Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из главных условий достижения успехов в теннисе и вообще в спорте является обеспечение высокого уровня физической подготовленности спортсмена. Современный теннис развивается в сторону все большего ускорения темпа игры. Для ведения скоростной игры необходимо быстро и свободно передвигаться по площадке и выполнять мощные удары. Длительное участие в соревнованиях, в которых некоторые матчи продолжаются более трех часов, требует высокого уровня развития функциональных возможностей организма и совершенного развития физических качеств [20].
Теннис, как известно, является одной из самых сложных и эмоциональных игр. С физиологической точки зрения он представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности.
Непрерывная борьба в розыгрыше каждого очка сопряжена с самыми разнообразными движениями (бегом разной интенсивности: резкими остановками, рывками, ускорениями; прыжками; различными ударами по мячу).
Основную часть нагрузки теннисистов составляет работа скоростного и скоростно-силового характера достаточно большой мощности, требующая проявления высокого уровня общей, скоростной и специальной выносливости. При этом выполнение физических нагрузок в теннисе всегда происходит в усложненных условиях с наличием различных неблагоприятных и сбивающих факторов (метеорологические условия, отношение зрителей к игроку, пристрастное судейство и др.) [18].
Скоростных способности - это одно из наиболее важных физических качеств для теннисистов. Возраст 10-11 лет является благоприятным периодом для их развития, поэтому они занимают особое место в тренировочном процессе теннисистов этого возраста.
В настоящее время развитие скоростных способностей юных теннисистов чаще всего проводится без использования вспомогательного инвентаря. На наш взгляд, это связано с отсутствием методических разработок, изучающих пользу его применения в тренировочном процессе.
Отсюда особо актуальной становится проблема разработки эффективных комплексов упражнений с применением вспомогательного инвентаря, позволяющих успешно развивать это физическое качество.
Цель работы - Оценить уровень развития скоростных способностей у теннисистов 10-11 лет.
Объект исследования - процесс развития скоростных способностей теннисистов 10-11 лет.
Предмет исследования - развитие скоростных способностей у теннисистов 10-11 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику скоростных способностей.
2. Изучить методику развития скоростных способностей.
3. Проанализировать особенности развития скоростных способностей теннисистов 10-11 лет с использованием вспомогательного инвентаря.
4. Разработать комплексы упражнений с использованием вспомогательного инвентаря для теннисистов 11-12 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1. Общая характеристика скоростных способностей
Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией [5].
Физиологические основы развития скоростных способностей.
Различают два вида мышечных волокон, отличающихся по функциональным возможностям и по структуре: белые или «быстрые» мышечные волокна отвечают за силу и скорость сокращения, не приспособленные к работе на выносливость, красные или «медленные» волокна напротив - приспособлены для длительной и медленной работы [36].
По способам энергообеспечения эти два типа волокон так же различаются: в быстрых преобладают анаэробные процессы, в медленных анаэробные, что подразумевает наличие более развитой капиллярной сети, увеличенного содержания миоглобина и соответственно более высокой окислительной ферментной активности. Соотношение типов мышечных волокон в мышце генетически предопределен, однако можно несколько увеличить количество красных мышечных волокон тренируясь на выносливость. Соответственно генетическая предрасположенность является серьезным фактором при выборе спортивной специализации. Так обладатели большого количества быстрых волокон становятся спринтерами, прыгунами, метателями, а медленных - марафонцами [33].
Соотношение количества быстрых и медленных мышечных волокон является фактором, определяющим скоростные сократительные свойства мышц. Например, спортсмены высокой квалификации, тренирующие выносливость, обладают меньшим количеством быстрых мышечных волокон в сравнении с не спортсменами, и особенно в сравнении со спортсменами, тренирующими скоростно-силовые качества [31].
При всей важности генетической предрасположенности, не стоит забывать о влиянии внешней среды.
Один единственный фактор не обеспечивает скорость движений, она является комплексным физическим качеством спортсмена, что доказано в многочисленных исследованиях. Есть три элементарные формы проявления скоростных способностей [1]:
- латентное время двигательной реакции;
- скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
- частота движений (темп).
Эти три формы относительно независимы друг от друга, и это свойство скоростных способностей сохраняется на протяжении всего развития школьника. Но некоторые исследователи все же обнаруживают связь между отдельными формами проявления скорости. Так исследования Ю.А. Милутка[28] показывают наличие взаимосвязи между максимальным темпом в односуставных и многосуставных движениях. А в работах Ю.Н. Примакова[33] найдена подтвержденная связь между результатами в беге на 30 м с частотой бега на месте и частотой движений рук. Исследования JI.H. Жданова[15] показывают взаимосвязь между показателями частоты в элементарных формах движений у школьников.
Скоростные способности человека лучше всего характеризуют элементарные формы, чем скорость целостного акта, дающая лишь косвенное представление.
Латентное время двигательной реакции служит показателем зрелости и функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата.
С физиологической точки зрения латентное время двигательной реакции представляет собой сенсомоторную реакцию и складывается из отрезков времени, необходимых для протекания следующих процессов:
1) время для возбуждения рецептора;
2) время передачи возбуждения по афферентным путям в соответствующие отделы центральной нервной системы;
3) время для передачи возбуждения от одних нейронов к другим для формирования эффекторного сигнала;
4) время прохождения этого сигнала по эфферентным путям к мышцам;
5) время на развитие возбуждения и сокращения мышц.
Под воздействием тренировки на третьем этапе происходит наибольшее улучшение, в то же время изменения на остальных этапах очень малы. С.И. Мануйлов [27] показал отсутствие различий во времени двигательных реакций левой и правой руки во всех исследуемых возрастах.
Чем выше величина преодолеваемого сопротивления при выполнении движения, тем дольше время его выполнения. Соответственно, необходимо обеспечить максимально быстрые одиночные движения с малым сопротивлением, для использования времени выполнения как характеристики скоростных способностей.
Скорость протекания нервных процессов в коре головного мозга обеспечивают частоту движений, координируя работу мышц, вызывая их напряжение и расслабление. Коэффициенты корреляции максимального темпа движения в разных сегментах тела человека объясняют наличие зависимости максимальной частоты движений не только от подвижности нервных процессов, но и от эластичности самих мышц, подвижности суставов, уровня владения техникой выполнения движения, а также способностью мышц к расслаблению.
Одним из способов увеличения эффективности уроков физической культуры, самостоятельных тренировок учеников или занятий в секциях будет информирование преподавателей о критических для развития скоростных способностей возрастных периодах. Согласно данным исследований З.И. Кузнецовой [20] существуют следующие возрастнополовые особенности развития скоростных способностей.
Стремительное развитие движений в беге в возрасте 10-12 лет. Максимальная интенсивность роста мышечной силы и скоростно-силовых качеств приходится на начало пубертата. У девочек с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Москва : Издательский Дом «Инфра-М», 2018. - 352 с.
2. Бодакин, А.В. Физическая культура : учебное пособие / А.В. Бодакин, С.И. Филимонова. - Москва : МГУП имени Иванова Федорова, 2012. - 210 с.
3. Бочкарева, С.И. Физическая культура : учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - Москва : Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.
4. Васильева, В.В. Физиология человека: учебник / В.В. Васильева - Москва : Физкультура и спорт, 2011. - 319 с.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Советский спорт, 2014. - 352 с.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Е. Еоршков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : КНОРУС, 2016. - 214 с.
7. Виноградов, Е.П. Теория спортивной тренировки : учебное пособие / Е.П. Виноградов. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1999. - 210 с.
8. Ворсин, Е.Н. Физическое воспитание : учебное пособие / Е.Н. Ворсин, Л.Д Елазырина, А.А. Еужаловский. - Минск : Асар, 1995. - 176 с.
9. Всеволодов, И.В. Базовая подготовка юных теннисистов / И.В. Всеволодов. - Москва : Советский спорт, 2013. - 120 с.
10. Всеволодов, И.В. Теннис. Примерная учебная программа : учебное пособие / И.В. Всеволодов, В.А. Еоленко, В.А. Еорелов и др. - Москва : Советский спорт, 2009. - 137 с.
11. Всеволодов, И.В. Тестирование подготовленности теннисиста / И.В. Всеволодов. - Москва : Советский спорт, 2013. - 76 с.
12. Еелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Еелецкий. - Красноярск : ПИК СФУ, 2008. - 342 с.
13. Голенко, В. А. Академия тенниса / А.В. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 240 с.
14. Горячева, М.В. Характеристика развития быстроты у теннисистов / М.В. Г орячева // Электронный научный журнал. - 2016. - №13. - С. 308-311.
15. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь : учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Изд. 4-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.
- 249 с.
16. Джелепов, И.Б. Теннис. Методика начального обучения : учебное пособие / И.Б. Джелепов, Н.В. Колесников, П.П. Смолев. - Санкт-Петербург : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014. - 120 с.
17. Долгушина, Н.А. Физическое развитие ребенка : учебнометодическое пособие / Н.А. Долгушина. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017. - 102 с.
18. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физилогия / А.О. Дробинская. - М. : Издательство Юрайт, 2017 - 414 с.
- Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев.Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 384 с.
19. Копкарева, О.О. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / О.О. Копкарева. - Тверь : Тверской государственный университет, 2016. - 114 с.
20. Кошбахтиев И.А. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации / И.А. Кошбахтиев, Д.К. Исмагилов, О.Р. Атаев // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 181-184.
21. Лелеко, Д.А. Анализ влияния технического оснащения в теннисе на физическую и техническую подготовку спортсменов / Д.А. Лелеко. - 2011. - №1. - С. 85-89.
22. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний / В.П. Лукьяненко. - Москва : Советский спорт, 2003. - 224с.
23. Марков, К.К. Специальная двигательная подготовка спортсменов в современном спорте : монография / К.К. Марков. - Иркутск : Иркутский национальный исследовательский университет, 2016. - 207 с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
25. Меринов, А.Н. Современный теннис: анализ техники мировых звезд и рекомендации к обучению детей / А.Н. Меринов. - Санкт-Петербург : СИНЭЛ, 2015. - 132 с.
26. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов : методическое пособие / В. Г. Никитушкин. - Москва : Москомспорт, 2009. - 112 с.
27. Николаев, И.В. Основы техник и методики обучения теннису : учебное пособие. - Москва : МПГУ, 2012. - 60 с.
28. Поздеев, М.Ю. Основные этапы подготовки теннисистов / М.Ю. Поздеев // Научно-методические аспекты современного тенниса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ГЦОЛИФК», 2018. - С. 80-83.
29. Пулатов, Ш.А. Роль учета уровня и динамики развития скоростносиловых качеств при занятиях теннисом / Ш.А. Пулатов, Ф.А. Пулатов // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 109-114.
30. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков. - Москва : Владос, 2014. - 170 с.
31. Салахутдинова, А.З. Основные компоненты физической подготовленности теннисистов 11-14 лет / А.З. Салахутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 20. - С. 145-150.
32. Скородумова, А.П. Средства и методы контроля физической подготовленности теннисистов, тренирующихся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова, С.Д. Тошович. - Москва : ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2016. - 20 с.
33. Скородумова, А.П. Показатели скоростных способностей и их взаимосвязь у теннисистов 6-14 лет на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова, С.Д. Тошович, А.А. Трухачёв // Вестник спорт. науки. - 2016. - № 4. - с. 28-32.
34. Скородумова, А.П. Тесты для оценки физической подготовленности теннисистов 6-14 лет / А.П. Скородумова, О.В. Кузнецова, И.С. Баранов, С.Д. Тошович // Сборник научных статей по итогам V Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Москва : Изд-во ООО «Издательство МБА», 2017. - С. 172-183.
35. Сокур, Б.П. Повышение эффективности перемещений теннисистов 10-11 лет / Б.П. Сокур, С.Е. Воробьева // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: Материалы XI Международной научнопрактической конференции. - Смоленск : ООО «Принт-Экспресс», 2017. - С. 197-198.
36. Сокур, Б.П. Теннис : учебно-методическое пособие / Б.П. Сокур, А.А. Гераськин, Ю.П. Девяткин и др. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. - 182 с.
37. Тамбовцева, Р.В. Физиологические основы развития двигательных качеств / Р.В. Тамбовцева // Новые исследования. - 2011. - №1 (26). - С. 5-14.
38. Теннис : учебник для ин-тов физ. Культуры / под ред. С. П. Белиц- Геймана. - Москва : Физкультура и спорт, 1997. - 224 с.
39. Теоретические и методические основы физической подготовки: учебно-методическое пособие / под общ. ред. П.Н. Кознова. - Химки : АГЗ МЧС России, 2011. - 85 с.