. В 1911 году «Бюро воспитания» узаконило термин «проект».
В 1919 году этот метод стал повсеместно внедряться в практику школ. В виде так называемых «домашних проектов» этот метод стал вводиться в работу опытных частных школ (как это было и у нас в России в деятельности
1 Опытной станции Наркомпроса, возглавляемой С.Т. Шацким.) В основе созданной ими воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый ребенок имел возможность для всестороннего развития сил. Дети входили в различные клубы по интересам, «товарищества», работали над различными проектами, что создавало благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
Пропагандистами метода проектов в Америке были Джон Дьюи, Кильпатрик, Коллингс, Торндайк и другие. Наиболее полное теоретическое обоснование этот метод получил в книгах Коллингса «Эксперимент с проектным учебным планом» (1912г), Кильпатрика и Стивенсона «Проектный метод обучения» (1924). Сущность этого метода была в том, что он был направлен против книжной школы. Подчеркивалось, что главная цель – «воспитание человека, умеющего «делать вещи» и «делать доллар».
Многих сторонников этого метода в нашей стране привлекал его оригинальный подход к педагогическому процессу, тесная связь с жизнью, вовлечение детей в общественно-полезную деятельность. Воспитатель исполнял роль организатора-консультанта такой работы. Главная задача заключалась в оказании помощи детям в разработке проектов применительно к условиям конкретной обстановки социальной среды.
В советский период, в 20-30-е годы XX века отводилось серьезное внимание социализации детей. В дошкольных учреждениях рекомендовалось практиковать такие виды деятельности как «игра-труд» (домоводство, огородничество, работы по украшению детского сада и его территории), а также некоторые виды общественно полезной работы. Шел интенсивный поиск новых форм и методов.
В резолюции II Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (1921 г.) подчеркивалось, что в «основу работы с детьми необходимо положить:
1) организацию детской жизни, основанной на принципе труда и коллективизма;
2) изучение ребенка с точки зрения его психофизических особенностей;
3) изучение окружающей ребенка социальной среды и вовлечение детей в общественно-полезную деятельность».
Кроме того, рекомендовалось создание трудовых групп для выполнения поручений по хозяйству, уходу за растениями, уборке собственных комнат, уборке картофеля, участие в приготовлении обеда и т.д. Для работы над проектами устраивались различные исследовательские экскурсии на производство, изучение особенностей жизни села, района, города в связи с проработкой различных заданий, по окончании которых дети совместно с педагогом учитывали выполнение проектов, совместно оценивали положительные и отрицательные стороны.
Проектные работы помогали, как считали сторонники
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Горбунова Н.В., Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27
2. Горячев Александр Владимирович. Проектная деятельность в Образовательной системе "Школа 2100" / А.В.Горячев // Нач.шк.плюс До и После. — 2004. — №5. — С.3-9
3. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. – М., 1986.
4. Дитрих, Я. проектирование в конструирование: Системный подход / Я. Дитрих; пер. с польск. – М., 1981.
5. Дьюи, Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи. – М.: Госиздат, 1926.
6. Лесникова Светлана Геннадьевна. Проектная деятельность как средство развития социальной инициативности подростка в условиях детской общественной организации : Автореф.дис...канд.пед.наук / С.Г.Лесникова. — Ижевск : Б.и., 2005
7. Марина, А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. — 2014. — № 5. — С. 16-23
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2004.
9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42
10. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2005
11. Поливанова, Катерина Николаевна. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011
12. Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zheschool3.ru/index.php/uzitschool/lop/214-lop7
13. Реутова, Е.Б. Метод проектов при создании опорных конспектов / Е.Б.Реутова, В.Н.Рязанова // Биология в шк. — 2005. — №2. — C.37-40.
14. Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-№9.-С.50-55.
15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.: Аркти, 2012
16. Серёжникова, Р.К. Синергетический подход к сущности личности студента как субъекту саморазвития / Р.К. Серёжникова // Педагогическое образование и наука. – 2013. – №3.
17. Симоненкова, Т. Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Т. Д. Симоненкова // Завуч. — 2007. — - № 8. — С. 3-6.
18. Смелова, В. Г. Метод проектов в современной школе [Текст] / В. Г. Смелова // Биология в шк. — 2007. — - № 6. — С. 54-56.
19. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portfolio.uga.akipkro.ru/gallery/231/Реферат_Проектный%20метод %20в%20школьном%20образовании.pdf
20. Тулупова, О. В. Психолого-педагогические условия формирование пректной деятельности школьников [Текст] / О. В. Тулупова, Н. В. Орлова // Психология обучения. — 2007. — - № 4. — С. 30-38.
21. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3239633